Игорь Бельков

«Не хочется быть тренером, который ради победы готов на всё, в том числе пожертвовать детьми, личностями»

Игорь, вам не удалось реализовать свою спортивную мечту. Пришла ли ей на смену новая?

Мне очень хотелось бы, чтобы каждый из моих подопечных имел шанс реализоваться как профессиональный футболист. Конечно, с условием, что игрок этого хочет по-настоящему, он этого заслуживает, и у него для этого всё есть. Чем выше он заберется, тем лучше. Также для меня важно, чтобы мечты подопечных сбывались, и я мог им в этом помочь. И, конечно, хотелось бы становиться лучше, как тренер и в будущем стать топ-тренером Иркутска, Иркутской области, Сибири, Дальнего Востока. Опять же, чем выше, тем лучше. Что касаемо, где и кого тренировать — это, конечно, время покажет. Наверное, как и у любого тренера, где-то внутри живёт мечта тренировать профессиональную команду, то есть где-нибудь в Российской премьер-лиге. Но я понимаю, что это большая цель, к которой нужно идти годами. Пока она очень, очень далеко впереди. В данный момент я занимаюсь детьми, здесь есть над чем работать, есть в чем развиваться. И конкретно сейчас о профессиональном футболе, профессиональных футболистах, Российской премьер-лиге, ФНЛ не думаю. Мне пока всего 28, может быть, в будущем, лет в 45, доберусь даже до этого. Да, это тоже можно считать мечтой — дорасти до профессионального футбола, именно самому как тренеру.

Что оказало наибольшее влияние на формирование вашего нынешнего тренерского стиля?

Это, конечно, мои врожденные черты. Я спокоен, терпелив, что очень важно в работе с детьми. С ними нужно быть выдержанным, уравновешенным, потому что когда тренер ругается, кричит, психует — это ненормально. Дети обучаются, и они, естественно, имеют право на неправильные решения, на баловство, потому что это не взрослые, а дети. Мой, так скажем, внутренний стержень помогает с этим всем справляться, поэтому где-то на играх, на тренировках я всегда веду себя сдержанно. Конечно, могу быть строгим, когда этого требует момент, даже где-то поругать, но обязательно объясню, за что. Никогда просто так никого не наказываю.

Конечно же, на формирование моего нынешнего тренерского стиля оказало влияние и моё прошлое как футболиста детско-юношеского футбола. Повидав тренеров старой закалки, которые ругаются и так далее, я для себя понял, что таким быть не хочу. По собственному опыту знаю, что такое поведение вредит ребёнку, поэтому решил, что так делать не буду. Своим детям я даю свободу, доверяю им.

Также, думаю, тренировочный процесс тоже можно отнести к тренерскому стилю: как я взаимодействую с детьми, как их тренирую. Все мои занятия направлены на мяч. Мы учимся играть в футбол. В футбол играют мячом, поэтому во всем, чтобы мы не делали (любые упражнения, любые игры), у нас всегда присутствует мяч.

Начало тренировочного процесса было таким: я учу так, как учили меня. В моём случае особо-то ничему не научили, поэтому приходилось брать информацию из разных источников, и в первое время это был мусор. Но я всегда знал, что детям нужен мяч, и поэтому даже на начальном этапе свои тренировки могу оценить положительно, так как все они были в основном с мячом. В условные девять-десять лет мы не бегали, не прыгали, не выполняли какие-то силовые упражнения, то есть не делали то, что в данном возрасте и не надо было. И с самого начала я старался делать всё осознанно. Если я что-то не знаю, перед тем, как это выполнить, сначала поинтересуюсь, можно ли это делать.

Каким тренером вам не хотелось бы быть?

