Александр Давыдов

Тренер, журнал "Тренер", Александр Давыдов

«Нужно кайфовать во время плавания и получать удовольствие в воде»

Александр, у вас была конкретная цель, когда вы пошли на плавание, — борьба с лишними килограммами. Каким правилам нужно следовать, чтобы занятия плаванием действительно оказались эффективными и помогли человеку похудеть?

Когда я пошёл на плавание, у меня не было конкретной цели, потому что это родители привели в бассейн в семь лет. Я искренне убежден, что человек в семь лет не может с конкретной целью куда-то идти. В этом возрасте дети хотят просто веселиться. И это очень круто. Родители меня отдали в плавание, как это делают многие другие, чтобы их ребенок был чем-то занят, что-то попробовал. В моём случае, в том числе и потому, что у меня была вторая степень ожирения. Моим первым тренером стала Татьяна Юрьевна Воронцова из ДЮСШ №1, далее я тренировался у Юрия Александровича Кузьмина. Когда его, к сожалению, не стало, перешёл к его жене, Марине Владимировне Кузьминой.

В первую очередь человеку помогает сбросить вес питание. А ещё ему поможет похудеть любая физическая активность. Чтобы это было эффективно, надо довериться тренеру. Пойти к нему и сразу обозначить точку «А» и точку «Б». Тренер определит условия. Если он, когда вы к нему приходите и говорите, что хотите похудеть, ничего не упоминает про питание, то это плохой наставник, потому что невозможно избавиться от лишнего веса, неправильно питаясь. Это так не работает. Возможно вы, конечно, будете плавать по 20 ‒ 30 км в день, но я исключаю этот вариант. Главное — слушать тренера и верить ему.

Вы сами себя мотивировали на достижения результатов в плавании, или чаще тренеры побуждали вас к действиям?

У меня на самом деле даже как-то вопросов не возникало по этому поводу. В детстве я просто плавал. У меня постоянно прогрессировал результат, поэтому было интересно. Да, когда-то было тяжело, когда-то я ненавидел плавание, вставать в пять утра, чтобы пойти на тренировку, плыть 10-й, 13-й километр. В 14 лет я перешёл тренироваться в училище олимпийского резерва, но также продолжил совмещать занятия в общеобразовательной школой, от этого было ещё сложнее.
И так, до 11 класс включительно, я отучился в лучшем лицее города. Периодически прогуливал, что-то скрывал от родителей, когда-то не ходил на учёбу, оставался спать или, наоборот, прогуливал тренировки. И до этого возраста, пока у меня не было особых результатов, родители иногда звонили и говорили: «Хватит сидеть дома. Почему ты не пошёл на тренировку?». А в 14 лет я пришел в сборную Тульской области, мы тренировались у Ольги Андреевны Попковой, с ней в тандеме работал Андрей Николаевич Попков. В команде были сильнейшие ребята области, одни из лучших в России на открытой воде, и там никто не пропускал занятия, так как присутствовала мотивация. Да, всем когда-то было тяжело, но все друг друга подбадривали, усердно тренировались, и я тоже трудился.

Подростком вы часто ездили на сборы. Поездки и постоянные тренировки не отвлекали вас от учёбы?

На первые сборы по России я поехал в 14 лет. Далее были сборы и на Кипре, и в Армении, и в других местах, но не то, чтобы весь мир объехал. Я учился в лучшей школе города Новомосковск и, например, в десятом классе половину учебного времени был на сборах или на соревнованиях. Но это не помешало мне хорошо сдать ОГЭ в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м. Я не гнался за красным аттестатом, получал те знания, которые мне необходимо было получать. Как-то так вышло, что у меня работающая голова, и никогда не было проблем с учебой. Прикладывая минимум усилий для необходимого результата, никогда не сидел за уроками по пять часов и все такое. Конечно, спортивная деятельность отвлекала от учёбы, но всё это не критично. В 11-м классе пришлось отказаться от сборов, потому что готовился к экзаменам. Но, с другой стороны, фундаментальные, базовые вещи я узнавал из домашнего задания, что-то у ребят спрашивал или сам дотягивал. И сейчас, глядя сквозь призму времени, понимаю, что нереально там пропустить что-то важное, если более менее стабильно и регулярно учиться, хоть и слабенько..

В какой момент из бассейна вы переместились на открытую воду? Сколько времени вам потребовалось, чтобы адаптироваться к новой обстановке?

