Вадим Козлов

«Даже победы в глобальных турнирах не должны опьянять тренера»


Вадим Сергеевич, вы — воспитанник новосибирского футбола. Скажите, чем он может порадовать своих болельщиков?

Новосибирский футбол имеет достаточно хорошие традиции, и в целом новосибирская футбольная школа работает относительно успешно. Периодически выпускаются футболисты, последний пример — Георгий Зотов, который сейчас играет в РПЛ за «Крылья Советов».
Хотелось бы отметить последний громкий успех женской новосибирской команды. Она стала чемпионом России среди женских взрослых команд Первой лиги в этом году. Очень приятно, что футбол в этом регионе развивается не только в мужском представлении себя, но и женском.

Ваши родители рады тому, что вы пошли по их стопам и выбрали профессию тренера?

Безусловно, тот факт, что моя профессия совпадает с профессией моих родителей, — дополнительный ключик, связь между нами. Это способствует тому, что у нас большое количество общих тем, которые мы можем обсудить. Я прислушиваюсь к отцу, маме, которые сами являются успешными тренерами. Конечно, никакого давления при выборе профессии на меня не было. Я её выбрал интуитивно, самостоятельно. И они рады, переживают за мою работу и успехи, поддерживают при поражениях, поэтому в этом плане мы единое целое. Я рад такой поддержке.

Почему вы взялись тренировать женские футбольные команды?

В начале моей тренерской карьеры, когда мне было девятнадцать лет, передо мной стоял выбор: продолжать и пытаться искать счастье в футболе как игрок или уже перестроиться на тренерскую профессию. Я склонился ко второму варианту, и далее уже была возможность попробовать себя в качестве помощника тренера у мальчиков в детско-юношеской школе. Но меня смущало чересчур большое количество контроля, давления, ответственности за результат, что мешало бы мне развиваться как тренеру, совершать ошибки, которые необходимы для собственного развития.
Женский же футбол привлек тем, что он даёт достаточную самостоятельность наставнику как в тренировочном плане, так и в организационной деятельности. И в целом мне импонировало, что во всем мире женский футбол на тот момент был очень развит и приближался по уровню игры и внимания к мужскому, а в нашей стране такого большого внимания на тот момент не было, и я видел определённую нишу. Нужно честно сказать, что через эту историю можно было чуть быстрее выделиться, заработать какие-то звания, скорее увидеть свой результат сразу на максимальном уровне, на уровне сборных и так далее. Это более сложный путь, но в случае успеха дивиденды в женском футболе, конечно, больше, чем в мужском.

Вы очень много внимания уделяете развитию своих подопечных и делаете из них чемпионок различных турниров. Скажите, а как футбол меняет жизнь девушек, которые серьёзно занимаются этим видом спорта?

Футбол, несомненно, меняет девочек. Но при этом стоит сказать, что у девчонок, которые приходят в подростковом возрасте в футбол, уже есть предрасположенность в плане проявления необходимых для этого вида спорта черт характера. Как правило, принципиальное отличие девочек от мальчиков заключается в том, что девочки стопроцентно приходят в футбол исключительно из любви к нему, это уже гарантирует то, что в них изначально заложена дисциплина, организованность, инициативность, внимательность к тренировкам, уважение к тренеру, желание выполнить максимальное количество повторений, предельно хорошо стараться исправлять свои ошибки. Но при прохождении определённых этапов, особенно при переходе из детского футбола во взрослый, данный вид спорта способствует проявлению у девушек таких черт характера, как боевитость, умение терпеть, жертвовать собой ради команды, постоять друг за друга на футбольном поле, быть внимательной к себе между играми в плане восстановления организма. Это приводит к проявлению нужных качеств футбольного профессионализма как такового: сон, отдых, дисциплина, распорядок дня.

В 2021 году женская команда ФК «Строгино» под вашим руководством вышла в Суперлигу. Насколько ваши воспитанницы были готовы к уровню игры, который демонстрировали другие клубы на этом турнире?


Да, в прошлом году мы добились исторического результата, выиграли чемпионат России по футболу среди женских команд, что позволяло нам выйти в Суперлигу. К сожалению, это не случилось по организационно-финансовым условиям, хотя, на наш взгляд, команда полностью соответствовала и соответствует данному уровню соревнований. И мы видели, что наша игровая модель, методика тренировок дают результаты, свои плоды. Если бы мы оказались в Суперлиге, это повлекло бы организационные изменения: увеличение числа тренировочных занятий, более ответственное отношение девочек к тренировкам. Соответственно, мы могли бы быть более требовательными.

