Владимир Москалёв

«Для грамотного развития спортсмена и обеспечения его дальнейшего роста необходимо с самого начала вводить психологическое сопровождение»


Владимир, в спорте вы начали с плавания. Была ли в детстве какая-то особенная победа, которая запомнилась больше всего?

Плавание стало для меня воротами в мир спорта. Оно научило меня систематическим тренировкам и дисциплине, что, как я считаю, необходимо каждому спортсмену. К сожалению, я не успел принять участие в серьёзных соревнованиях, так как довольно быстро перешёл в секцию водного поло.

Вы рассказывали, что с самого раннего возраста были очень активным ребёнком. Как это отражалось на ваших тренировках? Вы всегда с радостью приходили на занятия?

Как и всем детям с гиперактивностью, мне было сложно выполнять задания на технику, поскольку они требовали концентрации и координации движений. Я понимал, чего от меня ждут, но было трудно направить свою энергию в правильное русло. Однако благодаря моему первому тренеру смог совладать с собой и начал быстро прогрессировать.

Сейчас, будучи тренером, я часто сталкиваюсь с детьми, которые, подобно мне, проявляют необычайную активность. Могу сказать, что это одновременно и положительное, и отрицательное качество. С одной стороны, нескончаемый поток энергии может привести к быстрым результатам, особенно в юном возрасте. С другой стороны, если ребёнок не умеет направлять свою энергию на решение конкретных задач, это может быть бесполезно. Поэтому таким детям требуется особый и всесторонний подход.

Не могу сказать, что всегда с энтузиазмом ходил на тренировки. Чтобы достичь высоких результатов, недостаточно тренироваться пару раз в неделю. Для меня это был настоящий «день сурка»: занятия утром и вечером, и так буквально каждый день. Когда ребёнок попадает в такой режим, он рано или поздно сталкивается с рутиной и может потерять интерес к спорту. Кроме того, мне было сложно, когда все мои сверстники играли на улице, а я выполнял упражнения в бассейне под строгим контролем тренера.

Мне повезло, что тренер и родители поддерживали меня и помогали понимать, что я иду своим путём и он ничуть не хуже, чем у других. Также в команде меня окружали замечательные люди, которые помогали не падать духом и двигаться к своим целям.

Что вас привлекло в водном поло? Вы вдохновились каким-то конкретным матчем или соревнованиями и решили попробовать себя в этом виде спорта?

Думаю, меня привлекла командная игра. С самого детства я проводил время на улице с друзьями, и все наши игры требовали хорошей командной работы для достижения победы. Выбрал водное поло, потому что в нём результат команды зависит от каждого игрока, и в борьбе с равной командой победит наиболее сплочённый коллектив. Тренерский состав привил понимание, что мы не просто люди, набранные по объявлению, а настоящая семья, которую нужно защищать в каждом матче.

Вы прошли большой путь в водном поло и стали членом сборной Московской области. Когда вас впервые по-настоящему заметили?

Не могу сказать, что я ощутил к себе особое внимание. Спортсмен должен думать о том, как он может помочь команде. Поэтому меня мало волновали такие вопросы, я занимался любимым делом.

Как бы вы описали атмосферу на тренировках и соревнованиях по водному поло?

Обычно на тренировках царит спокойная и сосредоточенная атмосфера. Мы все понимаем, что здесь для того, чтобы совершенствоваться, улучшать свои навыки и становиться сильнее. На тренировках есть возможность пробовать новые элементы, экспериментировать и работать над ошибками. Я чувствую себя уверенно, зная, что могу сделать шаг назад, проанализировать свои движения и попробовать снова. Это время для работы над собой, чтобы учиться и расти.

Однако когда дело доходит до соревнований, всё меняется. Атмосфера становится напряжённой, даже немного нервной. Все участники чувствуют давление, ведь теперь каждый элемент имеет значение, каждая ошибка может стоить победы. В этот момент важно сохранять спокойствие и фокусироваться на том, что ты умеешь делать лучше всего. Соревнования — это проверка всех тех усилий, которые были вложены на тренировках. Здесь нет места для ошибок, но именно поэтому соревнования так захватывают — они показывают, насколько ты готов к борьбе. Так что тренировки и соревнования — это два разных мира, но оба важны для достижения успеха.

Ваш вид спорта требует не только физической выносливости, но и стратегического мышления. А можно ли как-то развить данную способность или это врождённое?

Конечно, можно, и я бы добавил, что развитие стратегического мышления нельзя ставить на последнее место, так как мало пользы от физически сильного игрока, который не разбирается в стратегии, из-за его бессмысленных действий будет страдать команда.

Стратегическое мышление — это навык, который можно и нужно развивать. Некоторые люди могут обладать врождёнными способностями, но это не означает, что другие не смогут научиться мыслить стратегически. Всё зависит от практики, опыта и желания развиваться. Для развития стратегического мышления полезно регулярно решать сложные задачи, играть в шахматы, читать литературу по стратегии и анализировать различные ситуации, прогнозируя возможные исходы и последствия.

В последние годы вы ведёте тренерскую деятельность. У вас есть своя команда, которую вы тренируете в настоящее время?

Сейчас я сосредоточен на подготовке любителей к соревнованиям по плаванию. Также ко мне часто обращаются родители детей, которые занимаются в спортивных школах. Их запросы всегда одинаковы: помочь ребёнку улучшить технику плавания и водного поло. В рамках своей работы я уделяю особое внимание технической подготовке детей.

Некоторые специалисты считают, что сначала ребёнка лучше отдать на плавание, а уже потом — на водное поло. Насколько вы согласны с этой точкой зрения, основываясь на своём опыте?

Действительно, такая практика довольно распространена. Если родители уже определились с тем, что их ребёнок будет заниматься водным поло, то лучше сразу отдать его в подготовительные группы этой секции. Однако если они не уверены или хотят дать ребёнку возможность самому выбрать вид спорта в более осознанном возрасте, то можно отдать его на плавание. Если в 9-10 лет ребёнок перейдёт в водное поло, уже владея всеми стилями плавания, процесс адаптации пройдёт легче.

Насколько нам известно, ваша цель — показать тренерскому сообществу важность психологического сопровождения в спорте. Скажите, ваши наставники уделяли внимание психологическому состоянию воспитанников, или это именно тот аспект, которого вам в своё время не хватило?

Я не могу сказать, что мне не хватало внимания со стороны тренеров, но консультации с квалифицированным специалистом были бы очень полезны для моего развития.

Кроме того, учитывая ограниченное время на полноценное внедрение отдельных программ психологической подготовки, тренерский состав вынужден интегрировать элементы психологической работы напрямую в процесс практических тренировок. Такой подход позволяет сочетать физическую и психологическую подготовку.

В нашей команде было много собраний как перед соревнованиями, так и во время них. Обычно эти собрания проводились для обсуждения стратегических задач, но тренеры также уделяли много внимания нашему психологическому состоянию. Они делали это по-своему, не используя конкретные методики, но нельзя сказать, что этому аспекту не уделялось время. Из-за того, что психология в то время не была широко распространена, каждый тренер решал эту задачу так, как считал правильным.

Я считаю, что для грамотного развития спортсмена и обеспечения его дальнейшего роста необходимо с самого начала вводить психологическое сопровождение. Уже на ранних этапах важно формировать устойчивое психоэмоциональное состояние, развивать навыки самоконтроля и мотивации, что позволит спортсмену успешно преодолевать трудности и стрессы, возникающие по мере увеличения нагрузок и повышения уровня конкуренции.

Какие, на ваш взгляд, психологические барьеры мешают спортсменам достичь высоких результатов?

Психологические препятствия встречаются у каждого спортсмена, независимо от возраста и достижений.

Думаю, что самыми распространёнными являются страх перед важными соревнованиями и боязнь получить серьёзную травму. Особенно это актуально для тех, кто уже сталкивался с травмами и проходил долгий процесс восстановления. Таким спортсменам следует проработать эти страхи с психологом, чтобы снизить риск повторной травмы.

Также многие испытывают страх перед выходом на «спортивную пенсию». Для многих спорт — это целая жизнь, и после завершения карьеры они сталкиваются с необходимостью адаптироваться к обычной жизни. Некоторые находят своё призвание в тренерской деятельности, а остальные находят утешение в других сферах.

Вы опубликовали множество статей по спортивной психологии. Над какой из них вы работали дольше всего?

Сейчас я продолжаю работу над статьёй «Психологическая подготовка на этапах многолетней спортивной подготовки в водном поло». В ней я хотел бы обобщить все свои фундаментальные знания по психологии, которые могут быть полезны в тренерской работе. Однако статья ещё не закончена. Чтобы она стала действительно ценной, необходимо серьёзно проработать исследовательскую часть. В противном случае это будет просто одна из тех статей, которые пишут ради количества.

Владимир, поделитесь, пожалуйста, советами с ребятами, которые только начинают свой путь в водном поло.

О том, как тренироваться, вам расскажет ваш тренер. Я же хочу посоветовать расширять свой кругозор: больше читать, общаться с интересными людьми из разных сфер деятельности, заниматься разными видами спорта. Это поможет максимально развить свой фонд двигательных умений и навыков, которые обязательно пригодятся в жизни. Однако ко всему нужно подходить разумно. Важно, чтобы хобби не противоречило основной деятельности.

Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.


Больше на

Subscribe to get the latest posts sent to your email.