Я до 14 лет плавал в одной спортшколе, далее перешел к Ольге Андреевне и Андрею Николаевичу Попковым, которые специализируются на открытой воде. Там есть свои плюсы и минусы. Из минусов — неважно, как ты плаваешь, ты будешь тренироваться под открытую воду, то есть все, кто приходил, загонялись под одну гребёнку. Преимущество заключается в том, что это огромные возможности: и сборы, и Кипр, и Армения, и соревнования в разных странах. Когда в 14 лет я поехал на сборы на Кипр, там были тренировки не только в бассейне, но и в море, что включало в себя ориентацию плавания без бортиков. Сколько конкретно времени потребовалось на адаптацию я не скажу, потому что по факту сразу начались тренировки на открытой воде, сразу большие объёмы, большие задания. Получается, я начал тренироваться перед Новым годом 2012 – 2013 годов и летом 2013 г. в Анапе уже поплыл на первых соревнованиях на открытой воде.

Как вы думаете, почему некоторым спортсменам удается раскрыть свой потенциал не в бассейне, а именно на открытой воде?

Это абсолютно разные виды спорта, как, например, шорт-трек и обычные коньки, биатлон и лыжи, футбол и мини-футбол. В бассейне есть бортики, выходы, короче дистанция, то есть там более скоростные моменты. И что важно, ты плывешь один на дорожке. Открытая вода — это контактный вид спорта, как марафоны и массовые забеги. Ты плывешь рядом с кем-то. Тебя могут задеть локтем, может не получиться плыть быстрее, потому что ты в кого-то врезался. В бассейне такого нет. Также препятствием могут быть погодные условия, волны, температура воды, солнце, трасса, течения. У меня знакомые даже акулу видели, когда плавали. Слава Богу, она там небольшая была, но факт тот, что видели. Это тоже может повлиять на то, как плыть.

Кто-то раскрывается на открытой воде как минимум потому, что на ней дистанция длиннее. Условно, Кирилл Беляев, мой хороший друг, призёр чемпионатов мира и Европы на дистанции 25 км, раскрыл там свой потенциал, потому что в бассейне больше 1500 м ничего нет. Плюс он умеет держать ноги, драфтинг так называемый. Это тоже важно, так как есть люди, которые намного медленнее плавают в бассейне, но они могут встать в ноги за кем-то, долго держать его скорость и на финише даже обогнать, тем самым увеличивая свои шансы на победу на открытой воде. То есть это разные виды спорта, для которых важны разные качества, в том числе и психологические.

Чем вас в свое время заинтересовала спортивная журналистка?

В 2015 году я смотрел Универсиаду. Выходят наши пловцы, и комментатор называет, условно, Васю Петей, а Петю Васей. Я в лицо знаю всех спортсменов, а комментатор их называет неправильными фамилиями, отсюда возникла мысль: «Кто же, если не я?» Начал изучать спортивную журналистику, вести блог, ещё сильнее интересоваться плаванием. Я искренне люблю этот вид спорта и считаю, что он очень сильно обделён с точки зрения популяризации. Есть прекрасные тренеры, классные спортсмены, олимпийские чемпионы, но почему-то фигуристы, гимнасты, биатлонисты у нас звёзды, а пловцы — нет. Например, у Жени Рылова 40 тыс. подписчиков в Instagram, но это не уровень двукратного олимпийского чемпиона. И я вижу свою миссию в том, чтобы сделать этот вид спорта популярнее, спортсменов — более узнаваемыми через журналистику.

Почему, на ваш взгляд, спорт является важным социокультурным явлением современной цивилизации?

Спорт невероятно важное социокультурное явление, как минимум, потому, что добавляет дисциплины, сохраняет ясность ума, объединяет людей. Я на себе убедился в том, насколько важна физическая активность в жизни человека. Во-первых, здесь играет важную роль закон гиперкомпенсации энергии — чем больше энергии ты отдаёшь, тем больше её в твоем организме появляется. Во-вторых, это отличное физическое состояние, здоровье. Третье, ты занимаешься спортом с людьми, которые тоже физически активны и им не всё равно на свою жизнь, у них есть определённые цели. От них можно получить что-то интересное. К тому же, на тренировках ты не тратишь зря свое время, ты делаешь что-то полезное. Это лучше, чем сидеть сложа руки.

Что побудило вас на создание блога о водных видах спорта на таких площадках как YouTube и Instagram?

Побудила недостаточная компетентность, отсутствие СМИ, освещающих плавание и безумная любовь к этому виду спорта. Мне не нравится, как комментируются российские соревнования, и то, что ничего вообще не освещается. Человеку, интересующимся плаванием, чтобы узнать какую-нибудь информацию, надо прям постараться её найти. Нельзя зайти на какой-нибудь сайт, где будут все международные новости, как есть, например, SwimSwam News. Вот это прям пушка! И одно из моих мечтаний — создать такую же русскоязычную тему.