В октябре завершился чемпионат России по футболу среди женских команд, на котором ваши подопечные выиграли бронзу. За что можете похвалить их? В каких игровых моментах они проявили себя лучше всего на этих соревнованиях?

Последние соревнования вызывают определённую горечь в нашей команде, потому что мы прекрасно понимали, что являемся сильнейшими на этом турнире и по составу игроков, и касательно всех организационных факторов. Мы ехали фаворитом, это отмечали все, и все готовились на нас по-особенному. Мы понимали, что у нас не будет ни одной лёгкой игры. Мы сильно раздражали как чемпионы прошлого года, а по сравнению с ним команда стала ещё сильнее.
И, конечно, факт проигрыша в полуфинале сильно сказался на нашей команде, несколько деморализовал девочек, потому что совсем незакономерно они проиграли, и даже нельзя сказать, что были расслаблены и не посчитали соперника равным себе. Нет, играли в свой интенсивный футбол. Но иногда случается, что не везёт. Во многих эпизодах не забили, пропустили на последней минуте, и, к сожалению, в финал не попали.
Однако статистика говорит сама за себя: из шести игр на турнире мы выиграли пять, забили тридцать два меча, пропустили два, и этот факт лишний раз подтверждает, что наш футбол интересный. Чемпионский «Новосибирск» мы обыграли со счетом 5:1 за два дня до финала. Это даёт понимание, что нужно прикладывать ещё больше усилий для того, чтобы побеждать в таких соревнованиях. Результат никому не гарантирован.
Возможно лёгкая, небольшая расслабленность присутствовала, но, опять же, мы связываем такое выступление с неудачей, хотя отдаём себе отчет в том, что бронза на чемпионате России — это очень достойный результат, о котором многие мечтали. Но мы максималисты всей командой, поэтому объективно оцениваем себя.

Как считаете, ваш опыт работы главным тренером в женской сборной Москвы был успешным?

В данном случае нужно говорить о целеполагании. Комплектуя команду, мы исходили из того, что подавляющее количество девочек данного возраста уже заиграны за футбольные клубы, которые выступают в молодёжном женском первенстве. Можно было этих девочек рекрутировать ещё дополнительно и в сборную Москвы, тем самым увеличивая количество игр, интенсивность их игрового времени, и они бы, скорее всего, согласились войти в эту сборную. Но у нас было чёткое понимание того, что здоровье футболисток приоритетно, и этот турнир скорее негативно сказался бы на их физическом состоянии, мог подкосить их как в плане травм, так и падении уровня игры в дальнейшем в своих клубах. Поэтому мы не стали задействовать этих спортсменок в составе сборной Москвы.
Если брать результат нашей команды, наверное, он является умеренным — мы дважды заняли пятое место. Если об этом соревновании говорить как о факторе роста футболисток и их успешного выступления в дальнейшем, то данный турнир этому поспособствовал. Шесть-семь футболисток из команды попали в молодёжное первенство во многом благодаря участию в этом соревновании, которое спровоцировало рост и более быстрый прогресс игроков.

Являясь спортивным директором сети футбольных школ «Чемпионика» вы провели свыше 30 очных образовательных семинаров для более чем 1000 тренеров. Чему в первую очередь вам важно научить других наставников?

Когда к нам на тренинги приезжают тренеры, первое, о чём мы с ними говорим, чему их учим, — это правильный подход к организационной работе, который выражается в умении общения с детьми, навыках собственного развития (ментальности, этики поведения). Сначала мы говорим, так скажем, об упаковке тренеров. В дальнейшем, конечно, уходим вглубь методики, концепции тренировочной работы. За эти дни стараемся показать, что профессия тренера безгранична в плане наполнения себя информацией, и ни в коем случае никто не может себе позволить остановить в собственном развитии.
Предоставляя информацию фундаментального характера, мы подчеркиваем, что это лишь капля в море, и дальнейший путь они должны проделать самостоятельно. Ну и проводим огромное количество практических занятий на данных тренингах, где оперативно корректируем работу наставников, модель их поведения, манеру общения, организацию упражнений. Все эти аспекты мы затрагиваем и после окончания образовательного семинара, не приостанавливаем общение с тренерами, продолжаем их обогащать дополнительными тренингами, вебинарами, стараемся максимально поддерживать, чтобы они постоянно развивались и понимали, что есть куда расти.

В одном из интервью вы отмечали, что около трети проходивших обучение для тренеров на лицензию «А» не сдали финальный экзамен. Расскажите, в каком формате он обычно проходит и какие вопросы задает комиссия?

Итоговое решение вручить лицензию тренера или нет обучающимся на курсе складывается комплексно. И, конечно, так как обучение длится около полутора-двух лет, оценка формируется достаточно объективно. Она исходит из того, насколько был активен в образовательном процессе тренер, как он себя проявил на практических занятиях, на занятиях в группе, как подготовил итоговое задание, как словесно подготовлен к своей работе, насколько в состоянии саморазвиваться, какие отзывы о его работе могут предоставить коллеги и так далее. Поэтому финальная часть доклада — это, скорее, вишенка на торте, и в большинстве случаев у комиссии уже определённое мнение о тренере сформировано. И та точка, которую ставят на экзамене, лишь подтверждает сложившееся мнение о тренере и редко может поменять итоговое решение комиссии.

Вы постоянно изучаете новую информацию и обогащаете свои знания о футболе. Можете поделиться одной из последних ваших находок, связанных с учебно-тренировочным процессом детей-футболистов?

Да, я постоянно стараюсь ставить перед собой задачи образовательного характера. Недавно прошёл курс «Футбольный английский», до этого проходил курс от компании Sportuniver для спортивных директоров, также поступил на обучение технических инструкторов РФС. Стараюсь практически ежемесячно находить какой-то образовательный, информационный блог, который меня бы обогатил. Ну и, конечно, саморазвитие, самообразование — это ключ в работе тренера. Помимо фундаментальных знаний о футболе, я постоянно стремлюсь к поиску каких-то находок из других видов спорта, потому что много смежных похожих вещей.
Одна из последних находок, которую мне подсказал мой научный руководитель Чирва Борис Григорьевич, мы пытаемся интегрировать в свой тренировочный процесс, — навыки открывания нападающих в сжатом пространстве. Тут мы очень многое взяли из гандбола и баскетбола, где существуют такие понятия, как зона принципа обороны, лимит пространства и времени, где выбор оптимальной траектории при открывании нападающего является ключом к успешному завершению броска в ворота или кольцо. Мы увидели определённые закономерности и сейчас их применяем в своей работе, просим наших нападающих открываться где-то интуитивно, а где-то осознанно, то есть за счёт интеллекта находить наиболее благоприятное, выгодное место на футбольном поле, с которого нужно выполнять перемещение. Вот, наверное, это то последнее, что мы захватили и пытаемся использовать в своей работе.

Вы написали интересную статью «Анализ действий Л. Месси с мячом в играх Кубков мира ФИФА». Проанализировав стиль игры знаменитого аргентинского футболиста, что полезного можно из него почерпнуть и включить в обучение наших юных футболистов?

Да, вы отметили правильно. Мы проанализировали практически все матчи сборной Аргентины на трёх чемпионатах мира и смотрели исключительно за одним спортсменом, изучили абсолютно всего его действия на поле в каждом из матчей, запротоколировали более двух тысяч касаний, их последовательность, места на футбольном поле, где они завершались, результат подобных действий. В целом, конечно, стоит отметить феноменальный интеллект, чутье игры, чувство меча, чувство игры, чувство ритма.
В первую очередь в этой статье мы обращали внимание на технику оперирования мячом, технику владения мячом и в очередной раз убедились, что есть определённые мифы о футболе, которые навязываются в работе и тренировочном процессе.
Если говорить о Месси, то акцент мы делали на количество касаний сильной и слабой ногой, порядке данных касаний, и статистика была достаточно категоричной: 90% времени футболист владеет сильной ногой, порядка 10% — слабой. И также было выявлено, что большинство потерь совершалось, когда спортсмен перекладывал мяч с ноги на ногу, чередовал ноги при контроле мяча. Мы также взяли ряд футболистов из РПЛ, и там статистика оказалась примерно той же самой. Поэтому есть смысл заявить, что при обучении техники ведения мяча нужно выводить в приоритет, конечно, ведение мяча сильной ногой. И выражение, что футболист должен быть двуногим, подвергается сомнению, особенно касательно техники ведения мяча. Мы должны тренировать то, что нужно будет футболисту на поле, и тут надо исходить из закономерности игры, а закономерность игры говорит, что в 90% случаев футболист будет вести мяч сильной ногой. Значит, нужно максимально количество тренировочного времени посвятить именно данному аспекту, чтобы сделать игру футболиста максимально эффективный, чтобы он был актуален на футбольном поле для тренера профессиональной команды.