Мне не хотелось бы быть таким тренером, каким был мой наставник. Какими я вижу некоторых коллег, не понимающих из-за отсутствия определённых знаний, что в том или ином возрасте запрещено делать в упражнениях, не отдающих себе отчёта в том, что нельзя кричать на детей, требовать результата в том возрасте, когда это ещё рано. Не хочется быть тренером, который ради победы готов на всё, в том числе пожертвовать детьми, личностями. Для меня главное — каждый ребенок. Если выбирать на каком-нибудь турнире между тем, чтобы дать всем детям поучаствовать и проиграть, либо не дать части ребят выйти на поле, но выиграть, я выберу первый вариант. Поражение забудется, это всё уйдет, поражение — часть обучения. Но если какому-то ребёнку не давать играть, не верить в него, то он либо не станет футболистом, либо вообще уйдет из спорта. Кроме того, это может убить в нём какие-то человеческие качества, которые ему понадобятся во взрослой жизни. В первую очередь мы воспитываем личность. В их возрасте победы  не так важны, как развитие личности.

Пришлось ли вам привлечь партнеров для того, чтобы открыть частную футбольную школу?

Открыли частную школу мы с товарищем. Я работал в государственной футбольной школе, в других частных школах. Потом со знакомым, сейчас уже другом, мы постепенно пришли к тому, чтобы создать свой проект. Я ушел со всех прежних работ, и мы сейчас развиваем свою футбольную школу.

Насколько высока конкуренция среди футбольных школ?

В Иркутске конкуренция присутствует, у нас достаточно много футбольных школ, есть государственные, есть частные. Частные школы в основном базируются на дошкольниках, на детях младшего возраста. Когда ребёнок подрастает и есть возможность из частной школы перейти в бюджетную, то, конечно, родители делают выбор в пользу государственной. Тут немало факторов влияет, но главное, наверное, что это бесплатно. Поэтому у нас проще открыть футбольную школу для дошкольников. Конкуренция есть, но это же хорошо. Она порождает прогресс. Если не будет конкуренции, то можно и не напрягаться. Открылась одна футбольная школа в городе и тренирует, как хочет. А конкуренция — это совсем другая история. Если одни что-то делают хорошо, другие стараются делать ещё лучше. Вот так и получается развитие и школ, и детей.

Футбольная экипировка для детей, занимающихся у вас, приобретается за счёт родителей или бюджета школы?

Мы стараемся, чтобы нам помогали спонсоры. Ищем людей, которые заинтересованы в развитии детского футбола. Мы очень много времени уделяем нашей футбольной школе, её развитию. Но и помощь со стороны для нас также важна. Родителей стараемся не напрягать.

Что из себя должна представлять хорошая, качественная база юного футболиста, позволяющая ему в дальнейшем развивать свое мастерство?

На самом деле, я пока не могу знать, что же нужно профессиональным командам, профессиональным академиям, какие качества им необходимы, какая база, какой игрок должен быть. Я могу предположить, что такой игрок — универсал, раскрепощенный, психологически уравновешенный, целеустремленный. Чтобы любил футбол, обожал, хотел постоянно заниматься. Важно, чтобы он понимал, что такое футбол, как в него играть, что и как нужно делать в той или иной момент. У футболиста должно быть развито игровое мышление. Те, у кого оно развито, я думаю, выделяются на фоне других. И, конечно, хорошая техника. Игровое мышление плюс умение обращаться с мячом — это много даст игроку. Но наши реалии таковы, что где-то делают выбор в сторону физических качеств.

Мне нравятся дети умные, понимающие футбол, технически хорошо оснащенные, либо готовые учиться технике. Я сторонник умного футбола и хочу, чтобы мои дети играли в умный футбол. Поэтому мне нужны технически оснащенные футболисты с игровым интеллектом, на физические данные я не делаю акцент. Мне близок больше испанский, голландский футбол с философией Йохана Кройфа. Я слежу за такими тренерами, как Игорь Дрыков, Александр Тарасов, наблюдаю за испанским специалистом Петейро, который обучает сейчас на просторах России. С них беру пример. Такой футбол мне нравится. Однако обладать всеми качествами, конечно, сложновато, это могут уже одаренные футболисты.

