Владимир Рокунов

«Нужна некоторая процедура облегчения доступа к профессии, чтобы больше молодых тренеров шли работать к детям»

Владимир Александрович, как складывалась ваша карьера профессионального футболиста. Насколько вы были уверены в том, что после станете тренером?

В 1986 году я дебютировал форвардом в составе команды «Светотехника» во второй лиге СССР. После распада Союза два сезона выступал со своим клубом в первой лиге России, затем команда опустилась во вторую лигу. Стал четвертьфиналистом Кубка России 1992/93. Выходил на поле в матче 1/4 финала против московских армейцев, а в 1/8 финала сделал «дубль» в ворота игравшего тогда в высшей лиге «Факела».

В 1995 году перешёл в ульяновскую «Волгу», где провёл один сезон в качестве центрального защитника (чистильщика). Затем играл за саранский клуб «Биохимик-Мордовия», снова за «Светотехнику» и за нижегородский клуб «Торпедо-Виктория», победителя зоны «Поволжье» второго дивизиона, который тренировал мастер спорта международного класса Леонид Васильевич Назаренко. Именно он перевернул моё понимание футбола. В тот год я серьёзно заболел и около восьми месяцев не имел профессиональной практики. Пробовал себя в судействе, но быстро понял, что это не моя история. Допуская много судейских ошибок, ловил себя на мысли, что слежу в основном за футболистами. В 1999 году вернулся в «Биохимик-Мордовия» и выступал за этот клуб (играющий тренер) до конца профессиональной карьеры в 2003 году. После мне хотелось реализовать себя в роли тренера. В 2004 году стал помощником главного тренера «Биохимик-Мордовия». В 2005 году окончил ВШТ. В 2007 году работал с пензенским «Зенитом». Возглавлял команду третьего дивизиона «Сарэкс-Мордовия». Тренировал юношеские команды разных возрастов, кстати, со своими воспитанниками, ребятами 1997 г. р. в сезоне 2014/15 возглавил молодёжный состав «Мордовии». В 2016 получил лицензию А-УЕФА.

С 2021 года вы работаете в РФС. Какие компетенции необходимо развивать вам как техническому инструктору-методисту?

Любому тренеру необходимо систематически повышать свою квалификацию. Лично мне не хватает навыков публичных выступлений, умению объяснять и убеждать.

Как вы считаете, почему этап спортивного совершенствования футболистов является самым проблемным в нашей стране?

Очевидно, что проблемы в детско-юношеском футболе системные, поэтому выделять какой-то этап некорректно. Для того чтобы понять проблематику и выявить причины, нужно смотреть на систему в целом, а не пытаться решить вопросы в отдельных элементах. Поэтому адекватный ответ на этот вопрос требует комплексного подхода, так что необходимо начать с самого начала. Фактическое отсутствие массового футбольного сектора, либо его имитация, как следствие — низкий уровень селекции. Крайне тяжелое социально-экономическое положение детского тренера вызывает проблемы с мотивацией кадров в детско-юношеском футболе. Непропорциональная концентрация финансовых ресурсов в профессиональном футболе приводит к дефициту ресурсов на уровне детско-юношеского футбола. Система соревнований на всех этапах должна быть конкурентной, в этом направлении предпринимаются шаги со стороны РФС, но настройка этой системы, особенно в условиях размеров нашей страны, потребует времени. Система либо будет работать целиком, либо не будет работать совсем, в лучшем случае она будет работать, но её результаты не станут отвечать заявленным целям. Отвечая на ваш вопрос, точно можно сказать, что этап спортивного совершенствования аккумулирует проблемы предыдущих этапов и транслирует их на последующие.

Нужно ли проводить индивидуальные занятия с игроками в целях реализации возможностей каждого из них?

Да, безусловно, ведь в конечном итоге определяющим моментом в потенциальной профессиональной карьере юного футболиста будет уровень индивидуального мастерства. Реализация индивидуальных тренировок, как их правильно вписать в тренировочный план, более того, в распорядок дня ребёнка — все эти вопросы находятся в компетенции детского тренера. Немаловажно определить уровень воспитанника и соответствие его показателей своему возрасту, а также уровень конкуренции соревнований, в которых он выступает.

Каково должно быть соотношение между общей и специальной физической подготовкой молодых футболистов?

Соотношение ОФП и СФП изменяется на протяжении многолетних тренировок с этапа начальной подготовки до высококвалифицированных спортсменов. Подробную информацию можно найти в образовательных источниках и соответствующей литературе, с которыми любому тренеру постоянно приходится работать. Сложно выделить соотношение на практике, поскольку футболисты разные и необходимо применять индивидуальный подход. Решение задач на футбольном поле достаточно вариативно. Программа РФС предполагает интегральный метод подготовки футболиста, целью которого является решение игровой задачи. Следовательно, в тренировочном процессе с применением интегрального (игрового) подхода могут быть выявлены сильные и слабые стороны, и уже после этого может быть определено верное соотношение ОФП и СФП для решения конкретных проблем.

Скажите, какой футбол можно увидеть сегодня во второй лиге?

Мне трудно сказать, я практически не смотрю футбол в низших лигах. У меня на это просто нет времени. В минувшем сезоне был на паре матчей. Вживую наблюдал игры в двух разных зонах, но сложно давать оценки по отдельно взятым играм.

2019 году вы получили диплом по направлению «спортивный психолог». Согласны ли вы с тем, что за последние годы значительно возросла роль психолога в спорте? С какими психологическими проблемами приходится сталкиваться футболистам?

Роль психолога важна, она не возросла и не уменьшилась. В спортивный мир пришло понимание этой роли, её функций и возможностей. В этом и состоит ответ на вторую часть вашего вопроса: футболист сталкивается с проблемами ментального характера, которые должен решать соответствующий специалист. Какие это проблемы — зависит от разных факторов: типа личности футболиста, уровня, на котором он выступает, взаимоотношений внутри коллектива, отношений с тренером, либо сложности связаны с причинами за пределами футбольной жизни.

Каким образом можно увеличить эффективность системы подготовки спортивного резерва в нашей стране?

Во-первых, нужно правильно организовать ресурс для подготовки спортивного резерва. Под ресурсом я понимаю живой и правильно организованный массовый футбол, от которого будет зависеть качество селекции, сеть тренеров-скаутов, которые будут находиться в постоянном поиске талантов, ведь талант не обязательно проявится в раннем детстве, атлета можно заметить уже после переходного возраста. Система массового футбола должна быть интегрирована с системой подготовки спортивного резерва, а она, в свою очередь, с системой профессионального футбола. Во-вторых, система соревнований в каждом из секторов должна быть сбалансирована и направлена на соответствующие цели, игровой практики должно быть достаточно для реализации способностей молодых футболистов. В-третьих, правильно должны быть интегрированы в процесс медицинская и технологическая составляющие. Безусловно, всё вышеперечисленное должно иметь адекватную экономическую основу для реализации цели, а именно подготовки классных, конкурентоспособных футболистов, причем в долгосрочном и стабильном варианте, поскольку процесс подготовки футболиста раньше был условно восемь лет, а сейчас имеет тенденцию в сторону увеличения.

Как вы думаете, нужно ли ужесточить требования при отборе кандидатов на должность тренера? Какими, по вашему мнению, должны быть критерии?

Нужно делать то, что соответствует целям, ужесточение требований предполагает сокращение количества тренеров. Соответствует ли это целям? Есть ли уверенность что тренеры, занятые в индустрии, смогут этим требованиям соответствовать? Ужесточение требований подразумевает более высокую квалификацию, а также увеличение степени ответственности. Означает ли это повышение доходов таких тренеров? Скорее нужна некоторая процедура облегчения доступа к профессии, чтобы больше молодых тренеров шли работать к детям. Через некоторое время начнут выявляться те, кто сможет двигаться дальше по карьерной лестнице. Должны быть прописаны чёткие алгоритмы реализации тренировочных процессов, чем занимается РФС и не без успеха, но непременно должен остаться коридор для творческих решений тренера, чтобы программа не была лишена гибкости. Если же все-таки ставить вопрос таким образом, то его нужно адресовать органам, которые занимаются образованием тренеров как общеобразовательным, так и специализированным. Что касается критериев, то они определены уполномоченными организациями как государственными, так и футбольными. РФС сейчас проводит обучение, в результате которого тренеры должны получить лицензии УЕФА.

Квалификация тренера должна соответствовать уровню, на котором он работает, здесь всё абсолютно прозрачно и отработано.

Какие решения руководства РФС за последние пять лет вы считаете самыми важными для развития футбола?

Прежде всего это «Программа подготовки футболистов 6 ‒17 лет». Она представляет собой систематизированный материал, основанный на блоковом принципе построения тренировочных циклов. Программа нацелена на решение главной задачи тренировочного процесса — создание такой обучающей среды для юного футболиста, которая будет ему доступна, интересна и позволит развиваться как игроку. Главный принцип программы — обучение футболу через саму игру. Запуск юношеской футбольной лиги (ЮФЛ) поменял системный подход по соревновательному процессу. В прошлом году к федеральной (ЮФЛ) добавилась северная и дальневосточная (ЮФЛ), в этом году ждём начало соревнований «Приволжье», «Центр», «Урал-Сибирь» и СКФО-ЮФО. Создание региональных центров Российского футбольного союза (РЦ РФС), которые систематически курируют департамент подготовки резерва РФС. И, конечно, финансовая помощь академиям и РЦ РФС.

Как, на ваш взгляд, санкции, применённые в отношении российского футбола, скажутся на этом виде спорта в нашей стране? Можно будет чем-то компенсировать невозможность участвовать в Еврокубках?

В условиях неопределенности сложно делать прогнозы, трудно сказать, как всё повернется. Решения будут приниматься в РФС и руководителями футбольных клубов. Компенсировать Еврокубки нечем, поскольку есть Еврокубки и есть все остальные.

Владимир Александрович, что вы можете пожелать молодым игрокам?

Молодым игрокам хочется пожелать, чтобы они были здоровыми и умными.

Добавить комментарий