Игорь Папшев

«В СССР 70-х годов прошлого века спорт был более значим, чем сейчас»

Игорь Юрьевич, с первого класса вы занимались в новосибирском бассейне «Нептун». Какими были первые впечатления от тренировок по плаванию?

Наверное, сложно назвать мои первые занятия тренировками. Сейчас бы я назвал это «выкупыванием». За нами просто следили, чтобы мы не утонули. Тренеры часто менялись, какие-то упражнения давались, но несистемно. Так продолжалось больше года, до первых контрольных стартов, по результатам которых выдали диплом «Умею плавать». После заплыва меня записали в спортивную группу, занятия приобрели целенаправленный характер.

Если честно, впечатления плохо помню, а вот запах, атмосферу бассейна «Нептун» запомнил навсегда. Уверен, с закрытыми глазами отличил бы его от других бассейнов.

В какой момент вы начали относиться к плаванию серьёзно и осознанно, что в дальнейшем позволило вам сделать его своей профессией?

Хорошо помню, весна 1974 года, мы с друзьями гоняем на велосипедах, начал отлынивать от бассейна. Дошло до подлога — под краном мочил полотенце с плавками, чтобы родители не догадались о пропущенных занятиях. И вот меня переводят в группу Владимира Витальевича Семушева (не так давно узнал, что хотели меня перевести к другому тренеру, но Семушев сам попросил отдать меня в его группу). С первой же тренировки началась другая жизнь, изменилось отношение к занятиям, оно стало серьёзным и осознанным.

Заслуженный тренер СССР Владимир Витальевич Семушев сыграл большую роль в вашей спортивной карьере. Какие слова наставника оказали на вас особое влияние?

Очень важная черта Владимира Витальевича — он очень часто с нами разговаривал, не только задания давал. Причём его слова как-то глубоко проникали, оставались навсегда. Он часто бегал с нами кроссы, на подъёме резко уходил вперёд и кричал нам, отстающим: «Настоящие мастера выигрывают на подъёмах!» А самые памятные его слова: «Запомните, ребята, в спорте, если стоишь на месте, значит, отстаешь!» Уверен, слова Владимира Витальевича потому были так весомы, что он доказывал их правоту своим примером!

В течение восьми лет вы занимались плаванием в ластах и выиграли четыре золотые медали чемпионатов СССР на 200 м и в эстафетах. Что характерно для техники плавания в ластах?

Очевидно, что в плавании в ластах основную нагрузку берут на себя ноги. Конечно, и брюшной пресс, и мышцы спины тоже активно участвуют в движении. Но ошибкой будет сказать, что руки отдыхают — их задача максимально вытягивать корпус, образуя вместе с головой единое целое, подобное наконечнику стрелы. Это не так просто. Неслучайно плавание с руками вдоль бёдер являлось для нас отдыхом. Вообще, учитывая большие скорости в плавании в ластах, очень важно уменьшать сопротивление движению и увеличивать темп.

Вы застали эпоху советского спорта. На каких принципах был основан спорт в СССР и есть ли отличия от современного спорта?

Этот вопрос очень серьезный, если отвечать на него подробно, получится минимум научная статья, а максимум — кандидатская диссертация. Развитие любого вида спорта обусловлено развитием общественно-экономических отношений. Изменились отношения — изменился спорт. В СССР 70-х годов прошлого века спорт был более значим, чем сейчас. Была общность людей, которая работала на результат. Судите сами. У нас был спортклуб «Сибирь». Летом все спортсмены: хоккеисты, пловцы, лыжники, гимнасты, борцы, фигуристы, ватерполисты, прыгуны в воду жили и тренировались в одном лагере. Проводились лагерные спартакиады, мы были сильны командным духом. Сейчас же каждый сам по себе, отделились друг от друга заборами, шлагбаумами, домофонами. Наш Дворец спорта снесён, на его месте строится жилой дом. Раньше о таком и подумать не могли. Конечно, появляются новые центры гимнастики, фехтования, но теперь нет той общности, которая была раньше.

Работая в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта (теперь СГУПС) на кафедре физвоспитания, вы пришли к пониманию необходимости развивать в вузе командные игровые виды и стали продвигать водное поло. Как много желающих среди студентов заниматься этим видом спорта?

Занятие водным поло не вопрос желания, а вопрос организации. У меня все играли с удовольствием, и главной трудностью было закончить игру, времени всегда не хватало. Но пока, к сожалению, нет системы учебного процесса, в которой студент мог бы выбрать занятия водным поло. Всё, что делал я, было в рамках факультатива «Безопасная жизнедеятельность на воде».

Какие ассоциации вызывает у вас слово «команда»?

Главная ассоциация, команда — это семья. Я рос в многодетной семье и сам, как родитель, продолжаю эту традицию. Я всячески приветствую в команде братьев, сестёр. Считаю команду, дополнительно скреплённую родственными узами, более сильной. Помимо родства по крови, есть и родство души. В плавании оно особенно сильно проявляется на «открытой» воде. Неслучайно часты случаи, особенно на марафонских дистанциях, когда пловцы финишируют вместе.

Какие качества, на ваш взгляд, делают спортсмена хорошим командным игроком?

Если одним словом — взаимоуважение. Понимание значимости командных действий, морально-волевая устойчивость. На мой взгляд, очень важна надёжность. Это сразу чувствуется, даже в младшем возрасте.

Как вы считаете, нужно ли в спортивной команде уделять внимание формированию лидерства?

Несомненно, иметь в команде настоящего лидера очень важно. Быть лидером — дополнительная нагрузка, не каждый хочет её брать на себя. Распознать в ребёнке задатки лидера и всячески развивать их — задача тренера.

Как вы поступите, если спортсмен будет ставить свои интересы выше интересов остальных и перестанет слушать других членов команды?

Думаю, такая ситуация может произойти только в начальный период становления команды. Если не получается исправить этот недостаток, я бы постарался избавиться от такого игрока, посоветовал бы ему перейти в другую секцию.

Какую роль в жизни спортсмена играет конкуренция?

Прозвучит банально, конкуренция является ключевым фактором для спортсмена. Чем выше уровень конкуренции команд, тем сильнее команда, для меня это является аксиомой.

28 мая вышла ваша статья в газете «Новая Сибирь», в которой вы пишете о том, что Новосибирская область обладает большим потенциалом в развитии гребного вида спорта. С чего необходимо начать, чтобы вывести греблю на байдарках и каноэ в Новосибирской области на новый уровень?

Правильнее будет сказать — как продолжить, ведь вопросом развития гребли на байдарках и каноэ я занимаюсь уже более десяти лет. В 2011 году создали федерацию, но тогда мощности не хватило. Сейчас наш коллектив единомышленников значительно усилился, готов возглавить вновь создаваемую Федерацию гребли на байдарках и каноэ Новосибирской области призёр чемпионата Казахстана по гребле на каноэ Евгений Мухопад. Несомненно, у него огромное желание продолжить свою жизнь в гребле уже на новом уровне, это как раз к вопросу о лидерских качествах. Есть договоренность с муниципальной спортивной школой о создании в перспективе отделения гребли. Главное, что этап Кубка мира в Барнауле придал всем импульс, есть вера в успех, а это очень важно. Я же, как обычно, буду летом заниматься греблей со своими воспитанниками в летнем лагере.

Как вы считаете, с какими трудностями в первую очередь придется столкнуться при создании в нашей стране гребных клубов при школах и вузах?

Основная трудность, на мой взгляд, это системная ошибка структуры образования. Взаимодействие человека и водной среды — очень важный аспект жизни, урок физической культуры не может его охватить в достаточной мере. Уже многие годы, с момента гибели школьников в Карелии во время лодочного похода, я стараюсь убедить чиновников от образования начать в экспериментальном порядке внедрять учебный предмет «плавание», разработал универсальную качественную систему оценки уровня плавания, она себя отлично зарекомендовала, готов поделиться своими наработками с заинтересованными учителями. Греблю я рассматриваю как очень важную составляющую этого учебного предмета. Ведь для гребли не требуется дорогостоящего оборудования, и сезон, пригодный для занятий, гораздо более продолжительный, чем, например, для занятий плаванием на открытой воде.

У вас был опыт преподавания детям гандбола в молодежном центре «Содружество». Для того, чтобы начать заниматься этим видом спорта, ребенок должен обладать каким-то определенным уровнем развития физических навыков?

Я преподаю гандбол, как систему физического воспитания. У нас нет спортивного отбора, занимаются все желающие. Но самые эффективные занятия — это когда приходит сразу класс целиком, за исключением тех, кто освобождён от физкультуры. Мы приобрели замечательные гандбольные мячи для начального обучения. Они хорошо ловятся, и даже если прилетают в лоб ребёнку совсем небольно. Гандбол — это и бег, и метание, и прыжки. Он так многогранен, что любое упражнение идёт на пользу, и, что очень важно, девочки играют в него не хуже, а в начальных классах даже лучше мальчиков!

Игорь Юрьевич, к каким видам спорта вы бы посоветовали присмотреться молодежи?

Перефразируя Маяковского, «все виды спорта хороши — выбирай на вкус!». Но своим примером (мы даже такие соревнования летом проводим) внедряю «гребной триатлон»: бег, гребля, плавание. А из игр это, конечно, гандбол и водное поло. Я воспринимаю их как одну игру, только одна модификация на суше, а другая — на воде!

Стихотворение о спорте

Бывают в жизни яркие мгновенья, когда на карту ставится успех.
И трудно описать в стихотворении, как значимо мгновение для тех,
Кто в нём завязан, кто «опутан сетью» противодействий яростной борьбы.
Когда соперник рядом, он не дремлет, он тоже хочет первым быть, как ты.

Но если ты не в шутку «закусился», не трусишь, не боишься, в бой идёшь.
И если сердца жар лишь распалился, то рано или поздно вдруг поймёшь,
Что сдвинулось былое равновесье, пусть в миллиметр, но ушёл вперёд.
Никто ещё не видит одоленья, но скорость набрана, и сквозь солёный пот,

Сквозь пульса стук, адреналина горечь, сквозь шум трибун почувствуешь просвет.
Как-будто день сменил внезапно полночь, и в глаз ударил солнца яркий свет.
Выходишь на простор, чуть продержаться! Душа поёт, как стайка певчих птиц.
Всё, финиш! Уже можно отдышаться! Здесь радость есть и много грустных лиц.

Да спорт таков, нельзя без поражений, без слёз, падений, синяков, обид,
Без жёстких слов, так нужных для учений. Но греет душу, этим и манит
Тот радостный короткий промежуток, когда пролез, протиснулся вперёд.
Всё может быть, и через пару суток всё будет с точностью наоборот.

Но что нам «если, да кабЫ, да кАбы», живи сейчас, испей успех до дна…
Потом ты вспомнишь дни былые славы, и чуть взгрустнёшь, что жизнь всего одна!

30.04.19 Игорь Папшев

Добавить комментарий