Валерий Сморчков

«Мне очень нравится изучать всё новое и открывать для себя неизученные места»


Валерий, помните свой первый пеший поход? Кто отвечал за организацию подобных походов в Костанайском государственном педагогическом институте?

Он состоялся на первом курсе института. Так как я учился на туризме, для нас это была обязательная практика. Первокурсники в первом же семестре осенью отправлялись в поход выходного дня в окрестностях города с учебно-тренировочными целями. За организацию отвечал преподаватель Игорь Владимирович. Он нас собрал, проинструктировал, объяснил про снаряжение, которое нужно брать, проверил нашу готовность. И вот осенью 2008 года я впервые пошёл в поход с группой студентов, было примерно тридцать человек. Тогда уже были заморозки, и в палатке было достаточно холодно. Мы занимались и туризмом, различные технические этапы проходили, то есть была достаточно насыщенная учебно-тренировочная программа. Километраж был небольшой, примерно 10 км, которые каждый, в принципе, сможет пройти.

А вот первый категорийный поход пришёлся на лето первого курса. Мы проходили маршрут около 70-80 км, насколько я помню, по Костанайской области. Стартовали из Костаная, шли в Сосновый бор и там уже проводили детско-юношеские спортивные соревнования, судили. Вот с таких походов я начал.

Также вы ходили в горные походы разных категорий в Заилийском Алатау. Какие самые сложные локальные препятствия приходилось преодолевать?

То, что касается горных маршрутов, наиболее сложные участки — это всё-таки перевалы, вершины и ледники. В 2012 году был случай, когда я ходил в поход первой категории сложности, сопровождая группу первокурсников. Вся группа спустилась по леднику на командой страховке, я спускался предпоследним. Лёд треснул, и я провалился под льдину. Подо мной была пропасть метров пять-семь. Естественно, я не стушевался, схватился за верёвку и поскольку был на самостраховке, это спасло мне жизнь. Ребята меня вытащили, можно сказать, спасли. После этого я, конечно, по ледникам очень-очень аккуратно ходил. (Смеётся.)

Ещё в качестве локальных препятствий в горах часто встречались реки. Особенность горных рек в том, что они меняют течение в течение дня. То есть утром они спокойные, а к обеду может быть очень сильный поток, который невозможно преодолеть. А в горах бывает так, что долинки отделены горными ручьями, и ты обычно только в обед приходишь к этому ручью. Приходится проводить переправу, и это достаточно сложное препятствие. Также я помню перевал. Мы немного перепутали геолокацию и забрались не на перевал 2А, а 3А. Это почти самый сложный перевал в туристском категорировании. Естественно, у нас не хватало на группу необходимого снаряжения, нужно было на каждого человека по 2-3 верёвки, и технической подготовки. В результате пришлось спуститься с обратной стороны, где мы забирались, и сделать круг в 15 км, чтобы вернуться в базовый лагерь. То ещё было приключение!

Для участия в походах третьей категории сложности необходимо обладать хорошей физической формой. Каким образом вы старались её поддерживать?

Да, нужна уже специальная физическая, техническая подготовка. Ну и общая физическая. Я как-то специально не готовился, потому что учился на туризме, и у нас часто была походная практика, занятия физкультурой и спортом в вузе. Нас постоянно, скажем так, тренировали, готовили к этому. Если бы я сейчас готовил человека, у которого нет физкультурной подготовки, конечно, написал бы отдельную программу и полгода тренировал. Надо делать направленность на физическую выносливость, причём силовую, общую выносливость. Бегать кроссы, ходить по пересечённой местности, бывать в походах выходного дня. В техническую подготовку входят навыки обращения с туристскими верёвками, специальным снаряжением, подъёмными устройствами, карабинами, спусковыми устройствами, ну и так далее. Это на самом деле может спасти жизнь.

Что составляет основу специальной туристской подготовки? И в чём заключается методика подготовки в спортивном туризме с использованием многофакторных моделей, дистанций и маршрутов, которую вы описывали в своей диссертации?

Проблема в том, что сейчас тренировочный процесс в основном ведётся в искусственных условиях. Занятия проходят в спортзалах. Люди очень редко выходят в походы и погружаются в природную среду. В результате человек может быть кандидатом в мастера спорта по спортивному туризму, но, попадая в ту же горную среду или любую другую, он, по идее, не может эффективно выполнять элементарные технические действия в природных условиях. Моя методика как раз предполагает включение факторов природной среды, ещё каких-то факторов в тренировочный процесс так, чтобы будущий турист развивался, в том числе в гармонии с природой, мог преодолевать различные негативные ситуации, соревноваться в дождливую или холодную погоду, во время ветра, в туман, уметь обращаться со снаряжением в этих условиях. Ну и физически быть подготовленным, то есть преодолевать эти все сопротивления соответствующим образом. Опять же, всё это я взял из горной среды, потому что там идёт воздействие различных факторов, погода в течение дня меняется практически постоянно. И если человек не подготовлен к технической работе в разных условиях, он действительно может провалиться куда-нибудь, соскользнуть, упасть, неправильно выполнить технический элемент, в результате, как говорится, аут. Ну и специальная физическая подготовка у нас реализуется в разных средах, не только в зале, но и на полигонах, например. Многие используют такой подход в своей практике здесь, в Казани.

Каким образом вы помогаете студентам в организации туристско-спортивных мероприятий на базе Поволжского ГУФКСиТ?

В 2018 году мы вместе со студенткой направления «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» Поволжского ГУФКСиТ организовали туристский клуб «Академия» с целью популяризации спортивного оздоровительного туризма. Тогда это была курсовая работа, а потом она стала проектом жизни. Студенты подхватили, и сейчас эта деятельность развивается. Могу сказать, что помогаю собирать ребят, консультировать по поводу организации безопасного передвижения на маршруте. Участвую как инструктор в сопровождении, если надо, подсказываю идеи для будущих походов. Плюс ещё занимаюсь информационным сопровождением и подбором ребят, то есть мотивирую студентов для участия в этих мероприятиях. Хожу с агитацией, приглашаю принять участие в событиях клуба. Также у нас уже есть мероприятия городского уровня. Например, мы проводим апрельский сплав. Я выступаю там в качестве инструктора на катамаране и отвечаю в целом за безопасность. На мне лежит большая ответственность за здоровье студентов во время таких спортивно-туристских мероприятий.

Что может предложить молодежи туристский клуб «Академия», куратором которого вы являетесь?

Наш клуб работает по трём направлениям: походная деятельность, туристско-спортивная, организация соревнований и познавательная деятельность. В рамках походной деятельности в течение года проходит большой спектр мероприятий. Это и походы выходного дня для начинающих в окрестностях Казани, и многодневные выезды. Вот завтра, допустим, ребята выезжают в Башкирию. Также мы организуем весенние сплавы. И летом самые отчаянные выходят в категорийные маршруты первой, второй категории сложности по Республике Марий Эл. Ходили в Кавказские горы.

В части познавательной деятельности мы проводили шоу «Хеллоу, турист!». Студенты приглашали людей, которые занимаются туризмом всю жизнь, чтобы они рассказали о своих путешествиях, поделились знаниями в сфере туризма. Различные викторины познавательной направленности. Проводим квизы в современном молодёжном формате.

Что касается спортивной деятельности, мы выступаем в качестве судей, участников и организаторов различных соревнований: городских, региональных, внутривузовских по спортивному туризму, спортивному ориентированию и, по-моему, даже по спортивному скалолазанию.

Последние четыре года вы активно путешествовали на велосипеде по Татарстану, преодолев в общей сложности 3600 км. Какие самые интересные места видели во время прохождения маршрутов?

Легче сказать, какие были неинтересные. (Улыбается.) И то таких, наверное, нет. Я проехал действительно весь Татарстан на велосипеде. Наиболее красивые места — это юго-восток Татарстана, где пролегает Бугульминско-Белебеевская возвышенность. Там находится гора Чатыр-Тау, один из природных символов Республики Татарстан. Плоскообразная гора, очень красивая, со всех сторон выдвигается. Также я бы выделил Родник Святых или Кала-Тау. Место древнее, находится в долине реки Ашит. Там были найдены могилы десятого века. А сейчас в Кала-Тау природный заказник, старинные поселения, люди ягоды собирают. Тоже очень живописное место. По маршруту Казань — Костанай, наверное, не было ничего красивее гор Южного Урала. Все места уникальные и красивые. Я очень люблю смотреть не только на природу, но и на культурные памятники, различные музеи, усадьбы, церкви, мечети. Меня всё это интересует.

