Валерий Поканинов

«Тренерство — это каждодневный труд»


Валерий Борисович, какое место занимал футбол в вашей жизни, когда вы учились в школе и институте?

Спорт занимал важное место в моей жизни, особенно когда я учился в начальной школе, в своей маленькой деревне и в общеобразовательном интернате. Мы были фанатами спорта и могли им заниматься круглые сутки. Учителя привили нам любовь к физической активности. У нас не было отдельных секций при школе, занимались тем, что входило в учебную программу. Во время учёбы выступал за институт им. Лесгафта в первенстве вузов Ленинграда.

До аспирантуры мы играли против «Уралана» и мне предложили поехать на сборы с этой командой. Пригласил меня Игорь Андреевич Зазроев, я пару месяцев тренировался с командой и был близок к тому, чтобы меня заявили. Но в 1988 году получил предложение поступить в аспирантуру и сделал выбор в пользу обучения.

В аспирантуре общался с преподавателями кафедры футбола Николаем Михайловичем Люкшиновым и Марком Абрамовичем Рубиным. В любом случае довелось посмотреть тренировочный процесс, получить знания, посмотреть методики, которые в то время практиковали Герман Зонин, Юрий Морозов, и Павел Садырин. Было у кого поучиться.

Окончил аспирантуру. Был шанс остаться на кафедре, но я вернулся к себе в Калмыкию, в институт на кафедру физической культуры. В 1994 году мне доверили должность заведующего кафедрой. Тренировал команду, которая выступала на всех соревнованиях, первенствах Калмыкии. Уже после аспирантуры я предлагал новые методики тренировочного процесса с научным обоснованием, с чётким планированием.

В аспирантуре Государственного дважды орденоносного института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта вы учились вместе с трехкратной олимпийской чемпионкой по лёгкой атлетике Татьяной Казанкиной. Какая она в жизни?

У нас вообще очень был хороший курс. Практически все двадцать пять человек защитили кандидатские диссертации, потом и докторские. Татьяна Васильевна — великая спортсменка, а как человек очень простая. На втором курсе мы вместе с ней водили студентов в поход на Ладогу. Это был поход на шлюпках. Она очень любила рыбалку. Мы поражались её способности ловить рыбу, потому что находились буквально в пяти метрах от неё и не могли ничего поймать, а она таскала рыбу одну за другой. Татьяна Васильевна очень интересная женщина, очень образованная. Муж у неё, по-моему, мастер спорта, кандидат физико-математических наук, работал в Ленинградском государственном университете, который, кстати, в своё время окончил Владимир Путин.

Вы начали работать в академии им. Коноплёва на стадии её зарождения, куда вас пригласил Юрий Коноплёв. Как вам роль одного из первопроходцев?

В 1997 году мы с семьей переехали в Тольятти, где я работал на кафедре теории и методики физической культуры и спорта. Продолжал тренировать вузовскую команду. Но в основном у нас большого футбола не было, а по мини-футболу даже удалось в 2004 году стать серебряными призёрами первенства вузов.

В 2004 году случайно познакомился с Юрием Петровичем Коноплёвым. У него был сын Андрей 1992 г. р. и ради него он загорелся идеей создать футбольную школу. Я профессионально судил футбол, третью, вторую и первую лиги и получил приглашение поработать у него. Пришёл, поговорил с ним. Мы определили функционал. По должности был тренером-преподавателем, но выполнял и функции менеджера.

Потом я получил более серьёзное предложение — стать спортивным директором футбольной школы «Лада» при ФК «Лада», очень известном тогда, сейчас этого клуба, к сожалению, нет. Занимал эту должность до 2015 года. Мы грамотно выстроили работу, подготовили более 40 футболистов для профессионального футбола, в частности, для РФПЛ и молодёжной сборной. Сейчас наши воспитанники играют в клубах РПЛ: Илья Свинов в «Факеле», Иван Кузьмичев в «Локомотиве», Палиенко Максим — обладатель Кубка Росси в составе ФК «Тосно». Футболистов 14-15 лет у нас уводили. Например, Станислава Крицука из «Лады» забрали в академию им. Коноплёва, Павла Соломатина я лично в академию «Спартак» отвозил.

