Владислав Макаров
«Я на каждой тренировке нахожу повод для гордости, и это даёт и мне, и детям мотивацию дальше тренироваться»
Владислав, в семь лет вы попали к молодому тренеру Яну Конюхову, которому на тот момент было 19. Ваш наставник уже тогда проявлял себя как амбициозный человек?
Если честно, я вообще не помню, был ли Ян Андреевич на тот момент амбициозным или нет, точно знаю, что сейчас он амбициозен. Он хочет, чтобы у него спортсмены Олимпийские игры выиграли, и всё для этого делает. Думаю, что это постепенно, по ходу его тренерской карьеры формировалось, набирались амбиции и так далее. Чем дальше, тем лучше он становился, рос как тренер, как человек.
А как бы вы сами поступили, будь у вас дети: отдали бы своего ребёнка на занятия к молодому тренеру или выбрали более опытного?
Для меня главное не возраст, а именно подход: как тренер проводит тренировки, насколько ему нравится его работа, в какой степени он любит это всё. Если тренер всё время сидит в телефоне, мне без разницы — взрослый он или молодой. Мне важно, чтобы тренер всё время был в процессе, старался, работал на результат, и это было видно. Возраст — уже дело десятое.
Что вы считаете самым ценным опытом, полученным от работы с Яном Андреевичем?
Сложный вопрос. Я бы ответил так: самое ценное, что Ян Андреевич дал — это себя. Иными словами, он для меня пример для подражания, человек с амбициями, умеющий разговаривать, умеющий вдохновлять. Я сейчас всё больше и больше, как мне кажется, становлюсь на него похожим. Не в плане того, что я его копия, а в том смысле, что его лучшие качества стараюсь и в себе развивать. Думаю, что у меня это получается с каждым разом всё лучше и лучше. Конечно, какие-то моменты мне в нём, как в человеке, нравятся, какие-то нет, но в целом я его люблю.
С какими психологическими проблемами вы сталкивались на своём пути? Вашему тренеру всегда удавалось вас поддержать в трудные моменты, подобрать правильные слова?
Тут сложно очень, я ещё сам не до конца с ними разобрался. На мой взгляд, тогда просто был очень, очень зажатым человеком, социофобом даже в каком-то смысле, мало разговаривал, боялся людей. Сейчас я с этим справился, проделал большую работу и думаю, что стал лучше. На мой взгляд, я очень волновался перед боями, хотя мне нравилось такое амбивалентное чувство страха плюс интерес, мне было интересно переиграть, но боялся, когда ударю, нанесу вред сопернику. Хотя, опять же, тут всё очень, очень сложно. И, возможно, не на сто процентов так всё было.
Вы можете сказать, что спорт сделал вас счастливее? Часто вспоминаете какие-то хорошие моменты своей спортивной карьеры?
Моя карьера не совсем та, которую я бы для себя хотел. Поэтому хороших моментов не так много, но если и были некоторые победы, то, конечно, их вспоминаю.
Спорт сделал меня лучше, ну и, наверное, счастливее отчасти. Он дал мне цель в жизни, внутренний стержень, который не позволяет мне прогибаться, делать то, что я не хочу, даёт возможность выбора, который я могу сделать, исходя из того, что я умею.
В 16 лет вы завершили свою спортивную карьеру, а в 18 вернулись в спорт как тренер. Скучали по тхэквондо во время этой паузы?
На тот момент у меня была стадия выгорания, на мой взгляд. Не хотел заниматься спортом, но через некоторое время потянуло к физическим нагрузкам. Сейчас, будучи тренером, у меня всё больше и больше растёт любовь к тхэквондо. Я всё больше узнаю и всё больше влюбляюсь в него, как будто заново, как будто ещё больше, чем когда был спортсменом. Теперь знаю гораздо больше, больше понимаю, и как раз таки могу научить своих подопечных. Думаю, что они станут лучшим спортсменами, чем я.
Вы хотите воплотить в своих воспитанниках то, к чему сами всегда стремились. Согласны ли вы с мнением, что лучше учит тот, кто сам не смог достичь больших успехов?
Я не хочу, чтобы мои спортсмены воплощали то, о чём я мечтал. Я хочу, чтобы они стали лучше меня и лучше всех в целом, но это, опять же, лично мои амбиции. Пока что знаю то, что нужно делать лучше, чем делал сам до этого. Конечно, я с ними регулярно разговариваю, мотивирую, пытаюсь, как минимум, это сделать. По крайней мере, и они постепенно всё больше и больше тоже влюбляются в этот вид спорта, вижу это по их глазам, по их работе на тренировках, по их самоотдаче.
