Оксана Кальная
«Самый важный совет для каждого тренера — любите своих воспитанников как собственных детей»
Оксана Викторовна, история занятий спортом в вашей семье началась именно с вас? Как вы пришли в спорт?
Мои родители родом из деревни, спортом никогда не занимались. Я с детства была очень подвижной и шустрой. Всю начальную школу занималась плаванием, умею плавать всеми способами. В пятом классе увлеклась гандболом, играла левым крайним игроком. Когда перешла в восьмой класс, мой тренер переехала жить и работать во Львов, она предложила всем игрокам нашей команды тоже поехать с ней и учиться в интернате, но в семье я была единственным ребёнком, родители меня не отпустили.
После восьмого класса поступила в педагогическое училище и там начала заниматься лёгкой атлетикой. После окончания училища с красным дипломом поступила в институт и продолжила заниматься этим видом спорта. Выполнила первый взрослый разряд. Входила в сборную команду училища, института, города по лёгкой атлетике.
Сейчас вы работаете тренером по лёгкой атлетике в МБУДО СШ № 2 в Белгороде. А каков был ваш первый опыт в роли наставника?
В школе № 2 тренером по лёгкой атлетике работаю с 2009 года. Набрала маленьких деток с 9 лет и начала тренировать. Училась тренерской работе вместе с моими воспитанниками. Выступать самой и научить всему других — немного разные вещи. Постепенно набиралась опыта. Результаты пришли не сразу. Вначале мои спортсмены выступали только на первенстве города, области и имели небольшие успехи, становясь призёрами соревнований.
На Всероссийских соревнованиях по лёгкой атлетике на призы олимпийской чемпионки по прыжкам в длину Татьяны Лебедевой, которые прошли в Волгограде, ваши подопечные завоевали два «золота» и два «серебра». Как вы настраиваете своих спортсменов на максимальную эффективность и успех на соревнованиях?
На всех соревнованиях настраиваю своих спортсменов, конечно, только на победу. Они верят мне, а я верю в их успех. Например, перед соревнованиями в Волгограде, чтобы отвлечь их от переживаний и мыслей о предстоящем старте, повела гулять в парк аттракционов (катались на каруселях, гуляли по набережной, совершили заезд на картингах). Дети были в восторге. Получили большой заряд положительных эмоций и отличное настроение, с таким позитивом они вышли на старт и показали отличные результаты.
Какие эмоции в целом остались от поездки в Волгоград? Успели ознакомиться с достопримечательностями этого города?
Мы в Волгограде были в первый раз. Выезжая из дома, сразу решили, первое, что посетим, будет Мамаев курган. Утром, поселившись в гостиницу и оставив свои вещи, сразу пошли туда. Дети с замиранием сердца смотрели смену караула. Эмоции переполняли. Я стараюсь в каждой поезде на соревнования со своим воспитанниками посетить памятные места, исторические памятники, музеи. Дети должны знать историю нашей Родины!
Какая помощь со стороны родителей была оказана в становлении детей-спортсменов, которые занимаются под вашим руководством?
В становлении детей-спортсменов, достижении результатов в спорте огромную роль играют родители. Они очень мне помогают. Первое, с чего начинается большая помощь родителей, пока дети маленькие, — водить на тренировки, соблюдать режим сна и отдыха, правильно кормить, контролировать домашнее задание от тренера летом, вести записи и присылать отчёты. Организовать, а также отправить детей на сборы и соревнования. Купить форму, инвентарь. Быть всегда на связи и в тандеме с тренером. Тогда успех гарантирован!
Ваш сын Виктор Кальной с шести лет занимался фигурным катанием, а в девять перешёл в хоккей. Это было его желание сменить вид спорта? На ваш взгляд, у Виктора были перспективы в фигурном катании?
Виктор попал в школу фигурного катания из-за младшей сестры. В три года мы отдали дочь на фигурное катание, тренер предложила и сыну попробовать заниматься. Успехи были неплохие, выучил все двойные прыжки, начинал учить тройные, очень красиво и артистично катался, выступал с программами на соревнованиях, занимал призовые места и даже ездил на мастер-класс к А. Н. Мишину. Его часто звали тренеры уйти в хоккей, но я не давала согласие и не разрешала. В девять лет сын сам принял решение уйти из фигурного катания в хоккей. Мы долго думали на семейном совете и всё-таки разрешили. Так начался самостоятельный путь сына в хоккее.
В пятом классе вы отдали Виктора в школу-интернат в Харьков в команду «Дружба-78». Вам не было тревожно, что сын находится вдали от дома? Какие изменения вы заметили в нём после его поступления в школу-интернат?
Когда нам предложили школу-интернат по хоккею в Харькове, мы сразу согласились. Так как интернат был семейный, тревоги особой не было. Мы снимали вместе с другой семьёй квартиру, в которой они жили с мамой другого мальчика, огромное спасибо ей за это. Переехать всей семьей мы не могли. Папа часто его навещал, ездил по выходным. Я виделась с сыном реже, так как занималась спортивной карьерой дочери. Живя вдали от дома, сын стал очень самостоятельным и ответственным.