Юрий Петрович Коноплёв был фанатом своего дела, как менеджер очень высокой квалификации. У него в руках были огромные деньги, капитал и различные производства. Он купил землю около Тольятти и построил академию, в которой обучались хорошие футболисты. На чемпионате Европы 2006 года среди игроков 1989 г. р. Игорь Колыванов привёл нашу сборную к победе, и тогда в команду входили четыре «коноплёвца» — это и Игорь Горбатенко, и Дмитрий Рыжов, и Роман Савинков, и Александр Каратаев.

Когда Юрий Петрович умер, всё футбольное сообщество было в шоке, сама академия была в шоке. Было безвластие на самом деле, и если бы не Фонд  «Национальная академия футбола» Романа Абрамовича, то такого толчка в развитии детско-юношеского футбола в академии Коноплёва не случилось бы. Быстро переориентировались, академии дали имя Юрия Коноплёва. Конечно, колоссальные деньги появились, Абрамович начал спонсировать. Приехали такие тренеры, как Станислав Каратаев, Владимир Щербак, Михаил Семерня, Сергей Загидуллин. Абрамович выступал за то, чтобы они получали знания в больших клубах, поэтому стажировались и в Голландии, и в Англии. Всем тренерам были предоставлены шикарные условия. Когда был жив Юрий Петрович, он тренерам выделял квартиры, выдавал машины.

Ну а в футбольной школе «Лада» практически не было никаких условий, но мы старались, принимали участие в турнирах. Тогда на дерби юношеских команд приходило много народу. Соревновались команды ФК «Тольятти», которую возглавлял Игорь Осинькин, и «Лада» (Димитровград). Это была очень хорошая пирамида, и футболисты росли как на дрожжах.

Как вы считаете, почему в академии, которая когда-то была лучшей в России и дала старт многим игрокам в большой футбол, произошёл такой резкий спад?

Когда закончился контракт и договор с Абрамовичем, финансирование «Национальной академии футбола» перешло к правительству Самарской области. На мой взгляд, оптимизировали все затраты. Практически все приезжие тренеры покинули академию, перебрались в московские школы, потому что условия действительно изменились. Пошёл отток футболистов. Академия стала неузнаваемой по своему стилю, по подбору футболистов. Практически не было сборов, уровень соревновательной деятельности упал.

12 лет вы занимаете должность спортивного директора СДЮСШОР «Лада», которая воспитала более 40 игроков профессионального уровня. Получается, простая школа не такая уж и простая. Какие факторы, отраженные в программе вашего заведения, способствуют развитию молодых талантов?

Эта школа с традициями. В каждом выпуске были известные футболисты. Например, Алексей Бахарев, братья Калешины у нас играли, Максим Бузникин, Евгений Харлачев, Александр Белозеров. Я могу сказать, что из выпуска 1982 г. р. из 22-х футболистов специализированного класса практически шестнадцать заиграли в командах от второй лиги до Лиги чемпионов (Игорь Стрелков играл за донецкий Шахтёр).

Когда я пришёл на эту должность, мы разработали свою программу на основе научно-методических рекомендаций, доступных в литературе, и опыте зарубежных систем, в частности мы видели, как голландская система работала в академии Коноплёва. У нас чувствовался недостаток финансирования, а было просто необходимо выходить на хорошие турниры, соревноваться, не только ради результата, конечно, но и для того, чтобы растить классных футболистов, чтобы у них была хорошая соревновательная среда. Я пригласил бывших футболистов к себе на работу. Забрали к себе Дмитрия Хотулева, который работал сторожем в детском саду, а потом стал тренером в академии Коноплева. Кстати, его сын сейчас играет за «Оренбург». Вадим Гладышев тоже у нас тренером был, его сын Ярослав Гладышев выступает за «Динамо».

Руководство нашей школы зарабатывало деньги на аренде, и большая часть шла на экипировку футболистов, сборы, для участия в соревнованиях. Такой был подход, который принёс свои плоды. Мы доминировали в Самарской области, у нас практически не было конкурентов. Становились чемпионами Самарской области по всем возрастам, стали обладателями Кубка РФС с 1997 г.р., у меня как раз сын играл в этой команде. Становились призёрами с 1998, 1999 г.р. первенств России среди спортивных школ, не говоря уже о том, что стабильно выходили в финалы межрегионального футбольного союза.