Согласен я или нет с мнением, что лучше учит тот, кто сам не смог достичь больших успехов? Считаю, что лучше учит тот, кто способен учить, тот, кто хочет учить. Есть мастера спорта, есть заслуженные мастера спорта, а есть, допустим, я. (Улыбается.). Условно, человек, который в спорте мало чего достиг по отношению к тем же мастерам, но уверен, что могу учить не хуже тех же мастеров, просто мне нужно будет проделать гораздо больше работы. Главное — это желание и, естественно, усилия, которые я для этого прилагаю.
Ко всем ребятам, которые приходили на занятия по тхэквондо, удавалось найти подход? Сталкивались ли вы со сложными учениками?
Я всё ещё сталкиваюсь со «сложными» учениками, которые очень ленятся или к которым нужен определённый подход. Бывают и такие персонажи, которые кажутся необучаемыми, но я всё же до конца стараюсь к ним найти подход, пока они окончательно не бросят. Я ни разу за 2-3 года тренерства не говорил родителям, что их детям нужно бросить занятия по тхэквондо, это только исключительно желание самого ребёнка. До последнего борюсь, пытаюсь разговаривать, но, опять же, не со всеми получается. Хотя многих, кто изначально не хотел заниматься, я всё-таки убедил, и им теперь всё нравится.
Когда в последний раз вы испытывали гордость за своих подопечных из клуба «Победа каскад»?
Последний раз я испытывал гордость за своих подопечных сегодня. А также вчера и в принципе каждый тренировочный день. Я нахожу моменты, которые позволяют гордиться своими детьми. Вижу результат, вижу, что они стараются, что у них получается. У каждого, конечно, по-разному, но мне главное, чтобы ребята старались, чтобы они воспитывали в себе любовь к труду, и как тренер для этого прилагаю максимально много усилий. Иногда, бывают хорошие, иногда плохие тренировки, это у всех так, всё зависит от настроения, моего и детей, в принципе много факторов. Но в целом я на каждой тренировке нахожу повод для гордости, и это даёт и мне, и детям мотивацию дальше тренироваться.
Вы читаете книги по психологии, которые помогают вам в собственном развитии. Какая была прочитана последней?
Последняя — «Игры, в которые играют люди». Это не столько аудиокнига, сколько восьмичасовой разбор человека, который эту книгу изучил, прочитал и доступным языком всё объяснил. Книга очень интересная. Советую к прочтению.
Вы все свои планы тренировок согласовываете с Яном Андреевичем, который является старшим тренером клуба?
Планы тренировок я не согласовываю, я ему следую. У нас есть договорённость, взаимное доверие, и я план соблюдаю, и Ян Андреевич при желании может всё это проверить. Всё проверяется на аттестациях в конце года, когда дети показывают то, чему они научились.
Какие новые методики вы используете в подготовке юных спортсменов?
Про новизну методик не скажу, потому что мне не с чем сравнивать. Как бы есть с чем, но думаю, что моя база данных в сравнении с другими тренерами не настолько высока, чтобы сравнивать и вычленять какие-то новые способы и старые. Скорее всего, просто постмодернистски адаптирую некоторые задания и выдумываю новые, условно. Допустим, есть прыжок в длину. Я делаю прыжок спиной вперёд, прыжок с разворотом и так далее. Есть боевая стойка, которую тоже в разных вариациях пробую. Не знаю, есть ли такие практики у других тренеров в других клубах, но я это делаю и вижу в этом пользу.
Владислав, какими советами вы можете поделиться с ребятами, которые занимаются тхэквондо?
Основной совет: это выкладываться на всех тренировках на сто процентов. Допустим, старшая группа приходит заниматься на полтора часа, и всё это время очень много работает. Но если ребята не будут делать все задания на сто процентов, насколько им позволяет в данный момент организм, их понимание спорта и так далее, они не смогут улучшиться. Они будут как-то куда-то расти, но, может быть, назад или могут остаться на том же месте, или будут расти, но очень медленно. Если тхэквондо нравится, тогда нужно выкладываться полностью, чтобы добиться хорошего результата. А потом, когда поднялись на пьедестал, понимать, для чего столько усилий потратили. Они видят, что они по сравнению с детьми, которые точно также ходят на тренировки в других городах, может быть, в других филиалах, в других клубах, сделали больше работы. У них получилось лучше, и они молодцы в этом плане.
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью.