Руслан Кофанов

«Спорт в школе IT-будущего тоже немного из будущего»


Технолицей им. В. И. Долгих в Павловской Слободе — уникальный образовательный комплекс, специализирующийся на подготовке технологических лидеров. 
Здесь для школьников, ориентированных на изучение программирования и инженерных дисциплин, создаются не только персонализированные программы обучения по предметам, специальные курсы по лидерству и трилингвальная языковая среда — но и организована совершенно необычная система физической культры и спорта.
Технолицей называют «школой IT-будущего». О том, зачем увлеченным информатикам, программистам и математикам сдавать ГТО, заниматься нутрициологией и учиться саморегуляции наш разговор с руководителем кафедры физической культуры и спорта областного технолицея им. В. И. Долгих Русланом Кофановым. 

Руслан, начнём с организации общей системы спорта и физической подготовки в технолицее им. В. И. Долгих — в чём её особенности?

Все спортивные занятия в лицее в первую очередь подчинены учебному плану и образовательным задачам согласно возрасту. Для начальной школы и 5-7-х классов это триединство: три урока в неделю, один из которых — плавание, одно занятие с носителем языка и спортивный клуб на выбор — танцы, единоборства в начальной школе и спортивные игры или фитнес добавляются в-пятых, шестых и седьмых.

В лицее три бассейна: один 25-метровый и два малых. О пользе плавания для формирования детской и подростковой осанки говорить лишний раз не надо. Это лучшее средство для правильного формирования костно-мышечного скелета и опорно-двигательного аппарата. На кафедре работают два талантливых тренера по плаванию: Анна Викторовна Трубникова — к. м. с., многократная чемпионка Республики Крым и призёр чемпионатов и первенств Москвы и Демин Дмитрий Михайлович — сертифицированный тренер по плаванию и спасатель, имеющий международные сертификаты American Red Cross, Jess Ellis Associates.

Отличие программы для старшеклассников, с 8-го по 10-й классы, в том, что они выбирают три занятия из пяти клубных направлений: плавание, спортигры, единоборства, танцы или фитнес.

Как в таком случае организована система оценки успеваемости, мониторинг и контроль качества обучения?

Оценка успеваемости проходит по традиционной 5-балльной системе, но ученики оцениваются по всем трём направлениям отдельно. Только после этого формируется общая оценка по физкультуре за учебный модуль. В лицее модульная система обучения: 5 модулей, каждый из которых имеет свою тематику: «Идентичность», «Благотворительность», «Лидерство», «Мастерство», «Многогранность». И это тоже находит отражение в учебном плане занятий. Каждый модуль длится 7 недель, одна из которых так и называется — Sports Week.

В дополнение скажу о наших иностранных коллегах. На кафедре работают два носителя языка. Оба тренера ведут общефизическую подготовку на английском языке. В течение года, согласно учебному плану по модулям, они будут вести лёгкую атлетику, лыжные дисциплины и гимнастику. Михайло Станойлович и Данка Спайч — опытные педагоги с богатым международным преподавательским опытом.  

Какие возможности есть у учеников, серьёзно увлечённых спортом или уже имеющих достижения?

Если лицеист более чем на ученическом уровне увлечён конкретным спортом или разделом валеологии (наука о здоровом образе жизни), для него организуется индивидуальный образовательный маршрут, выбирается наставник. В спорте он работает с ребёнком как личный тренер. Для занятий научно-проектной работой определяется эксперт по выбранной теме. В разработке кафедры на 2023-24 учебный год два специальных направления: нутрициология и баланс-менеджмент. Последнее — про комплексный подход к управлению ежедневными физическими и умственными нагрузками, обучение саморегуляции, распределению энергозатрат, расчёту индивидуального распорядка дня. Нутрициология — это не только питание и питьевой режим, но и пищевые привычки, рекомендации с учётом индивидуальных нагрузок. В научном направлении планируем совместную работу с нашей кафедрой естественных наук.

В современном мире важно находиться в ресурсе, уметь восстанавливаться самостоятельно. Мы умеем это делать и планируем научить этому ребят и коллег.

Соревнования и турниры, командное движение в лицее будут иметь какую-то специфику?

Командные виды спорта — мои любимые. Считаю их крайне важными, поскольку наряду с физической формой они тренируют умение работать в группе на достижение общего результата. В технолицее обязательно соберём сборные по футболу, баскетболу, волейболу, плаванию и флорболу. Расскажу о наших планах по участию во Всероссийском олимпиадном движении. Один из наших тренеров — Денис Владимирович Постыка, двукратный победитель заключительного этапа ВсОШ по физкультуре в 2018 и 2019 годах будет делиться своим опытом и готов выводить лицеистов на покорение данной вершины.

Отмечу: в хорошую погоду мы максимально много времени проводим на открытых площадках, по-настоящему на свежем воздухе, который в Павловской Слободе рядом с хвойным лесом исключительный. Для всех видов тренировок созданы максимально комфортные условия: многофункциональный стадион, футбольное поле и беговые дорожки с подогревом, площадка для занятий воркаутом, скалодром, танцевальный зал и зал для единоборств.

Уверен, что у ребят возникнет интерес к этому важному направлению. Педагог нашей кафедры Михаил Евгеньевич Щербаков имеет чёрный пояс по кудо.

Будут команды, значит, будут соревнования, чемпионаты и кубки лицея. Обязательно проведём фестиваль ГТО. В планах кафедры — организация по итогам года общей семейной спартакиады.

Планирует ли ваша кафедра сотрудничать с вузами?

Наш основной партнёр — Российский университет спорта РУС (ГЦОЛИФК). Мы уже сотрудничаем, приглашая для прохождения практики студентов старших курсов спортивного вуза. В целом открыты к диалогу, в том числе с другими спортивными организациями и федерациями.

Уже сейчас важно отметить Российскую шахматную федерацию (РШФ), Лидер её подмосковного отделения, гроссмейстер и вице-чемпион мира по быстрым шахматам Сергей Карякин является руководителем шахматного направления в технолицее.

Руслан, а что вас вдохновляет в работе? Как вы пришли в этот проект?

Каждый профессионал накапливает опыт для того, чтобы на пике формы передать его другому и тогда он — тренер, учитель, наставник или вложить в важное дело или проект будущего — в этом случае организатор, менеджер, эксперт. Я оказался два в одном.

Попасть в проект было довольно-таки непросто. Конкурсный отбор из четырёх этапов, один из которых — полноценный урок на 40 минут. Для позиции руководителя кафедры необходимо было презентовать стратегию развития направления, определить векторы развития на весь учебный год. Но у меня достаточно солидный и успешный спортивный, тренерский и организаторский опыт в спорте, и сейчас я нахожусь именно в той форме, когда пришло время личные умения переплавить в значимый результат для общего дела. Работать с высокомотивированными детьми — огромный интерес и столь же большая ответственность.

Миссия технолицея — воспитание технологических лидеров на благо страны. Поэтому наши ученики — это на самом деле люди будущего. Ведь они создают и размышляют о том, чего ещё нет в природе, а их личные горизонты лежат далеко за пределами 10 и 15 лет.

Нас всех — педагогов, тренеров, команду технолицея — это обязывает быть проактивными, реализовывать сложные проекты на стыке дисциплин и направлений, устраивать коллаборации компетенций, находить особую мотивацию и элективный подход к каждому, делать этот максимум для раскрытия потенциала будущих лидеров, которым предстоит изменить мир.

Добавить комментарий