Ваша школа готовит футболистов для второй и первой лиг. А у вас самого нет желания поработать в одном из этих дивизионов? Может, вам поступали предложения из каких-либо клубов?

Я являюсь менеджером, спортивным директором и тренером-методистом. В 2008 году получил приглашение от футбольного клуба «Спартак», в частности академии «Спартака» им. Федора Черенкова стать тренером-селекционером по региону Приволжье. У них была очень хорошая система, когда тренер отвечал за конкретный регион и проводил там работу. В регионе Приволжье очень сильные школы — это и Нижний Новгород, и Самара, и Тольятти, и Саратовская область. То есть много городов, где можно было бы смотреть ребят и отправлять информацию. Лестное предложение было от «Спартака», я там проработал буквально до 2019 года. Каждый год переписывал соглашение. Я много кого рекомендовал — Артёма Мамина, Никиту Трапицына, Павла Соломатина. Так что желание и амбиции были, но меня ещё связывало судейство. Когда прекратил активно судить, стал профессиональным инспектором во второй лиге.

Как профессиональный судья вы обслуживали матчи чемпионата России среди команд первого и второго дивизионов. Часто ли приходилось сталкиваться с игроками-симулянтами?

Да, я судил профессионально в третьей лиге, когда она была, во втором дивизионе и первой лиге. Опыт был большой, хотя на Кавказе очень сложно судить, но мы старались. Симулянтов не было практически. Может быть, где-то в каких-то моментах. Но для предотвращения этих симуляций необходимо, конечно, включать педагогику, чего не хватает молодым судьям. Потому что они начинают с пелёнок судить, школу судейства для них организовывают, а человек толком-то и футбола не видел или не играл, не знаком с педагогикой. Когда начинается драка, то это вина, прежде всего судьи. Сложно, конечно, сейчас советы давать, но я считаю, что всё-таки психология судейства, педагогические аспекты судейства, помимо профессионального разбирательства, должны быть основой такой сложной профессии, как судья.

С 2015 года вы стали работать на кафедре теории методики футбола и хоккея в Поволжском университете спорта и туризма в Казани. Какими навыками должны овладеть студенты в ходе обучения на вашей кафедре?

Мой сын окончил школу, подписал контракт с «Лада-Тольятти», ему нужно было выбирать жизненный путь, я привёз его поступать в Казань. Ему понравилось, нам с женой тоже, и мы переехали в Казань. Я получил приглашение работать сначала на одной кафедре, а потом она отпочковалась, и меня назначили заведующим вновь созданной кафедрой теории и методики футбола и хоккея. На нашей кафедре, куда мы отбираем именно футболистов, конкурс большой. Приезжают игроки из 30-35 регионов, есть из Боснии и Герцеговины парня два года назад выпустили, в этом году поступили два колумбийца, один студент из Египта, аспирант из Алжира, активно едут к нам из Узбекистана, Казахстана. Кафедра узнаваема, проблем с набором нет.

На нашей кафедре есть возможность и образование получить, и продолжить спортивную деятельность. У нас есть футбольная команда, мы регулярно выступали в Национальной студенческой лиге. К сожалению, два последних сезона не играем там, но есть надежда, что возобновим выступления. Тем не менее, мы играем на первенстве России среди вузов. В позапрошлом году стали обладателями этого трофея. В той команде играли студенты, которые действительно задействованы в профессиональных клубах. Эту команду возглавляю я, но также есть тренерский штаб, который помогает. Через спортивную деятельность студенты набирают свои компетенции. Они занимаются спортом с детства, поэтому знают и методы, и средства, и специфику футбола. Есть программы федерального значения, где прописаны специализированные дисциплины, которые изучают студенты. Мы также привлекаем их к курсам повышения квалификации тренеров по программам Министерства спорта РФ и РФС, которые мы неоднократно выигрывали.

