Александр Горбунов
«Тренер может выказывать недовольство, сердиться, но ни в коем случае не должен обижать своих спортсменов»
Александр Владимирович, что вас привело в волгоградский зал тяжелой атлетики СК «Баррикады» ДСО «Зенит»?
В детстве мы больше общались, дружили, бегали во дворах, а как-то раз с мальчишками поехали на центральный стадион Волгограда. Зашли в Южный павильон и услышали грохот в одном из спортивных залов. Нам стало интересно, заглянули и увидели тяжелоатлетов, которые на нас произвели неизгладимое впечатление. Мой друг Женька Горин предложил записаться в секцию тяжелой атлетики, которая находилась в ДК им. Ю. А. Гагарина в Краснооктябрьском районе. И вот после уроков мы всей компанией пришли в этот зал, где нас радушно встретил тренер Анатолий Николаевич Гулявский. С этого момента началась наша спортивная жизнь в мире тяжелой атлетики. Это случилось 4 сентября 1974 года.
Под руководством Анатолия Николаевича Гулявского вы выполнили норматив мастера спорта СССР по тяжелой атлетике. Как вы думаете, что стало ключевым моментом в вашей работе с тренером, который привел вас к этому достижению? Насколько вы доверяли своему наставнику?
Под его руководством в 1981 году я впервые выполнил норматив мастера спорта СССР по тяжелой атлетике, участвуя во Всесоюзном тяжелоатлетическом турнире, посвященном памяти Я. Ю. Спарре, в Липецке. Это достижение — результат совместной успешной работы, который положительно изменил мою жизнь. Ключевыми моментами в достижении этой цели были, считаю, вера и доверие к тренеру. Уверен, тренер-наставник — как родной отец, и будущий успех спортсмена в большей степени зависит от него.
В чем, по вашему мнению, заключается основное отличие философии тренеров времен СССР от философии современных наставников?
Ещё в институте физкультуры мы узнали этот предмет, и он для меня имел определенный интерес, да и само понятие «философия» с древнегреческого переводится очень красиво — любовь к мудрости, форма познания мира, жизни, которая, конечно же, формирует и тренерскую философию, но это происходит с годами. Раньше говорили, сколько тренеров, столько и методик. Думаю, что каждый тренер индивидуален и может создать свою модель тренировочного процесса, который был бы нацелен на высокий спортивный результат. Знаю одно, что тренер — это призвание, ответственность. Успешный тренер тот, кто постоянно совершенствуется, овладевая широким спектром знаний и умений, необходимых в различных сферах его деятельности. Я полагаю, что философия тренера должна строиться из последовательной, аргументированной цепочки целей, где он может реально достигнуть результата со своими спортсменами, при этом не забывая о создании жизненной модели, в которой после окончания спортивной карьеры оказывается спортсмен.
Что в большей степени позволяет вам оценивать свой профессионализм в тренерской деятельности: ваши звания или достижения подопечных?
Во-первых, профессионал это тот, кто может научить другого человека тому, что умеет сам. Во-вторых, в спорте особенно важно идти вперёд от соревнования к соревнованию, повышая свой уровень мастерства. Поэтому спортивные звания возникли как система поощрения для морального стимулирования. Поэтому главное, конечно, — достигнутый результат спортсмена, цель, к которой стремились.
В процессе работы с подопечными вы предварительно разрабатываете программу и стараетесь строго ей следовать или интуитивно чувствуете, что нужно вашему ученику, и на ходу под него подстраиваетесь?
После окончания ВГИФК в 1984 году я сразу поступил в Волгоградский политехнический институт на кафедру физического воспитания, поэтому моими спортсменами стали студенты, а к ним нужен определённый подход. Обязательно разрабатывались тренировочные программы с учетом индивидуальности каждого спортсмена. Однако я внимательно наблюдал за состоянием спортсмена в данный момент, что позволяло скорректировать программу тренировки, а это, в свою очередь, снимало проблемы перетренировок и получения травм спортсменом. Уже тогда в моей тренерской деятельности появилось такое понятие как интуитивная тренировка.
Ваши дети активно занимаются спортивной деятельностью. Каково это — видеть своего воспитанника на пьедестале почёта?
В эти минуты приходит огромная радость и гордость за них.
На данный момент вы являетесь основным наставником своего сына, Егора Горбунова. Считаете ли вы, что лучше всех справляетесь с этой ролью, так как никто так хорошо не знает Егора, как вы? Когда родитель тренирует своего ребёнка, какие есть плюсы и минусы?
Да, я тренер-отец ученика-сына. Такой тандем часто встречается, примеров предостаточно в любом виде спорта, а в тяжелой атлетике тем более. Это обязывает меня ежедневно проводить анализ не только тренировок, но и своих действий по отношению к сыну. Естественно, что я, как никто другой, знаю, в каком режиме он находится, как питается, отдыхает, его физическое и психологическое состояние на данный момент. И это можно назвать большим плюсом для тренера. Я, наверное, также не застрахован от ошибок, многие вещи пробую впервые с ним, при этом понимаю, что важно уметь находить баланс справедливости в принятых решениях. Все трудности, с которыми он сталкивается, только закаляют его характер и волю, что даёт возможность выработать иммунитет к тем трудностям, которые ждут в спорте, профессиональной деятельности и просто в жизни. Сложность заключается в том, что он — мой сын, иногда хочется оберегать, но делать этого нельзя, просто нужно быть внимательным, хочется критиковать, но душа сдерживает этот порыв, в этом, считаю, минусы. А главная моя задача — помочь, поддержать, передать свой опыт. Ведь преемственность поколений — это продолжение начатого дела и вероятность нового спортивного пути.
Егор отмечал, что вы требовательный наставник. Чего вы ожидаете от своих воспитанников, чем может быть вызвано ваше недовольство по отношению к ним?
Прежде всего, требовательность к окружающим начинается с требовательности к себе. Учить, не воспитывая, просто невозможно. Поэтому, в первую очередь, хочется, чтобы воспитанник в любых жизненных ситуациях всегда оставался человеком, осознавал ответственность перед своей совестью и окружающими людьми, а не перекладывал её на кого-то другого. Хочется, чтобы воспитанников украшали порядочность, характер, благородные поступки, а не завышенная самооценка и постоянно болтовня ни о чем. Доброта, то самое качество, которое должно доминировать на протяжении всей жизни человека и этому нужно учиться. Тренер может выказывать своё недовольство, сердиться, но ни в коем случае не должен обижать своих спортсменов. Тренер, также как и спортсмен имеет эмоциональную напряженность и должен учиться регулировать её, потому что она всегда передается спортсмену. В большинстве случаев недовольства стараюсь оставлять внутри себя.
Какие распространенные ошибки спортсмены допускают в рывке? Может ли это быть связанно с психологией тяжелоатлета?
На мой взгляд, когда спортсмен рано выполняет подрыв, неполное выпрямление вверх, подсед на носках. В первую очередь, это техническая сторона вопроса. А психология тяжелоатлета, так же как и в других видах спорта, имеет особое значение.
Александр Владимирович, поделитесь советом, который вы чаще всего даёте своим воспитанникам.
Если на тренировке, прошу, чтобы внимательно слушали и старались четко выполнять данное задание. На соревнованиях иногда не просто найти единственно нужные слова, но чаще всего стараюсь кратко акцентировать на главный момент при подъёме штанги. А в жизни говорю: любите своё дело и совершенствуйтесь! Получайте удовольствие от любимого дела и при этом приносите пользу другим людям!