«Мой принцип в руководстве — оставить человеку выбор: пойти направо или налево, если он стоит на перекрёстке»


Вячеслав Владимирович, расскажите о том, как в 12 лет вы попали в велоспорт.

В самом начале спортивной карьеры была лёгкая атлетика, занимался более трёх лет, к 11 годам решил сменить спорт. Так как я жил и рос в Выборге, выбор вида спорта был очень ограничен, велоспорт был единственным, в котором беговая подготовка была минимальной, что меня и привлекло. Так же детская мечта иметь спортивный шоссер (шоссейный велосипед) предрешила мой выбор.

Вы трёхкратный олимпийский чемпион. Скажите, какой след оставила история с многолетними разбирательствами, в ходе которых вам окончательно присвоили золото Олимпиады 2004 года из-за дисквалификации Хэмилтона?

Прежде всего, я очень рад, что медаль меня нашла спустя восемь лет. Ведь сага с Хэмилтоном и его допинг кейсом началась буквально через месяц после окончания Игр 2004 года. На протяжении всего периода ожидания были разные эмоции, включая и полное безразличие с моей стороны, но надежда никогда не покидала меня. Вывод: никогда не отчаиваться и продолжать борьбу до конца.

Вы неоднократно становились победителем Tour de France, а также Vuelta a España Известно, что в многодневках важно грамотно распределить силы и поберечь энергию. Легко ли вам было сохранять терпение во время Гранд-туров?

Гранд-тур — это, прежде всего, испытания для психики. Представьте, на протяжении трёх недель тебя ждёт настоящее испытание. Многочасовые этапы, опасности на каждом километре дистанции, жара, французские туристические гостиницы не самого высокого класса и монотонность процесса. Что касается тела и физических перегрузок, то это привычная история для профессионального гонщика.

Вы планировали завершить карьеру после Олимпийских игр-2008, но в итоге объявили, что уходите из спорта после окончания Tour de France в 2006 году. Что повлияло на это решение?

Случай, тот самый, который предрешает твою дальнейшую карьеру. Именно на Tour de France 2006 года я получил предложение от руководства Discovery Channel продолжить карьеру в качестве спортивного директора команды, который обязан обеспечивать успешное выступление гонщиков в соревнованиях. Отчасти и тренерская деятельность, и функция менеджера включены в рабочий функционал, то есть то, что мне было интересно всегда. Представьте, ты уставший от спорта, тренировок, бесконечных подготовительных сборов спортсмен, и вдруг лучшая профессиональная команда предлагает тебе высокооплачиваемый контракт, да ещё и на несколько лет. При этом ритм жизни сохраняется, но появляется возможность больше времени уделять семье и детям. Сложно было устоять.

Вы добились серьёзных успехов в спортивной карьере и являетесь одним из выдающихся велосипедистов в истории СССР и России. Довольны ли вы тем, как сложилась ваша карьера или, может, остались какие-то незакрытые гештальты?

Как всегда говорит мой тренер и учитель Александр Анатольевич Кузнецов, дай Бог ему здоровья, «не докататься, как недолюбить, всегда будет тянуть обратно». Так что незакрытых гештальтов в спорте я не оставил. 27 лет активной карьеры, 17 лет из них на самом высоком уровне в профессиональном спорте. 77 побед, 15 Tour de France, в общей сложности 25 Гранд-туров, без шуток — 1 000 000 км (всё отображено и зафиксировано в спортивных дневниках). Три золотые олимпийские медали. Шестикратный чемпион мира в разных категориях. Более 20 мировых рекордов на треке. Вряд ли здесь можно найти что-то упущенное или недостигнутое.

Никогда не задумывались о тренерской деятельности после завершения спортивной карьеры?

Тренерская деятельность меня ждёт впереди. Стану пенсионером — буду учить детей ездить на велосипеде и тренировать на безвозмездной основе.

Как вы считаете, были бы вы так же успешны в каком-то другом виде спорта?

Был бы активным — это точно, но успешным — не уверен. Всё-таки я сторонник ограниченного таланта и призвания в спорте. При этом мне ничто не мешает практиковать и другие виды спорта, особенно игровые.

Сейчас вы занимаете пост президента Федерации велосипедного спорта России. Говорят, что в руководстве вы придерживаетесь демократического подхода. Насколько он оправдывает себя на практике?

Мой принцип в руководстве — оставить человеку выбор: пойти направо или налево, если он стоит на перекрестке. При этом предупредить, что его ждёт с той или другой стороны, исходя из своего опыта. Мне кажется, это самый лучший подход.

Недавно Ильнур Закарин оценил состояние профессионального велоспорта в России на единицу по десятибалльной шкале. На ваш взгляд, это объективная оценка текущего положения дел?

Ильнур отчасти прав. Велоспорт — сложный и дорогой вид спорта, сопряжен с множеством сопутствующих отрицательных для развития факторов, в числе которых отсутствие или катастрофическая нехватка специализированной инфраструктуры, перекрытие дорог и обеспечение требуемых мер безопасности для проведения соревнований — тоже челендж. Опасность для молодых ребят — тренироваться на дорогах общего пользования. Сложная и неэффективная система управления в спорте высших достижений в стране. Относительно короткий погодный сезон. Расстояния нашей необъятной Родины и связанная с этим логистика для команд. Финансирование велоспорта. Всё это не есть хорошо. Отсюда мы не футбол и не хоккей. Но мы не отчаиваемся и делаем максимум для популяризации нашего прекрасного спорта. Доказательство тому — тысячи любителей езды на велосипеде, собирающихся на выходных в массовых стартах.

За годы в велоспорте вы наработали множество контактов с ведущими специалистами и управленцами на международном уровне. Пытались ли привлечь кого-то из них в российское велоспортивное движение?

Контактов действительно много. Благодарность всем тем, кто искренне готов помочь в тех или иных вопросах, связанных с развитием велоспорта и велодвижения в России. 

Как вы считаете, возможно ли в ближайшем будущем появление в России профессиональной шоссейной велосипедной команды уровня «Катюши», генеральным менеджером которой вы были с 2013 по 2016 год?

Для этого необходимы условия, а именно коммерческий интерес со стороны российских компаний, стремящихся на международный рынок. Профессиональная шоссейная команда категории «про» или world tour — это всё про деньги и инвестиции в рекламную стратегию коммерческих структур. Но я свято верю, что российский велоспорт заслуживает быть представленным в профессиональном спорте своей структурой, а то и не одной. Но, как говорил Маленький принц, «нужно дождаться благоприятных условий, чтобы я смог повернуть солнце». А пока нам надо бежать и быстро, чтобы хотя бы просто оставаться на месте и не деградировать ещё больше.

Скажите, как вы относитесь к идее UCI интегрировать спортсменов-трансгендеров в велоспорт?

Если только ввести третий гендерный разряд: мужчины, женщины и трансы. Все соревнуются в своих категориях!

Вячеслав Владимирович, каким советом вы могли бы поделиться с любителями велоспорта?

Поймите, что вы хотите от езды на велосипеде, полюбите и получайте удовольствие от познанного!

Фотографии предоставлены журналом criterium.ru

Добавить комментарий