Расскажите более подробно об организации зарубежных учебно-тренировочных сборов и футбольных турниров. С кем нужно договариваться о проведении подобных мероприятий, сколько затрат на это требуется?

Да, у нас достаточно большой опыт организации тренировочных сборов зарубежных, российских. В последние годы мы в основном устраивали сборы в Чехии, уезжали в Австрию, Швецию, Данию, и всё это организовали сами от и до. Вели финансовую, организационную, тренировочную деятельность, скажем, под ключ для наших спортсменов, для других клубов.
Крайне важно изначально выстроить хорошие отношения на местах, показать себя как благонадёжных, порядочных людей. Ведь любые сборы, любые мероприятия содержат большое количество загвоздок, сложностей, деталей, и всё намного проще решается, когда у вас хороший контакт с организаторами, руководителями базы, поговорив, вы можете решить любую сложную ситуацию. Ну и важна предварительная подготовка, продумывание каждого шага, то есть любое мероприятие начинается готовиться за полгода, за восемь месяцев.
В последние годы не менее 150 футболистов покидало Россию, пребывая в Чехии на тренировочных сборах в очень хороших условиях. Проводили сборы по 10-20 дней, возвращались домой довольные. Это у нас была достаточно популярная история до последних событий. Сейчас мы, конечно, меньше ориентированы на данную деятельность в связи с закрытием границ и сложностями политического характера.

Вадим Сергеевич, какой отпечаток на вашу личность наложила профессия тренера?

Главный отпечаток — это спокойствие. В определённый момент карьеры я, наверное, был чересчур импульсивен, эмоционален. В последнее время та бочка эмоций, которая выливалась на меня во время матчей, подошла к концу, и все люди, которые рядом со мной находятся, говорят о том, что я максимально сдержан и редко позволяю себе выплескивать эмоции. Это не говорит о том, что я равнодушен к игре своей команды. Нет, у меня огромное количество переживаний внутри, но я понимаю, что, если начну эмоционировать во время матча, это может дестабилизировать футболисток. Тренер должен быть оплотом спокойствия и хладнокровия для девчонок. Конечно, сложно всё внутри себя переваривать, терпеть, сдерживать, но это нужно для команды. Потом я провожу работу над собой, пытаюсь эти эмоции перенаправить в правильное русло.

Вы хотите продолжать выстраивать свою тренерскую карьеру вокруг детско-юношеского футбола или попробуете себя в новой роли?

В последнее время я думаю, что, скорее всего, сконцентрируюсь на взрослом футболе или на этапе перехода во взрослый футбол. Хотя, конечно, огромное количество времени с точки зрения кураторства, наставничества, оценки детско-юношеского футбола в сети школы «Чемпионика», футбольной академии «Строгино» я уделяю. Но именно тренерская работа, конечно, в основном выстроена уже вокруг взрослых спортсменов. Наверное, приоритет именно тренерской карьеры отдан этому направлению.
Конечно, за прошедшие годы был накоплен большой опыт в секторе футбольных академий, спортивных школ и не делиться им было бы неправильно. Считаю, что моя работа как детско-юношеского тренера была неплохой, я подготовил достаточно большое количество игроков сборной Москвы, чемпионов России, к. м. с. Я делал эту работу, не просто подхватив от кого-то этих детей, а набирая их прямо по школьным залам, тренируя с юных лет. Стараюсь своим опытом делиться и быть, если это требуется, полезным коллегам.

Каким советом вы хотели бы поделиться со своими коллегами?

Главный совет — постоянно учиться, постоянно думать, постоянно анализировать. Эти моменты самые актуальные для тренера. Ни в коем случае не позволять себе ни на секунду расслабляться и думать, что мы всего достигли. Даже победы в глобальных турнирах не должны опьянять тренера. После каждой победы на следующий день он должен уже приступать к дальнейшей своей работе, и всё его мысли должны быть наполнены только собственным развитием, развитием своей команды. Как раз интеллектуальная оценка деятельности, постоянное общение с коллегами — это то, что даст ему возможность двигаться дальше, не стоять на месте.

Добавить комментарий