Сейчас вы комментируете Московскую лигу плавания. Легко ли вам дается эта деятельность? Каким должен быть профессиональный комментатор?

Я комментирую Московскую лигу плавания больше года и с недавнего времени также чемпионат Москвы. В принципе, это легко даётся, но, естественно, есть усталость, где-то сложнее, где-то комфортнее. Но мне нравится, что самое главное. Когда ты говоришь о плавании и помогаешь сотне или даже тысяче человек, которым это интересно, то, конечно, прибавляется мотивации.

Профессиональный комментатор должен быть , как говорится, в теме. Ему необходимо разбираться и обязательно готовиться. Не просто пришел, тебе включили микрофон, и ты по ходу действия разбираешься, общий посыл должен быть такой: «я работаю, четко готовлюсь, и всё будет отлично». Также важна чёткая дикция, хороший голос, достаточный словарный запас и эмпатия. Если комментатор будет сопереживать спортсменам, то эмоции передадутся зрителям, и им будет интереснее смотреть.

Какие ресурсы вам потребовались для того, чтобы реализовать свою идею и открыть школу плавания Swim Shot?

Отвечу просто: мне потребовалось желание, не более. Я начал знакомиться с людьми, думать, как это желание реализовать, искать какие-то советы, деньги. К тому же я занимался всем этим не один, нас трое основателей школы на равных правах, просто говорю от лица всех троих. Далее ищешь клиентов, смотришь, чтобы с юридической точки зрения всё было чисто. Главное начать. У многих ничего не получается, именно потому что они боятся пробовать.

Благодаря чему ваша школа может позиционировать себя как престижное и успешное спортивное заведение, которому родители могут доверить своих детей?

Во-первых, у нас есть собственный бассейн. Если нам люди доверили бассейн, то, вероятно, мы что-то знаем и что-то можем.

Во вторых, в нашей школе абсолютно все тренеры в любой момент готовы залезть в воду. Этим мы выделяемся, потому что многие наставники просто сидят на бортике — и всё. Если мы видим, что ребенок или взрослый плохо плывет, что-то не понимает при объяснении, то тренер пойдёт в воду и покажет. Также мы всегда выслушаем ребенка и никогда не будем никого заставлять. Мы позиционируемся как школа кайфового плавания. Нужно кайфовать во время плавания и получать удовольствие в воде.

Все наши тренеры проходили обучение. Они профессиональные спортсмены в прошлом, а кто-то и сегодня. Среди них есть кандидаты в мастера спорта и мастер спорта международного класса. У нас много тренеров с дополнительным образованием. Раз, два в месяц мы проводим, так скажем, зачёты, на которых родители могут увидеть, спрогрессировал ребенок или нет, чтобы была возможность отслеживать результат.

Мы чётко знаем, что мы крутые, у нас отличная система подготовки, и я ручаюсь абсолютно за каждого тренера, который работает в нашей школе. Все тренеры молодые активные и амбициозные. После пробной тренировки 95% клиентов приобретают абонемент, оставшиеся 5% — в основном те, кому дорого, не подходит время и т. д.

Как много взрослых и с каким уровнем подготовки приходит в ваш бассейн?

Всего у нас сейчас занимается примерно 350 человек, из них не более 50 — это взрослые. Уровень подготовки от «я первый раз вижу воду» до выступлениях на соревнованиях. Например, в группе Александра Васильевича Астапова есть ребята, которые неоднократно ездили на турниры. Кто-то из взрослых приходит и говорит, что боится воды. Мы берёмся, тренируем, развиваем. И спустя время они показывают результат и тоже принимают участие в соревнованиях.

Чему могут научить тренеры школы плавания Swim Shot?

Тренеры школы плавания Swim Shot могут научить кайфовать от воды, любить плавать, научить дисциплине и ответственности за результат. В рамках тренировок три раза в неделю могут научить всему. Понятно, что за такое количество занятий не подготовишь ребят, чтобы они попали в сборную России, выполнили норматив мастера спорта. К этому мы не стремимся. А обучить базовым способам плавания, комфортному нахождению в воде и т. д. можем. Мы подготавливаем воспитанников к соревнованиям. 20 марта Swim Shot поплывёт на первых коммерческих соревнованиях. Участвовать будут и тренеры, и ученики.

Александр, что вы посоветовали бы людям, которые не умеют плавать, но хотят научиться?

Люди, которые не умеют плавать, должны подойти к тренеру и сказать, что хотят этому научиться. Как определить адекватность тренера? Спрашиваете, через какое время сможете поплыть. Если он начнет хотя бы примерно называть сроки, не идите к такому специалисту. Ни один наставник не может обещать, что вы поплывете через занятие или спустя два месяца. Всё здесь индивидуально.

Добавить комментарий