Владимир Лях

«Достижения в спорте невозможны без научного обеспечения»


Владимир Иосифович, какое учебное заведение вы окончили и почему решили углубиться в научную деятельность, связанную со спортом?

Я окончил Белорусский государственный ордена Трудового Красного Знамени институт физической культуры в 1971 г. с отличием, а школу — с серебряной медалью. Стать учителем физической культуры я решил ещё в седьмом-восьмом классе, уже тогда понимая, какие возможности у этого предмета.

В вузе я был действующим спортсменом, чемпионом Белорусской ССР по баскетболу, чемпионом Белоруссии среди студентов, играл за сборную института, сборную Минска, а в армии за СКА Минск.

В институте на третьем курсе я заинтересовался проблемой двигательной ловкости, впоследствии — координационными способностями, исследовать которые не перестаю до настоящего времени.

После института, в 21 год, я решил посвятить себя занятиям наукой. Для этого надо было продолжить образование в аспирантуре. В 23 года мне это удалось. Я стал аспирантом НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, в котором трудилось много талантливых учёных, включая моих научных руководителей В. И. Филипповича и В. П. Назарова. В общем, было у кого учиться и набираться знаний. В 1976 году защитил кандидатскую диссертацию «Исследование ловкости детей и подростков в подвижных играх». Проблема ловкости, координации и КС — сложная интердисциплинарная проблема, поэтому приходилось читать много специальной литературы, что по привычке делаю до сих пор. Возможно, я не прав, но мне кажется, что многие современные аспиранты в силу ряда объективных и субъективных причин меньше времени проводят в библиотеках.

Позднее я продолжил углубляться в проблематику ловкости — совокупности КС, разрабатывая теоретико-методологические и методические основы диагностики, структуры и тренировки этих способностей у детей разного школьного возраста обоего пола и юных спортсменов. В 1990 г. защитил докторскую диссертацию по теории и методике физического воспитания, спортивной тренировке, оздоровительной и адаптивной физической культуре и по физиологии человека и животных.

Большой популярностью пользуются ваши труды по физическому воспитанию учащихся в общеобразовательных учреждениях. Какой, на ваш взгляд, должна быть физическая подготовка школьников? Сколько времени должно быть отведено на развитие спортивной подготовки учеников?

НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, где я имел честь и радость учиться, а с 1988 г. работать зав. лабораторией содержания и методов физического воспитания, в качестве одной из основных задач исследования разрабатывала вопросы научно-методического обеспечения процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных школ в виде программ, учебных пособий для учителя и учебников для учащихся. В этой связи мне всегда было интересно знать, какие основные задачи и каково было содержание обязательных (урочных) и внеурочных занятий по физической культуре во времена Российской империи, затем в разное время существования СССР и теперь РФ. Как обстоит дело с решением этих вопросов в других странах мира? Что общего и в чём различие? Результатом такой моей деятельности стала вышедшая в печати монография «Физическое воспитание в общеобразовательных школах Европы» (М.: Спорт, 2022. -440 с.).

С 1986 г. по настоящее время я участвую в подготовке учебно-методических материалов по физической культуре учащихся общеобразовательных школ: программ, учебных пособий и рекомендаций для учителей и учебников для учащихся. Тесно сотрудничаю в этих целях с издательством «Просвещение». Наблюдения и опросы учителей физической культуры разных регионов РФ показывают, что нашими трудами широко пользуются преподаватели и студенты вузов и техникумов, общеобразовательных учреждений. Это придает мне новые силы и даёт понимание, что я не зря тружусь.

Сегодня я могу с полной уверенностью сказать, что не только благодаря моим трудам, но и работам многих моих коллег из РФ и республик бывшего СССР для учителей физической культуры подготовлен полный комплект по научно-методическому обеспечению физического воспитания учащихся. Поэтому если кто-то, как я иногда слышу даже с высоких трибун, утверждает, что учителю не хватает дидактических материалов, то, мягко говоря, он слабо информирован. В этой связи могу пожелать учителю только найти время для ознакомления с разработками учёных и спокойно разобраться со всем этим.