На кафедру многих специалистов приглашал я. Сейчас у нас есть судья ФИФА, который обслуживал чемпионат мира-2010. Он из Ташкента, но переехал в Казань и долгое время оставался без работы. Я в 2018 году пригласил его, и сейчас он довольно успешно преподает, в частности организацию, методику, судейства. Пригласил Леонида Корзуна из Минска. Он у нас уже третий год, до этого работал и в минском университете на кафедре футбола, и в Белорусской федерации футбола. Дмитрий Евгеньевич Воронин в основном теоретик, но также большой специалист в области консультирования выпускных квалификационных работ, дипломных, курсовых.

Отмечу, что приглашаю Владимира Александровича Рокунова, главного тренера академии «Алания» потому что он хороший методист. Он из Саранска, и мы дружим уже почти четверть века. Были вместе в Йошкар-Оле, Казани, совместно провели курс, реализовали программу Российского футбольного союза, в частности, по годам обучения. Конечно, подходы разные, но необходима общая теоретическая программа. А уже на местах, как я ранее говорил, каждая школа разрабатывает свою программу, адаптированную с учётом материально-технической базы, квалификации тренеров, уровня футболистов, особенностей региона. И только учитывая такие особенности, можно, наверное, говорить об индивидуальном подходе и особенностях подготовки на местах.

Тем не менее, я думаю, что тренеры-преподаватели сейчас живут на старых багажах, не развиваются, не следят за тенденциями современного футбола. Ведь и формат чемпионата мира меняется, и сама методика подготовки, эволюционируют правила игры, дети, в конце концов, меняются. Всё это нужно учитывать.

У студентов кафедры есть какие-то обязательства перед университетом, например, представлять его на первенствах и чемпионатах?

Студенты обязаны выступать за родной вуз. Конечно, мы идём навстречу. Например, однажды Леонид Слуцкий с Олегом Яровинским не отпустили на финал первенства России Степана Сурикова. Он бы, конечно, нам помог, но Яровинский заявил мне, что он игрок протокола. Я на самом деле не знаю, что такое игрок протокола. Ну, поехал он в Сочи, протёр там штаны на лавочке. Его даже не выпустили, не вспомнили про него. Вот такие были казусы. Сейчас мы на связи с местными тренерами. Они понимают, идут навстречу, и мы им тоже помогаем с точки зрения науки. В нашем университете есть научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, который оборудован по современным меркам. Кстати, у нас на кафедре работает серб Радивой Милованович Васильев. Он занимается производством стелек для бутс футболистов именно с точки зрения эргономики. Он считает, что плохая обувь как раз и повышает риск получения травмы.

Наши футболисты узнаваемы, потому что трансляция соревнований идёт на всю Россию. К примеру, наш финальный матч с Омским университетом спорта обслуживало шесть камер. После него, кстати, наш студент Виктор Александров подписал контракт с «Пари НН».

В принципе у нас не было такого, что студенты не хотели бы играть. Повторюсь, мы всегда идем навстречу, разрабатываем индивидуальный учебный план, который позволяет студенту выбирать индивидуальную траекторию обучения.

Валерий Борисович, в вашем университете большое внимание уделяется развитию профессионализма тренеров. Каким советом вы могли бы поделиться со своими коллегами?

Действительно, коллег очень много по всей России. Со всеми приходилось встречаться на соревнованиях, где-то выступать самому, спортсменов судить, инспектировать, выезжать на методические семинары в качестве уже технического инструктора-методиста. Я хотел бы сказать, что тренерство — это каждодневный труд. Помимо того, что ты отвечаешь за своих воспитанников, не только в плане того, чтобы они стали хорошим футболистами, но и людьми с большой буквы, всегда нужно следить за инновационными подходами, тенденциями современного футбола.

Я всегда своим студентам говорю, что они публичные люди, поэтому должны быть аккуратными в соцсетях. Нельзя пропагандировать, выставлять что-то такое, что дети могут неправильно расценить, ведь с них берут пример. Мы стараемся своим студентам давать самые инновационные методики и подходы, привлекать к науке, чтобы они умели думать. И не зря. Среди наших выпускников 70 % — тренеры в академии «Рубин». Наши ребята работают в молодежном, детско-юношеском футболе.

Добавить комментарий