«Быть тренером — это учить и учиться вместе с теми, кого учишь»

Максим Владимирович, ваше знакомство с волейболом состоялось в филиале ДЮСШ № 1 г. Владимира. Почему — волейбол?

Своим воспитанникам я часто рассказываю историю про свою первую тренировку. Это было в середине года, все ребята были уже опытные и знали, что делать, а я будто впервые мяч увидел. Получил мячом раза три по голове и по лицу и подумал, нет, волейбол не для меня, сложно! Но именно сложность и влюбила меня в этот спорт. Через некоторое время я снова пришел и уже никогда не переставал тренироваться. В то время у нас не было никаких ожиданий или планов, мы просто любили играть и каждый раз выходили на поле, только чтобы побеждать. Я со своими не самыми выдающимися ростовыми данными не мог рассчитывать на высокий уровень, но для побед в городе и области роста хватало.

Вы играли в любительских лигах и турнирах городского и межрегионального уровня и часто становились призером и победителем, как в классическом, так и в пляжном волейболе. Помните те соревнования?

Я всегда предпочитаю смотреть вперед, прошедшие игры — это приобретенные опыт и знания. Мне больше нравится с нетерпением ждать новые вызовы, чем предаваться воспоминаниям о былых победах и призах.

Некоторые спортсмены и тренеры считают, что игра в пляжный волейбол нежелательна для развития и совершенствования навыков игроков классического волейбола. А что думаете вы?

С первого взгляда может показаться, что и там, и там — это волейбол. Какая разница?! Как не крути, разница есть. Другой мяч, правила, технические приемы, песчаное покрытие, освещение, ветер и даже экипировка. В спорте, где мышечная память занимает одно из первых местах, это слишком значимые различия, каждый раз приходится «привыкать». На уровне профессионалов смешивать, думаю, не стоит. А для любителей, пожалуй, некритично пару раза в год «привыкать» к новым условиям, а возможно, даже и полезно.

Восемь месяцев вы готовили юношей-старшеклассников к областным соревнованиям, на которых ваши первые воспитанники стали чемпионами. Вы рассчитывали на подобный результат?

Я пришел передать ребятам свой опыт и своё отношение к спорту. Они хорошо работали и воспринимали мои слова, показывали сильный характер и стремление. Ребята — большие молодцы. Если честно, ни они, ни я не ожидали такого результата.

За год вам удалось собрать мужскую и женскую команды на чемпионат Владимирской области. Что является ключевыми факторами успеха команды на любых соревнованиях?
Волейбол — командный вид спорта. Хорошая атмосфера и взаимоотношения — ключевые факторы. Если при этом команда хорошо натренирована и обучена, то всегда можно рассчитывать на высокие результаты.

Работа с детьми достаточно сложная и ответственная. Трудно найти подход к юным волейболистам?

Я молодой тренер, и в большинстве случаев мне удается найти общий язык со своими подопечными. Не так уж далеко я от них ушел. Но и трудности бывают, куда же без них? Как правило, проблемы начинаются вместе с взрослением и всеми подростковыми «чудесами».

Вы учитель физкультуры в школе, где набираете девочек, желающих заниматься волейболом. С девчонками сложнее?

Скажу, что это настолько же интересно, насколько и сложно. Прежде всего, сложно в плане психологии, например, бороться с «гормональной кашей» в головах юных девушек. У кого-то заниженная самооценка, у кого-то, наоборот, неоправданно завышена. У современных подростков полно причин для стресса. Информационная перегруженность, интернет, учеба, ВПР, домашние дела, а у девочек еще больше забот, начиная от внешности, заканчивая погонями за различными трендами и модой, плюс социальные сети. Поэтому в работе с ними я стараюсь разгрузить их эмоционально, не забывая о результатах. Девочки сейчас очень рано взрослеют, и в этом есть свои плюсы, можно ставить им взрослые — серьезные — задачи.

Важно ли для вас, при отборе в команду, какой у ребенка рост и сколько он весит?

Нет, для меня при отборе важен только один фактор — желание.

Трудно ли работать с новичками?

Достаточно просто. Большинство из них приходят уже с горящими глазами. Моя задача как тренера лишь подбрасывать в этот костер дровишек. Больше игровых и соревновательных элементов в тренировке, эстафеты, командные противостояния. Начальный этап подготовки больше состоит из ОФП и СФП, чем разнообразнее тренировки, тем лучше.

Как вы поднимаете командный дух воспитанников перед соревнованиями?

С детьми все иначе, чем с взрослыми. У взрослых мотивация и желание, а у детей в начале пути – страхи и препятствия. Но дети более коммуникативны, поддержка сверстников для них очень важна, не меньше, чем одобрение взрослых. И если взять здоровые взаимоотношения и атмосферу, помножить на хорошие «кричалки» и искреннюю поддержку команды, то с настроем всё будет отлично.

Как вы понимаете, что движетесь в правильном направлении?

Для меня это, прежде всего, отзывы родителей и моих воспитанников. Родители часто пишут и делятся со мной успехами детей, и я с ними — тоже. Часто говорят, волейбол изменил моего ребенка в лучшую сторону. Пока я это слышу, значит, иду по верному пути.

Что, по вашему мнению, отвлекает детей от тренировочного процесса?

Ранее я упомянул об этом, стрессов и отвлекающих факторов полно. Информационная загруженность, социальные сети, различные тренды молодежные, которые не связаны со спортом и волейболом, в частности. Но у меня на тренировках девочки отвлекаются по большей части только на то, чтобы попить воды.

Летом вы с командой планируете отправиться на первый спортивный сбор. Тренировки в неформальной обстановке — это хорошо?

Тренировки это тренировки, сборы — это непрерывные тренировки и набор формы перед сезоном. Для неформальности мы иногда собираемся вместе и ходим в кино или в антикафе посмотреть волейбольные матчи. Тренировка не может быть неформальной, тренировка — это процесс и средство развития, поэтому все строго.

Максим Владимирович, посоветуйте, как тренеру завоевать доверие своих воспитанников?

Я часто говорю своим воспитанникам, что доверие это для меня точка отсчета. И каждый из моих воспитанников обладает моим полным доверием изначально, а дальше, кто как этим доверием воспользуется. Я стараюсь быть с воспитанницами на одной волне, интересоваться не только успехами в тренировках и волейболом, но и семьей, учебой, увлечениями. Каждая может ко мне подойти со своей проблемой и получить совет, и многие этим пользуются. Будет неправдой, если скажу, что мне доверяют все мои воспитанницы, не ко всем получается пока что подобрать «ключик». Но быть тренером — это учить и учиться вместе с теми, кого учишь. Поэтому всё ещё впереди.

Добавить комментарий