Никита Сугак

«Если тренер образованный и грамотно работает с детьми, то у него больше шансов воспитать футболиста здоровым и правильно технически оснащённым»


Никита, с 2014 года вы работаете тренером в «Спортивном поколении». Пришлось что-то изменить в себе, когда начали тренировать?

Я думаю, что любая деятельность влияет на развитие человека. Поэтому тренерство в «Спортивном поколении» не могло не сказаться. Наверное, мне было в этой роли чуть легче, так как отец тренирует долгие годы, видел, как это, что это, в каком русле приблизительно нужно работать. Конечно, получилось развить много качеств, которые помогают в жизни.

Насколько, на ваш взгляд, совершенна структура и система, которая выстроена в клубе «Спортивное поколение»?

В «Спортивном поколении» структура построена правильно. Здесь каждый занимается своим делом: тренер тренирует, руководители руководят, SMM-специалисты рекламируют. И все качественно выполняют свою работу согласно требованиям клуба.

Ваши подопечные доходили до финала «Кожаного мяча», стали победителями «Детской лиги» г. Севастополь в прошлом году. Ребята меняются в игровом или психологическом плане после этих турниров?

Детская психология — один из самых сложных аспектов детского футбола. Я, например, после каждой игры, после каждой тренировки вижу и улыбки, и слёзы. И то, и то хорошо в зависимости от ситуации.

Хочу отметить, что для нас вообще любой турнир способствует сумасшедшему росту. Мы играем с другими командами, на других стадионах, в других городах. Многие дети ездят без родителей, и ребята становятся взрослее, сильнее. Они понимают уже, что такое взрослый футбол, взрослые требования в быту. Так что да, эти поездки идут детям только на пользу.

В финалы таких турниров, как «Кожаный мяч», попадают только сильнейшие. И если мы туда вышли, это значит, что моя работа идёт в нужном русле, а мы на хорошем счету. Сил чуть-чуть не хватает, чтобы стать чемпионами России, но думаю, что и это не за горами.

Что можете сказать о составе участников чемпионата Крыма зоны «Юг», который вы выиграли в сезоне-2022-23? Матчи с какими соперниками особенно запомнились?

Чемпионат разделён на четыре части, и в зоне «Юг» мы стали чемпионами. На тот момент я руководил командой 2014 г. р. У нас не было больших затруднений, но когда вышли в финал, где собрались четыре команды со всех зон, там уже стало намного труднее. Были замечательные соперники с интересными домашними заготовками, сильные дети. Мы стали четвёртыми, но считаю, что это очень достойный результат.

За время работы в «Спортивном поколении» появились ли коллективы или коллеги, противостояние с которыми для вас и для клуба стало принципиальным?

Не скажу, что были принципиальные противостояния. Есть соперники, с которыми интересно играть. Есть тренеры, которые учат играть в интеллектуальный футбол и работают с мячом внизу через пас, через ведение мяча. Даже если там у детей что-то не получается, после такого матча можно сделать больше выводов, чем после игры с соперником, который просто выставляет мяч, бьёт от ворот, а там что-то да придумаем. Я такие команды не люблю и считаю, что в юном возрасте это преступление — так развивать детей.

Леонид Слуцкий говорил про своих юных воспитанников, что средний уровень стабильно высокий, но по-настоящему ярких личностей среди них нет. Что, на ваш взгляд, нужно делать, чтобы в детском футболе появлялись звёзды?

В последние годы Россия сделала большой шаг вперёд в двух моментах. Построены поля во дворах. Они начали появляться даже во многих отдалённых регионах России. Дети просто играют в футбол. А лучше двора ни один тренер ещё не смог развить ребёнка, я не говорю про профессиональный спорт. И второе — начали заниматься образованием тренерского состава. Если раньше получали лицензию УЕФА, РФС и т. д. только тренеры, которые работали в профессиональном футболе, то сейчас и многие детские тренеры получают лицензии «С-», «В-УЕФА». Если тренер образованный и грамотно работает с детьми, то у него больше шансов воспитать футболиста, в первую очередь, со здоровой психикой, здоровым сердцем, правильно технически оснащённым. А так, наверное, меньше запрещать детям и больше давать им возможность самим принимать решение на поле.

Что мотивирует детей в спорте?

Давайте так. Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Внешняя — чтобы показать окружающим, какой я крутой, получить медаль и прочее. А внутренняя — это больше уже про старших детей, у которых есть цель куда-то попасть и доказать самому себе, на что он способен. И ещё такой момент. Для самых маленьких, по мнению родителей, — кто забил гол, тот и молодец. А ведь один вратарь отбил, защитник забрал мяч, полузащитник отдал передачу на пустые ворота, нападающий подставил ногу — это больше ценится. Поэтому главная мотивация для ребёнка от родителя, от тренера — это похвала. Когда хвалят, для него это самое-самое приятное, и он будет приходить на тренировку с улыбкой.

Используете ли вы метод кнута и пряника в работе с воспитанниками «Спортивного поколения» или ребятами, которых тренируете в СОШ № 49?

Использую. Но здесь всё избирательно. Ребята все разные, каждый — личность. Одновременно играет на поле семь футболистов, у старших будет одиннадцать, и надо, чтобы они все между собой взаимодействовали, правильно коммуницировали. Задача тренера — «смазать все шестерёнки», поэтому приходится к каждому ребёнку находить свой подход.

Как выглядят ваши занятия со школьниками? Какие виды активности предлагаете?

Со школьниками в основном работаем в игровой форме, так же, как и в «Спортивном поколении», Потому что проще, чем через игру, и интереснее для детей, ничего не может быть.

Пригодились ли вам курсы IcoachKids? Что входило в программу?

Интересные курсы. Многое из этого преподавали в университетах, бакалавриате, магистратуре. А там определённые моменты напомнили: как строить тренировочный процесс, как взаимодействовать в треугольнике тренер-ребёнок-родитель. Эти основные тезисы освежили память, чтобы правильно продолжать работу.

Вы прошли курсы дистанционного обучения «Антидопинг» для спортсменов и персонала. Находите необходимым всем тренерам, даже тем, кто работает с детьми, обладать базовыми знаниями антидопинговых правил?

Это один из подразделов развития тренера, необходимый для лучшего понимания своей работы. Я прохожу много разных курсов: и по баскетболу, и по волейболу, и подвижные игры, и антидопинг. Это всё для того, чтобы в сфере спорта быть настоящим профессионалом.

Мнения специалистов и тренеров, что футбол — спорт номер один в России, на данный момент расходятся. Что вы думаете по этому поводу?

Наверное, футбол — это главный спорт в мире. Но сейчас из-за санкций не получается сказать, что футбол в России — спорт номер один, так как нет мотивации большой. Деньги деньгами, но для любого спортсмена важно стать чемпионом, выйти на следующий уровень и т. д., а в этом мы нынче ограничены. Огорчает, что сложно заставить молодого футболиста добежать, потому что он и так понимает, что будет выступать только на этом уровне, а значит, можно играть и не в полную силу.

Никита, какими советами вы могли бы поделиться со своими коллегами?

Когда вы находите что-то новое, делитесь со своими коллегами. Общайтесь, потому что в нашем общении, как и в споре, появляется истина. Если нашли интересное упражнение, не надо его где-то прятать, чтобы никому не досталось. Мы делаем общее дело, поэтому давайте развиваться все вместе.

Добавить комментарий