Татьяна Тропина

«Мне важно, что я могу дать людям»


Татьяна, айкидо — не самый очевидный выбор. Почему вы отдали предпочтение именно ему, а не каратэ или дзюдо?

Все эти направления единоборств и несколько других мне знакомы. С карате я начинала в детстве, с дзюдо соприкоснулась в РГУФКе, когда получала спортивное образование. Айкидо заниматься начала в студенческие годы, когда встал выбор между новым для меня и слишком мягким стилем карате, где мне не хватило энергичности, и совершенно незнакомым боевым искусством — айкидо, которому я дала шанс, как потом выяснилось, на долгие годы. Мне всегда очень везло с инструкторами, которые меня направляли. Так было и с карате (Вадим Анатольевич Баранов), и с дзюдо (Ольга Владимировна Дмитриева) и с айкидо (Джо Карран, Максим Владимиров, Сергей Утробин, Пат Хендрикс и, конечно, Соке Хито Сайто). Думаю, каждый спортсмен скажет, что спорт для него не хобби, а стиль жизни.

Вы волновались перед экзаменом на 4-й дан по айкидо Ивама-рю, который у вас принимал Соке Хитохира Сайто из Японии?

Каждый экзамен на кю или дан — это чистый трепет и ужас, действительно по-японски. Как только сдашь один экзамен, начинаешь готовиться к следующему, тогда ни одна тренировка не пройдет впустую. В Японии я сдавала всего два экзамена: на 2-й и 3-й даны, экзамен на 4-й дан пришёлся на пандемию, я сдавала вместе с другими коллегами по татами в Москве своему инструктору Сергею Утробину (6-й дан айкидо Ивама-рю).

В чём заключается особенность такого стиля, как Ивама-рю?

Ивама-рю сохраняет и передаёт дальше традиции и суть айкидо в том виде, в котором их разработал основатель Морихей Уесиба. Название стиля — Ивама-рю происходит от названия небольшого городка, в котором жил и тренировался со своими ближайшими учениками Морихей Уесиба. Это были годы, когда оттачивалась связь между оружейными и рукопашными техниками, закреплялись принципы айкидо и методы тренировок. Именно тогда О-Сенсей Уесиба и его ученик Морихиро Сайто вывели айкидо за пределы Японии, что повлияло на появление «прогрессии тренировок»: от простого к сложному, от стоп-кадра в непрерывное движение.

Став тренером, вы нашли свое призвание?

Хороший вопрос, но не могу на него ответить однозначно. Мне важно, что я могу дать людям. Всегда кажется, что можно дать больше. Так что есть куда расти не только в плане техник, но и во взаимоотношениях с людьми. Приятно смотреть, как растут ученики любых возрастов. Все эти вещи вместе мне приносят радость. Пожалуй, то дело, которое приносит радость и тебе, и окружающими, и можно назвать призванием.

Вы работаете в Котловке, одном из районов Москвы, с 2015 года. Насколько там развита спортивная инфраструктура?

На мой взгляд, в Котловке нет значимого количества стадионов, ФОКов, бассейнов, что естественно для мощной спортивной инфраструктуры. Но мне нравится, что у нас достаточно много уютных спортивных кластеров и воркаут-зон во дворах и парковых зонах. В теплое время года я провожу занятия по айкидо на одной из дворовых площадок района.

Расскажите о своей книге по айкидо Ивама-рю для детей от четырёх лет.

Это был совершенно новый для меня опыт донесения информации о приёмах айкидо без личной демонстрации. Хотя книга и расценивается как вспомогательный материал для освоения программы для начинающих, она должна была быть понятна и интересна для любого читателя. Очень важна была подача материала в форме, понятной детям любого возраста. Поэтому основная работа была проделана в тесном сотрудничестве с художником-дизайнером Кристиной Кушнер. Конечно, я предварительно изучила подачу материала в японских книгах нашего сенсея Хитохира Сайто. Затем вместе с учениками мы сделали подходящие постановочные фотографии, которые легли в основу дальнейшей прорисовки деталей техник в стиле, близком к японской манге. Именно такая форма рисунка дала возможность показать характер движения в статичной картинке.

Довольны ли вы организацией региональных сборов по айкидо?

Раз в месяц старший инструктор нашей школы Сергей Утробин проводит открытое джиу-кейко, в котором участвуют айкидоки разных регионов. Основная задача таких мероприятий — поделиться свежей информацией и ответить на вопросы по техникам, ведь не все могут регулярно посещать Японию. Также раз в год Сергей Александрович проводит летний недельный интенсив в Крыму. В совокупности эти мероприятия поддерживают непрерывность потока технической информации, что необходимо для качественного изучения айкидо.

На каких соревнованиях из числа последних ваши воспитанники выступили лучше всего?

В большинстве стилей айкидо соревнований не существует, основополагающей мерой роста спортсмена является аттестация. Это же касается и детских групп. Тем не менее, для лучшего общего физического развития и отдельных дисциплин внутри айкидо я стараюсь дополнять общую программу соревновательными элементами. В частности, недавно мы проводили соревнования по демонстрации ката с джо и иайто в разных возрастных группах, где ребята показали значительный прогресс по сравнению с зимним сезоном.

Вы проводите соревнования «Практические приёмы по отбиранию оружия (джодори)». Скажите, с чего следует начать отрабатывать обезоруживание противника?

Любая тренировка начинается с основ. Давайте разберёмся, что значит отбирание оружия. Это некий «сюжет», когда вооружённый человек атакует безоружного. То есть для качественной тренировки нужно уметь и правильно атаковать оружием и эффективно защищаться. Для умения правильно атаковать необходимо выучить простейшие движения с оружием (субури), из которых в дальнейшем составляются индивидуальная и парная работа по типу «ката». Для защиты и отбирания оружия важны правильная начальная позиция тела (стойка), своевременные перемещения (шаги, повороты) в нужном направлении и контроль положения противника (посредством захватов, выведения из равновесия, применения болевых контролей для эффективного отбирания оружия).

Что включает в себя зачёт по физподготовке «Здоровое будущее», инициатором которого вы являетесь?

Речь идёт о комплексе общих физических упражнений, прогресс по которым отслеживается с поквартальной регулярностью для оценки динамики развития группы и индивидуально для каждого ученика. Почему это важно в айкидо? Общая физическая подготовка — это нить, на которую в дальнейшем можно нанизывать прикладную физическую подготовку и технический арсенал, из которого состоит программа по айкидо. Да и в целом это хорошее подспорье для освоения школьной программы по физкультуре.

Возникают ли у вас какие-то проблемы, недопонимание с подопечными?

Конечно, недопонимания возможны. Пробую объяснить на словах и на практике, какие бывают атаки и как работают техники, задать рамки тренировочного процесса и норм поведения.

Чего, на ваш взгляд, не хватает молодым спортсменам?

Способности есть у всех, неспособных я не встречала. Неплохо бы прикладывать чуть больше труда и быть внимательнее.

Татьяна, какой совет вы можете дать ребятам, увлекающимся айкидо?

Только половина тренировки проходит непосредственно на тренировке. Чтобы не терять время попусту, нужно реализовывать оставшиеся 50%: после тренировки вспоминать, какие техники проходили, что было нового на занятии, какие нюансы к известным техникам были отмечены, какие были исправления.

Добавить комментарий