Работаете ли вы с детьми над формированием индивидуального технического стиля?

Все мои тренировки направлены в первую очередь на развитие индивидуальных качеств. У нас команда — это контекст, среда, где каждый индивидуально развивается. Я уже говорил, что всегда делаю выбор в пользу детей, в пользу каждого. Когда ребенок умеет брать мяч, обыгрывать четверых-пятерых и это не вредит ему, то я не запрещаю, как это делают некоторые тренеры, например, «зачем ты полез в обводку? Отдай пас. Играем только в пас». Я понимаю, что такое игра в футбол, что ситуации бывают разные: когда-то нужно делиться мячом, когда-то можно идти в дриблинг, когда-то — обыгрывать. Данные умения и навыки тоже нужны футболисту. У каждого свои сильные стороны. Если ребёнок умеет обыгрывать, если он расположен к этому, то я не буду принуждать его постоянно отдавать пас. Если он хочет делиться передачей, отдавать пас, но в дриблинг не идет, то будет распасовщиком. Как, например, среди знаменитых футболистов есть дриблеры, один из них — Неймар, или скоростной игрок Мбаппе, или распасовщики Тони Кроос, Лука Модрич, Хави из «Барселоны». У каждого свои сильные качества и акцент делается, конечно, на развитие индивидуальных качеств, которые им присущи. Я нахожу каждому своё место на поле. Естественно, стараюсь делать ребят, также у меня есть и несколько девочек, более универсальными. Я нашел ребёнку позицию, он играет на ней, но периодически играет и на других, чтобы лучше понимать футбол. Видя игру со всех сторон, со всех позиций, они, наверное, будут в общем плане развиваться лучше.

Есть база технических элементов, с помощью которых можно спокойно играть в футбол. Не нужно всё изучать, что есть в том же интернете, или что могут предлагать любые тренеры. Как сказал Брюс Ли, опаснее не тот человек, который изучает 1000 ударов, а тот, кто 1000 раз оттачивает один и тот же. Поэтому, имея базовые технические элементы в своем функциональном арсенале, можно спокойно играть в футбол.

Но я всё равно, конечно, показываю различные какие-то финты, развороты, даю максимум этой функциональной техники, а там уже за ребятами выбор, что им по душе. Главное, чтобы это было эффективно и помогало им справляться с той или иной ситуацией на поле.

Проводите ли вы родительские собрания или решаете важные вопросы в индивидуальном порядке?

С родителями работаем в комплексе. Где-то родительские собрания проводим, где-то отдельно общаемся вживую, в SMS-формате, звонками и так далее. В этом направлении мы проводим работу обязательно, потому что родители — это неотъемлемая часть обучения детей, они тоже помогают развиваться детям. Однако они также могут и навредить дошкольникам. Если мы учим одному, говорим одно, а родители будут озвучивать мнение, противоречащее нашему, то детям будет сложно. Нужно, чтобы все были на одной волне и двигались в одном направлении, поэтому треугольник «родители-тренер-футболист» должен работать как одно целое.

Что лично для вас значит игра в футбол?

Весьма сложный вопрос. Это моя жизнь. Моё хобби. Моё любимое дело. В детстве это была любимая игра, от которой я получал удовольствие. Сейчас тоже получаю удовольствие, но уже в виде результатов моей работы, которые отображают дети своей игрой. Если у них получается усвоить те или иные знания и реализовать это в игре, если они обучаются, развиваются, становятся лучше, то я доволен. У меня есть модель — умный футбол, комбинационный. Когда люди на поле стараются думать, когда мяч как в шахматах двигается, и у каждого действия есть логические причины и следствия: почему отдал, почему принял, куда отдал, куда открылся и так далее, а не простой футбол «бей и беги».

В целом футбол — это две команды, где есть две главные задачи: забить как можно больше голов и пропустить как можно меньше. Команда, которая больше забьёт, победит. В нашем случае, в случае с дошкольниками, у нас нет задачи победить любой ценой, ведь для нас футбол — это пока обучение.

Какие дополнительные знания в сфере футбола вы хотели бы получить?

Нужно ещё много чего узнать, всё и не перечислить. Футбол очень сложный вид спорта. Он включает в себя много дисциплин, которые нужно знать: психология, анатомия, физиология, биохимия, биомеханика. Это огромный пласт знаний, который нужно осваивать. Я бы, наверное, проще ответил: хотелось бы, чтобы страсть и желание поиска новых знаний не угасли. Когда специалист, который хочет развиваться, постоянно что-то узнает, думаю, у него эта страсть не угаснет, она проходит именно у тех, кто не развивается. Люди думают, что они всё знают, уже достаточно обучились, у них есть все знания, в таком режиме работы и теряется интерес.

Как вы думаете, есть ли надежда на то, что система детско-юношеского футбола в нашей стране изменится? Если да, то сколько времени потребуется на то, чтобы это произошло?

Я считаю, что у нас в России проблемы не только в футболе, но и вообще в спорте в целом. Если говорить о каком-то прогнозе, то улучшения будут, потому что положительную тенденцию я вижу. Например, у нас в Иркутске появляются молодые специалисты, тренеры, которые знают, в каком направлении надо двигаться. Изменения системы будут зависеть от таких людей; чем больше будет таких энтузиастов, людей, которые понимают, куда им идти, тем лучше будет именно в системе. Система состоит из людей. Я считаю, что идеальную какую-то систему, к сожалению, будет сложно разработать в России. У нас много факторов, которые будут влиять на её разработку. Сколько это займет лет, долго могу рассуждать. Факторов много, один из них — это погодные условия, то есть нам нужно строить манежи. Чтобы строить манежи, требуются финансы. А ещё тренерский цех, зарплаты, образование тренеров, образованные родители. И одно от другого зависит. Должна быть методология какая-то в России, понимание, в какой футбол мы хотим играть, как мы тренируемся, потому что пока у нас каждый идёт своим путем. Но всё равно появляются тренеры, которые берут за основу какие-то европейские методологии, модель поведения. И это положительная тенденция, которая, конечно, будет менять систему нашего футбола.

Какими актуальными рекомендациями вы могли бы поделиться с детскими тренерами по футболу?

Если тренер любит эту работу, выбрал её, потому что так ему душа приказала, сердце, если он это делает с любовью, нужно думать, как и зачем тренировать. То есть искать ответы на свои вопросы, не удовлетворяться тем, что имеешь, постоянно развиваться, искать, искать, искать правду. Нужно общаться с коллегами, обращаться к более опытным специалистам, задавать вопросы, пускай они будут наиглупейшими. Но надо узнавать, набираться знаний и опыта. Информация есть везде, сейчас очень много ресурсов. Её можно узнавать от коллег, находить в интернете на любой площадке. Есть книги, тренеры, которые преподают, обучают за деньги, вебинары, семинары. Нужно просто искать, выделять время, чтобы смотреть, читать и становиться лучше.

Конечно, хорошо бы найти какой-то пример человека, философия которого вам близка. У меня есть люди, на которых я равняюсь. Конечно, не хочу быть таким же, как этот человек, стремлюсь быть собой в первую очередь. Но если у нас схожие мысли, почему бы не взять за образец его методики? В целом всё уже создали, придумали, новое колесо мы не изобретём, поэтому нам просто нужно искать те знания, которые уже добыли. Как говорят ещё, тренеры — это воры? Не считаю зазорным где-то взять чужое и применить у себя. Только в постоянном поиске, развитии вы станете лучше как тренер.

И, конечно, не отчаиваться, если на каком-то этапе зарабатываешь немного денег. Стремитесь к самосовершенствованию, делайте себе имя, становитесь лучше, и тогда, если тренер будет топом, придут и деньги. Если будут страсть, любовь, интерес, тогда остальное обязательно случится.

Добавить комментарий