Ваш сын прошел большой спортивный путь. В молодёжке играл за команды «Россошь», «Молодая гвардия», в ВХЛ — за воронежский «Буран». За какой этап его карьеры вы переживали больше всего?
Переживали за сына всегда. Ездили к нему на матчи в Омск, Россошь, Донецк, Воронеж. Самый успешный период в его карьере, на мой взгляд, был в МХЛ, когда он играл за команду «Россошь». Больше всего переживаний пришлось на период карьеры и игр в командах ВХЛ.
Ваша дочь Алина Кальная — к. м. с. в одиночном фигурном катании и синхронном. Фигурное катание — сложный вид спорта, который отнимает много времени и энергии не только у спортсмена, но и у его родителей. Как много вам приходилось прикладывать усилий, чтобы помочь своей дочери добиться успехов?
Фигурное катание действительно сложнокоординационный вид спорта. Я очень люблю фигурное катание, хотела попробовать заниматься сама, но меня не взяли. Когда родилась дочь, сразу решила: будет фигуристкой. С трёх лет Алина жила по режиму и расписанию. Приходилось очень много работать на тренировках с тренером и самостоятельно. Брать индивидуальные занятия. Так как спортивной карьерой дочери и фигурным катанием в большей степени занималась я, то мой каждый день, неделя, месяц, год и даже отпуск были полностью расписаны под график тренировок дочери. Я не могла позволить себе работу целый день, так как тренировки дочери проходили всегда в разное время. Возила её на соревнования и сборы. Помимо фигурного катания, Алина до восьми лет занималась ещё художественной гимнастикой, выступала на соревнованиях и имела успех. Долго совмещать фигурное катание и художественную гимнастику мы не смогли и выбрали фигурное катание. С первого по седьмой класс Алина занималась классическими танцами, в институте культуры в ансамбле «Элегия». Занималась современными танцами и выступала с сольной композицией и в дуэте, становилась чемпионкой России. Танцы помогали развивать музыкальность, артистизм, умение слышать музыку и передавать её образ, выступать перед зрителями. Также Алина занималась лёгкой атлетикой, выполнила 1-й взрослый разряд по прыжкам в высоту. На все эти занятия и тренировки уходило много времени, свободного не оставалось совсем. Сейчас с уверенностью могу сказать: первые 14 лет жизни дочери я полностью посвятила её карьере. Только когда Алина переехала в училище олимпийского резерва Москвы, я смогла начать заниматься своей работой и карьерой тренера.
Какая программа Алины вам всегда нравилась больше всего?
Программы у Алины всегда были очень красивые, за что большая благодарность нашему хореографу. Больше всего Алине подходила музыка и образ танго. Она у нас высокая, с длинными ногами, строгим взглядом.
Говорят, что мамы-тренеры зачастую слишком много требуют от своего ребенка. Насколько серьёзно вы контролировали спортивную карьеру Виктора и Алины?
Мама-тренер — это очень серьёзно и сложно для собственных детей. От сына больше требовал папа, так как тренировками по хоккею занимался он. От дочери, как мама-тренер, требовала очень много (быть первой, держать диету, отрабатывать элементы самостоятельно дома, растягиваться, а ещё и учиться на пять). Алина всегда училась на пятёрки, по окончании учебного года получала в школе похвальный лист, окончила училище олимпийского резерва с красным дипломом. Сейчас учится в институте заочно на тренера-преподавателя по фигурному катанию.
Каково вам видеть своих детей в амплуа наставников? У Виктора и Алины похожий или максимально разный тренерский стиль?
Я очень рада, что мои сын и дочь самостоятельно выбрали профессию тренера и работу с детьми. Теперь они мои коллеги. Мы можем обсудить какие-то моменты в работе с документами, планировании тренировочного процесса с детьми и тренерской карьере. Занятия спортом воспитали в моих детях спортивную злость, характер, уверенность в себе и своих силах. Это передаётся их спортсменам и воспитанникам.
В августе ваш сын стал директором Дворца спорта « Победа» в п. Майский Белгородского района. Как думаете, что он может принести в деятельность Дворца спорта, учитывая свой богатый спортивный опыт и знания?
Назначение сына директором Дворца спорта было для меня сюрпризом и неожиданностью. Я не знала об этом до последнего. Очень рада за него. Значит, воспитала умного, образованного, воспитанного, достойного спортсмена и человека. Учитывая его большой и богатый спортивный опыт, надеюсь, он сможет привлечь большое количество детей, подростков и взрослых к массовым занятиям спортом в таком красивом и функциональном Дворце.
Оксана Викторовна, какими советами вы могли бы поделиться со своими коллегами-тренерами?
Самый важный совет для каждого тренера — любите своих воспитанников как собственных детей, уважайте их выбор, заботьтесь о них, помогайте им в трудных жизненных ситуациях. Станьте им папой, мамой, сестрой, братом, другом. Когда будет слаженная единая команда «родители ‒ спортсмен ‒ тренер» — будет отличный спортивный результат.
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью.