Максим Малышкин

«Прежде, чем научиться делать сложные элементы, нужно освоить простые. Мы не можем читать книгу, не зная букв»


Как мастер спорта, скажите, спортивные разряды играют важную роль в жизни атлетов?

Спортивные разряды — это ступени, по которым спортсмен поднимается на самый верх гимнастической лестницы. У каждого разряда свои возрастные нормы и требования. Каждый необходимо выполнить, чтобы спортсмена допустили к новому разряду. На прохождение разряда даётся около двух лет. Важно выполнять их своевременно, иначе просто не пройдёшь дальше.

Гимнасты соревнуются по программе мастеров спорта для возраста 16-17 лет. Достигнув совершеннолетия, они переходят во взрослую лигу, начинают выступать на чемпионате и Кубке России, где нет возрастных ограничений.

Чем может похвастаться Московская комплексная спортивная школа «Зеленоград», в которой вы работаете старшим тренером отделения спортивной гимнастики?

Сейчас я очень мало, что могу рассказать об этой школе, она только создаётся. Отделение спортивной гимнастики с сентября вступает туда по программе объединения спортивных школ в одну большую организацию. В МКСШ «Зеленоград» будет собрано 17 разных видов спорта.

До этого я работал старшим тренером в СШОР № 111 (сейчас — Московская академия регби).

С 2014 года отделение спортивной гимнастики в Зеленограде развивалось с нуля. Можно сказать, я в какой-то степени отец мужской спортивной гимнастики в этом городе. За 8 лет воспитаны 3 к. м. с., 8 спортсменов 1-го спортивного разряда, победители и призёры первенств России, спартакиад учащихся. Сбился со счета, сколько медалей мы принесли Зеленограду на первенствах Москвы и на всероссийских соревнованиях. Такими достижениями можно похвастаться.

Как проходят тренировки гимнастов, которые занимаются в спортивной школе под вашим руководством?

Тренируемся по пять часов в день. Каждый день недели спланирован поминутно.

Общая разминка — 30 минут. Далее, в зависимости от дня недели, работаем на определённые группы мышц 30 минут: руки, ноги, туловище, стоечная подготовка — развитие стойки на руках с различными движениями, техническая подготовка — улучшение базовых навыков гимнаста на гимнастических снарядах, простые элементы учимся выполнять идеально.

Основная тренировка — 6 снарядов по 30 минут, тут тоже зависит от дня недели. В неё входят базовая подготовка, изучение новых элементов, отработка соскоков, батутная подготовка.

Полчаса ОФП, СФП плюс растяжка.

На занятиях по спортивной гимнастике прибегают к помощи различного спортивного оборудования. Какое, на ваш взгляд, заслуживает отдельного внимания?

Для более комфортного и безопасного развития гимнаста — батут, батутная дорожка, качественные поролоновые ямы, надувные модули и очень много различных гимнастических матов (от тонких до больших кубов).

Гимнасты должны наращивать дополнительную мышечную массу?

Я не сторонник «железа». Предпочитаю работу спортсмена со своим весом либо маленькие веса для отягощения и большего сопротивления во время упражнения.

Вы также работаете старшим тренером молодежной сборной Москвы. Какой объём работы необходимо выполнять спортсменам, входящим в её состав?

В основном со сборной Москвы я работаю перед крупными стартами, такими как первенство России и спартакиада. Во время подготовки к соревнованиям мы занимаемся комбинационной работой, проходим контрольные тренировки — это как имитация соревнований. По результатам контрольных тренировок отбираем лучших гимнастов и формируем команды. Вне соревновательного периода встречаемся в зале и тренируемся, помогаю личным тренерам исправлять слабые места спортсменов, указываю на недочеты и на что нужно обратить внимание, развиваем сильные стороны гимнаста.

Почему вы год назад заинтересовались спортивной психологией?

Были вопросы, на которые я не мог найти ответа. Спортсмен на тренировках был лучшим, а на соревнованиях весь «дрожал», совершал ошибки. Некоторые спортсмены игнорировали мои указания, это переходило в ссору и к срыву тренировочного процесса. В первой ситуации очень хотелось помочь спортсмену, во второй — сберечь свои нервы.

С какими психологическими барьерами чаще всего сталкиваются профессиональные спортсмены? Какую проблему вы прорабатывали со своими воспитанниками в последний раз?

Основные — боязнь ошибки, страх подвести кого-то (тренера, родителей), избегание соревнований, желание сделать на соревнованиях лучше, чем умеет. А ещё мысли, что у меня не получится, я не смогу, я не сделаю.

В последний раз со своим учеником прорабатывал его мотивацию заниматься гимнастикой. Спортсмен не понимал, для чего он тренируется и что хочет от этого вида спорта.

Изменился ли ваш подход к занятиям после прохождения обучения спортивной психологии?

Конечно! Я учился у шести специалистов в данной области, и каждый дал мне что-то своё. Самое главное — помог самому себе, освободился от многих вещей, которые раньше меня сильно волновали. Со спортсменами отношения стали лучше. Это не значит, что мы стали друзьями, и они могут сесть мне на шею и не тренироваться, нет! Тут более партнёрские отношения появились. Тренер не вступает в противоборство со спортсменом, где посередине стоит непонимание, и каждая из сторон обвиняет друг друга в неудаче. Ученик и тренер плечом к плечу выступают против проблемы, с которой столкнулись, вдвоём решать её гораздо легче. И да, с помощью психологических техник мы выиграли все крупные соревнования в этом году.

Составляете ли вы психологический портрет каждого спортсмена?

Вначале составлял, потом понял, что мне это делать не нужно. Спортсмену нужно помочь в определённый момент времени и быстро. И это работает для всех типов спортсменов.

Скажите, может ли длительное ожидание спортсмена своей очереди во время соревнований негативно сказаться на результатах выступления? Были на вашей памяти такие случаи?

Ожидание — это «тихий убийца» спортсмена. Иногда соревнования могут быть поздно вечером, ты ждёшь целый день, ну когда же уже они начнутся. Это съедает изнутри, в итоге спортсмен «перегорает» и проваливает соревнования.

Таких случаев очень много, поэтому я стараюсь заранее узнать, в какое время спортсмен будет выступать, и провожу несколько тренировок точно в то же самое время. В командных соревнованиях рассчитываю, кто из спортсменов и за кем будет подходить. Кому-то комфортно выступать первым, кому-то в середине, а кому-то и в конце. Всё индивидуально, и порядок выступления на соревнованиях тоже нужно тренировать. Я делал такую тренировку, запрещал спортсмену подходить к снаряду минут 10, потом он должен был выходить и сразу делать комбинацию. За пару таких тренировок гимнаст стал заметно меньше волноваться. На соревнованиях случается всякое, и к таким вещам тоже нужно быть готовым.

Как вы считаете, тренер должен быть оптимистом или реалистом?

Реалистом с нотками оптимизма. Всегда делаю определённые прогнозы во время подготовки к соревнованиям, ставлю для себя выполнимую планку, и мы идём к ней. Получилось перевыполнить — супер. Не получилось — значит, нужно делать работу над ошибками и пытаться снова. Во всяком случае, всегда верю в благоприятный исход.

Многие тренеры воспринимают спортсменов как своих детей. У вас есть подобное отношение к кому-то из подопечных?

Думаю, нет. Раньше было такое, но тренерская жизнь складывается из того, что в любой момент спортсмен может уйти из спорта по разным причинам (травма, пропало желание, перешёл к другому тренеру). И всё, что ты вкладывал в него годами, рушится, как карточный домик. И это больно.

Есть спортсмены, которые очень дороги мне, с ними интересно, они меня вдохновляют, я получаю удовольствие от работы с ними. Но давайте не забывать, что это всего лишь работа, а дома меня ждет родной четырёхлетний сын, и вот ему я отдам всю свою любовь.

Какие наставления вы можете дать ребятам, занимающимся спортивной гимнастикой?

Прежде, чем научиться делать сложные элементы, нужно освоить простые. Мы не можем читать книгу, не зная букв. Занимайтесь базовой подготовкой.

Меньше задумывайтесь: «Зачем мне сказали делать столько-то раз данное упражнение?». Думать сколько раз вам выполнить то или иное задание — задача тренера. Когда увидите результат, тогда можно поразмышлять, зачем вы всё это делали.

Ставьте краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели.

Какая самая важная тренировка? Сегодняшняя. Какое самое важное упражнение в гимнастике? То, которое я выполняю сейчас.

Растяжка в конце тренировки — это благодарность телу за проделанную работу, чаще благодарите своё тело.

И последнее — где страшно, там и победа. Любой элемент, который вы боитесь выполнить, приближает вас к заветной цели.

Добавить комментарий