Елена Жемаева
«Для некоторых спортсменов уход из спорта — это тяжёлое испытание. Для меня всё было намного проще»
Елена Викторовна, как вы пришли в фехтование?
В подмосковном городе Долгопрудный в образовательной школе открылась секция фехтования, которой руководил заслуженный тренер Геннадий Николаевич Бобок. В секцию записалось 40 человек. Через год мы были вынуждены переехать в ЦСКА для повышения нашего уровня. Но с этими трудностями справились не все: нас осталось всего четверо.
Сложно ли было вернуться в большой спорт после рождения детей?
После рождения первой дочери было крайне тяжело вернуть спортивную форму, так как я поправилась на 20 килограмм. Мне пришлось активно сбрасывать лишний вес. После рождения второй дочери — намного проще. Перерыва практически не было. Я интенсивно тренировалась: бассейн, лыжи, спортивная ходьба.
Вы двукратная чемпионка мира, чемпионка Европы и двукратная обладательница Кубка мира, однако на Олимпиаде 2004 года стали только седьмой. Согласились бы обменять все свои медали на одно олимпийское золото?
Такой вопрос задавали очень часто. Я всегда отвечаю: «Каждая медаль имеет свою историю. О чём я никогда не жалела, а наоборот – очень гордилась». Медаль с чемпионата мира завоевать в личном зачёте намного сложнее, так как участие в соревнованиях принимает весь мир, и выиграть может каждый. А на Олимпийских играх существует ограничение по количеству команд.
Внутри какой сборной была жёстче конкуренция: российской или азербайджанской?
В Советском Союзе в Азербайджане фехтование было очень развито. На тот момент республика имела олимпийских чемпионов и победителей чемпионатов мира. После развала СССР многие уехали. В то время, когда я фехтовала за Азербайджан, конкуренция в России была сильнее.
Ещё будучи спортсменкой, вы знали, что после окончания карьеры станете тренером?
Когда спортсмен числится в списках сборной, показывает высокие результаты, он редко когда думает о тренерской карьере. Но с возрастом, когда физическая подготовка, скорость и реакция ухудшились, я решила закрыть свой фехтовальный чехол на замок. Для некоторых спортсменов уход из спорта — это тяжёлое испытание. Для меня всё было намного проще. В родном Долгопрудном я открыла клуб по фехтованию на саблях. Мне предоставили специализированный зал с четырьмя дорожками. Так и началась моя тренерская работа.
Как в настоящий момент у вас складывается работа в ГБПОУ МО УОР № 1?
В данный момент мы плодотворно сотрудничаем. Я работаю в училище тренером, мои спортсмены учатся и выступают за эту организацию. Я высоко оцениваю их профессионализм и то, что они всегда помогают моим ученикам и мне. Благодаря УОР № 1 я не переживаю о том, как своих спортсменов отправить на соревнования, где им жить и чем питаться. А это самое главное в работе тренера.
Вы тренируете свою младшую дочь Айлу, которая является победительницей и призёром первенств России и спартакиад. Фехтование — это её выбор или вы убедили дочь попробовать себя в данном виде спорта?
Моя старшая дочь Милена, которая занималась многими видами спорта, увлекалась творчеством, всё равно в итоге выбрала фехтование. Мы решили больше не экспериментировать. Тем более Айла с двух лет находилась в фехтовальном зале.
Стараетесь ли вы контролировать свою дочь за пределами зала: как она питается, сколько часов уделяет сну, который очень важен для спортсменов?
Никогда не контролирую своих детей, но как тренер составляю план тренировочных мероприятий. Так как Айла является спортсменкой и моей ученицей, она вынуждена соблюдать дисциплину: режим дня, питание, график тренировок.
Айла хорошо проявила себя на российском уровне. Как считаете, она уже готова покорять вершины европейских и мировых турниров?
Айла уже была в составе сборной команды по кадетам и выступала на первенстве мира, где заняла восьмое место. Но наша задача и желание спортсмена — попасть во взрослую сборную команду. Для этого нужно ещё много работать.
Елена Викторовна, каким советом вы могли бы поделиться с юными фехтовальщиками?
Своим спортсменам я всегда рекомендую больше спать. Сон — это неотъемлемая часть восстановительного процесса.