Вопрос «Какой должна быть физическая подготовленность школьников и сколько времени должно быть отведено на занятия физическими упражнениями и спортом?» требует расширенного толкования. Если же говорить очень коротко, то физическая подготовленность должна быть от выше средней до высокой. Именно тогда и физическое здоровье детей и подростков будет на должном уровне. На эту тему имеется достаточно подробная информация во многих источниках, в том числе в наших программах, учебниках для учащихся и учебных пособиях для учителей, а также в материалах по ГТО.

Заниматься физическими упражнениями и спортом (под руководством учителя, тренера или самостоятельно) лучше всего ежедневно минимум по часу-полтора. А ещё лучше, как говорил наш первый директор, легендарный Н. А. Семашко, по 24 часа в сутки. В учебниках по физической культуре содержатся подробные сведения по теме регулярных занятий, объёме и интенсивности таких занятий в день, в неделю, рекомендации, как и когда заниматься самостоятельно и т. д. Есть и многие другие важные данные, такие простые с виду, как польза от утренней гимнастики, регулярное выполнение оздоровительных процедур, типа закаливания (уж его-то, кто мешает совершать — наличие спортивной базы, как видим, здесь ни при чём!).

Каких видов спорта на уроках физкультуры не хватает в общеобразовательных школах?

Учитель физической культуры, работая в соответствии с рекомендациями, должен обучить детей прежде всего так называемым базовым видам спорта школьной программы: гимнастике, лёгкой атлетике, основным подвижным и спортивным играм (баскетболу, волейболу, футболу и гандболу), плаванию, зимним видам спорта, основам спортивных единоборств. Кроме этого, на урочных и особенно на внеурочных занятиях он может обучать учащихся самым современным видам двигательной деятельности. Например, используя упражнения шейпинга, варианты аэробики, новые спортивные игры, восточные единоборства, скейтборд, роликовые коньки и даже упражнения из горнолыжного спорта, виндсёрфинга, скалолазания, если имеются соответствующие возможности, а также ритмической гимнастики (для девочек и девушек), атлетической гимнастики и др. Тем более что в наших учебных программах освоение этих видов спорта предусмотрено, если ими пожелают заниматься сами учащиеся, а учитель располагает соответствующими знаниями и подготовкой. В этой связи мы должны принять во внимание, какие виды спорта сегодня наиболее популярны среди учащихся и предусмотреть время на их освоение студентами — будущими учителями во время учёбы.

А могут ли занятия физической культурой и спортом оказать влияние на успеваемость учеников и студентов?

Научные данные убедительно показывают, что регулярные занятия физическими упражнениями и спортом положительно влияют на успеваемость учащихся и студентов. В частности, среди успевающих на хорошо и отлично почти нет тех, у кого низкий уровень физической подготовленности. Интересен такой факт. Учащиеся с высоким уровнем любимых мною КС почти всегда имеют хорошие и отличные отметки. Прав классик, который сказал, что ловкий (читай координированный) ребенок всегда умный. А вот умный не всегда ловкий.

Как вы считаете, какие недостатки имеют место в нынешней системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ?

Их, к сожалению, хватает. Подробно они обсуждаются в нашей упомянутой монографии. А так навскидку следует указать на недостаточный, а нередко и низкий уровень подготовленности учителей физической культуры, слабое знание ими современных методик обучения, воспитания и развития учащихся, перегруженность их другими видами деятельности, низкую заработную плату, слабую материально-техническую базу и обеспеченность соответствующим инвентарем многих школ.

Вы также являетесь автором государственных учебников по физической культуре для учащихся разных классов. Наверное, один из самых распространённых вопросов среди детей, родителей и даже некоторых учителей: а нужен ли вообще учебник по физкультуре?

Вопрос о том, нужны ли учебники по физической культуре для учащихся, поднимается давно. Одни говорят, что они не нужны, так как современные дети должны больше двигаться, а «не заниматься разговорами». Другие, в том числе и я, уверены, что учебники нужны. Хотя бы затем, чтобы ученики знали, чему их должны учить учителя. А если учителя этого не делают (что, к сожалению, случается нередко), спросить их, почему они не исполняют требуемые от них обязанности.

Во-вторых, в учебниках содержится полная информация о том, каким двигательным действиям, знаниям, способам оздоровительной и спортивной деятельности следует овладеть учащимся того или иного класса. Советуем родителям также знакомиться с материалом учебников, чтобы иметь лучшее представление и, соответственно, убеждение в несомненной пользе регулярных спортивных занятий для своих детей.

Ваши исследования по проблеме координационных способностей во многом определили направления нынешних и будущих исследований. Скажите, какие координационные возможности определяют успех выполнения отдельных элементов движения?

Результаты моих исследований по проблеме «координационные способности» (КС) опубликованы во многих монографиях, учебниках, учебных пособиях и статьях в различных странах. В них содержится информация о том, как и зачем улучшать КС среди дошкольников, школьников, юных и квалифицированных спортсменов. По этой проблеме под моим руководством защищено более 20 кандидатских и докторских диссертаций гражданами разных стран. Естественно, не только я, но и многие известные в Европе и мире учёные и коллеги выделили КС, от которых зависят успехи в учебной, трудовой, военной и спортивной деятельности. Это такие как способность к перестроению и приспособлению двигательных действий, способность к согласованию движений, чувство ритма, способность к ориентированию в пространстве и равновесию, точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к быстрому реагированию особенно в сложных условиях окружения. Сегодня известно, как уровень этих способностей изменяется с возрастом, на сколько их можно повысить в результате направленных воздействий, у мужчин или у женщин они выше и др. Например, особое внимание рекомендуется проявлять применительно к сохранению и поддержанию уровня статического и динамического равновесия у лиц пожилого возраста, ибо падения, согласно статистике, — это третья причина смертности в этом возрасте. Отсюда, никто ведь не мешает пенсионерам уделять по пару минут выполнению упражнений на удержание равновесия.

Как вы добились того, чтобы ваши работы опубликовали в таких престижных зарубежных журналах, как «Jornal of Human Kinetik», «Perceptual and Motor Skills», «Plos One», «Physical Education and Sport» и многих других?

Как учёный, доктор наук и профессор я должен публиковать результаты своих исследований и исследований моих учеников в научных журналах. Естественно, лучше в известных и престижных в нашей стране и за рубежом, в том числе в тех, где опубликованы мои работы и которые вы перечисляете. Иначе какой же я доктор наук. Чтобы опубликоваться в этих журналах нужно иметь соответствующий теоретический и практический материал, который был бы интересен в научной среде. Данные должны выводиться на основании современных методов исследования, быть корректно описанными с точки зрения спортивной метрологии. При этом следует показать хорошее знание проблемы на основании современной научной литературы. Такие статьи рецензируются несколькими специалистами из разных стран, что нередко создаёт дополнительные трудности.

В 1993-1999 годах вы занимали должность вице-президента Международного научно-спортивного общества «Спортивная моторика». Решением каких важных вопросов вы занимались на этом посту?

В 1993-1999 гг. я занимал должность вице-президента известного научного общества «Спортивная моторика» в котором задействовано около 400 ученых из более чем 40 стран. Приходилось решать вопросы организации и проведения международных научных форумов, конгрессов, конференций, подготовки сборников научных трудов по разным аспектам спортивной моторики, поддержки молодых талантливых ученых, обсуждения направлений дальнейших исследований.

К вам как к почетному профессору Узбекского государственного института физической культуры, есть особое отношение в этом учебном заведении? Как часто к вам прислушивается преподавательский состав?

Естественно, я очень рад, что меня приглашают для чтения лекций преподавателям и студентам в специализированные учебные заведения не только России, но и Германии, Польши, Чехии, Словакии, Хорватии, Италии, Японии… По этой причине и потому, что под моим руководством подготовлено несколько высококвалифицированных специалистов для Узбекистана, Узбекский госуниверситет физической культуры присвоил мне звание почётного профессора.

Какие направления научных исследований сейчас наиболее актуальны в области физической культуры и спорта?

Направлений научных исследований в области физической культуры и спорта в настоящее время не меньше, чем во времена СССР. Это отдельный серьёзный разговор. Я назову только некоторые из них. В области спорта это разработка и использование в спортивной практике современных технологий обучения и тренировки юных и квалифицированных спортсменов; вопросы отбора и селекции, в том числе с самого раннего возраста; контроль тренировочных и соревновательных нагрузок; проблема периодизации тренировочного и соревновательного процессов с учётом заметного увеличения соревновательной практики и продолжительности возраста занятий в спорте высших достижений; вопросы адаптации и восстановления после нагрузок, питания и др.

В области физической культуры одно из главных направлений сегодня — исследование двигательной активности и физической подготовленности в свете концепции здоровья населения не только нашей, но и всех других стран; включение современных видов ДА в процесс образования и тренировки молодёжи и студентов, определение их преимуществ и эффективности на фоне традиционных спортивных дисциплин; исследования ДА и физической подготовленности лиц старшего и пожилого возраста и др.

Согласны ли вы с тем, что достижения в спорте невозможны без науки?

О том, что достижения в спорте невозможны без научного обеспечения, известно еще со времен древних Олимпийских игр. Сегодня это аксиома. Все современные достижения как в детско-юношеском спорте, так и особенно в спорте высших достижений основаны на научных исследованиях учёных разных стран. Без научного обоснования этого бы не произошло. В этой связи очень важно в процессе обучения в высших специализированных заведениях дать студентам соответствующие знания и сформировать умения проведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы. Отрадно, что наш Университет — МГУСиТ — хотя и очень молодой пока, весьма серьёзно относится к вопросу формирования умений и навыков среди студентов и аспирантов организации и проведения научной деятельности.

Вы занимаетесь только теоретической деятельностью или занятия спортом тоже входят в сферу ваших увлечений?

Конечно, теперь я больше связан с научной работой, но заниматься физическими упражнениями не забываю и уделяю им самое серьёзное внимание, как делал это с детства. Сейчас это плавание, ежедневные прогулки, лыжи, оздоровительные мероприятия, прежде всего закаливание, доступные спортивные игры теперь с внуками. Реже, но ещё недавно с удовольствием проводил занятия и тренировки со школьниками и студентами по баскетболу и координационной тренировке.

Владимир Иосифович, какие рекомендации вы могли бы дать учителям физической культуры?

Советов и рекомендаций учителям физической культуры я дал достаточно. Стоит им только найти время и заглянуть в наши труды. Подчеркну, что в нашей стране ранее и сейчас имеется, к счастью много талантливых, креативно мыслящих учителей физической культуры, которым я посвятил одну из своих книг. Но и им не мешает постоянно заниматься своим самосовершенствованием, повышать свои профессиональные компетенции, достигать всё более высокого признания среди коллег и учителей других предметов.

Мои родители были педагогами, а мама математиком, предметом в школе особо почитаемом среди учителей и родителей, но лично я убежден, что качественно проводить уроки по физической культуре сложнее, чем по любому другому общеобразовательному предмету. Об этом я ещё успел сказать маме, как и посвятить родителям учебное пособие, в котором, в частности, попытался объяснить, зачем учителю физической культуры знания по математической статистике. Надеюсь, что скоро у меня выйдет книга, где я пишу о том, как многие выдающиеся теоретики физического воспитания 17-20 веков в начале обучали школьников таким предметам как биология, родной и иностранный язык, история, химия и др., а затем все же переключились на преподавание физической культуры, видя в ней несомненные преимущества. Назову среди таких великих ученых только одного — И. Х. Гутс Мутса, автора первого учебника по гимнастике (тогда так называлась физическая культура) для молодежи (1793 год), переизданного многократно в разных странах и через 100 лет в Германии (1893 год).

Добавить комментарий