Что вы всегда берёте с собой в велопутешествия на дальние расстояния как, например, по маршруту Казань Костанай?

У меня есть определённый набор снаряжения, о нём я даже видео на своём канале выложил. Но обязательно это должен быть специальный велорюкзак литров на шестьдесят, в который складывается всё необходимое: газовая горелка, необходимые вещи для бивака. Это палатка, которая должна быть минимальной по объёму, весу и комфортная. Также у меня есть спальник, небольшой летний, коврик надувной под спальник. Специальное снаряжение — это различные технические средства для ремонта велосипеда: насос, запасные камеры, какие-то железяки, так скажем. (Улыбается.) Беру дождевики, одежду в зависимости от погоды, одежду для сна, также два типа обуви — ездовую и ходовую. В итоге получается где-то 20 кг, с учётом ещё того, что нужно возить воду (2-3 литра всегда с собой) и продукты хотя бы на два дня, тушёнка, гречка. Ещё есть такое оборудование, которое, наверное, не все берут — это различные камеры, так как я снимаю видеоблоги, зарядки и солнечная батарея, от которой потом заряжаю гаджеты. Также обязательно вожу с собой квадрокоптер, чтобы снимать красивые места, объекты.

Какие эмоции вам приносит данное хобби?

Эмоции самые положительные. Это возможность получения некого рекреационного эффекта. Когда очень интенсивно, активно работаешь, всегда хочется иметь какую-то отдушину, чтобы восстанавливаться, повышать свою трудоспособность. Первое, я реально всегда получаю рекреационный эффект, чувствую себя потом бодро в работе. Второе — мне очень нравится изучать всё новое и открывать для себя неизученные места. Я сам не из Татарстана. Изучая эти места, я себя пополняю знаниями и потом делюсь ими со студентами. Причём у меня желание действительно делиться, поэтому всегда всё снимаю, рассказываю, показываю.

Эмоции, в принципе, всегда положительные и от встреч с новыми людьми. Очень много людей встречается гостеприимных, необычных, скажем так, которые в баньку пригласят, накормят, напоят. И я заметил, что в походе ты ближе к Богу, к чему-то естественному. Когда у тебя есть какая-то мысль, очень важная, как у путника, это быстрее исполняется. Например, у меня было, что еду по степям, по дорогам уже седьмой день, немытый и так далее и возникает желание отдохнуть в комфортных условиях, помыться в баньке. Тут же останавливаюсь в каком-то посёлке, заговариваю с местными, меня приглашают в банку, переночевать. И такое постоянно. Если одним предложением назвать эти эмоции, то это настоящая жизнь, и ты переживаешь её в данном путешествии. И желание активизировать молодежь, приобщить их такой деятельности проходит через всю мою жизнь.

А какой велосипед лучше всего подходит для туризма и долгих путешествий?

По части велосипедов я, конечно, не эксперт, хоть уже и путешествую четвёртый год, но могу сказать, что есть два варианта. Можно начать самого простого: взять велосипед-хардтейл, оборудовать его специальными багажниками, повесить рюкзак и поехать. Главное, чтобы велосипед не был слишком тяжёлым и с надежными тормозами. Но есть специальные туристские велосипеды, которые подходят для дальних расстояний. Там используются вилки, уже фиксированные, Они не тяжёлые, но при этом металл достаточно крепкий. Используется и специальная форма руля в виде бабочки или барана, на который проще туристу опереться. На хадтейле это невозможно, потому что ровный руль, руки часто устают, пальцы затекают. И плюс на горных великах обычно гидравлические тормоза. Если гидравлику в походе повредить, то очень сложно починить. А многие туристы едут с обычными клипсовыми тормозами. Вот это туристский велосипед. Но такие велосипеды очень дорогие. Вот сейчас я веду свой новый проект по сборке велосипеда для дальних путешествий. Мне примерно это в 70-100 тысяч обойдётся. То есть новый туристский велосипед, полностью подогнанный под те условия, в которые я собираюсь выезжать.

А горный велосипед где-то за 20-40 тысяч можно купить. Мой первый велосипед был куплен в Декатлоне за двадцать с небольшим тысяч рублей. Естественно, я его подготовил. Мне поменяли резину, поставили багажник, отредактировали тормоза. Одни поменяли, потому что то, что в стоковой составляющей продают в магазине, не всегда надёжно. И наличие хорошего мастера — это всегда плюс. Вот у меня есть свой мастер, бывший студент Вадим, который мне всё время помогает.

С 2018 года вы занимаетесь блогерством, ведёте YouTube и Telegram каналы «Вело Валера», посредством которых продвигаете спортивный туризм. Скажите, многих ли вам удалось вдохновить своим примером на занятия активными видами туризма?

Я вообще, честно говоря, никогда не думал снимать и выкладывать это. Но мне сами же студенты сказали: «Валерий Юрьевич, вы много где бываете, выезжаете, а почему бы вам не стать блогером и снимать на YouTube?». Получается, в 2018 году попробовал и понеслось. Сейчас на моём канале на YouTube уже около 1000 подписчиков, в Telegram-канале — в районе 200 человек, во время сезона бывает и больше. Но многие обо мне в студенческой среде знают. Есть даже один конкретный пример. У мальчика было два велосипеда, но он не выезжал, не катался. А когда начал смотреть мой канал, следить за мной, стал заниматься этой деятельностью более активно. Даже нарисовал мой портрет и у себя на холодильнике повесил. Вообще очень интересная история. То есть одного человека я точно вдохновил на эту активность. Также уверен, что многие мои студенты меня смотрят, студенты из других вузов Казани. Только положительные отзывы пишут и советуются, куда поехать, задают вопросы. Если я за этого время 20-30 человек вдохновил, то это уже хорошо. Но мне достаточно и одного, который бы других вдохновлял.

Когда вы планируете отправиться в десятидневное путешествие по маршруту «Путь поэта»? Какие задачи ставите перед собой и своей командой во время его прохождения?  

Это специфический маршрут по Республике Татарстан, историко-культурный. Он уже есть, проходит в Арском районе. Есть такой поэт Габдулла Тукай, его называют татарским Пушкиным. Он рано умер, но оставил после себя большое литературное наследие. Сейчас идея расшить этот маршрут и провести через Татарстан — от Казани до Уфы. Очень многие писатели и поэты в Татарстане проживали, это и Борис Пастернак, и Марина Цветаева, Гавриил Державин здесь родился. Такой маршрут будет пролегать. Планируем стартовать первого августа в Казани, примерно до 13 в Уфу и обратно. То есть на протяжении августа будет проходить такой вело-туристский маршрут в виде «Белого фестиваля», мы будем заезжать в разные города, проводить поэтические вчера, встречи. Организатор не я, я еду в качестве поддержки, в качестве сопровождающего, соорганизатора. Организатор — Дамир Сафин и «Велосоюз Республики Татарстан». В этом года я тоже вступил в этот велосоюз. Пытаемся развивать данную деятельность вместе.

Валерий, какие маршруты вы можете посоветовать начинающим велотуристам?

Начинающим велотуристам я могу посоветовать выезжать в окрестности городов. В Казани есть таких 3-4 маршрута. Это маршруты выходного дня протяженностью 30-50 км по самым известным природно-историко-культурным местам — в Казани это Голубые озера, озеро Лебяжье и его окрестности, озерная система в Лаишевском районе, Атабаево, Лаишево и другие места. В Москве, наверное, свои места есть в окрестностях. По идее, эти все маршруты известны, люди часто по ним катаются, и если зайти в любое велосообщество и спросить, вам подскажут. А дальше, если хотите развиваться, можно вдоль рек кататься. В туристский центр выезжать можно на поезде, допустим, так стартовать. Опять же, я сейчас занимаюсь разработкой атласа туристских маршрутов по Республике Татарстан, и у нас таких маршрутов выходит в районе 12-13. В принципе, каждый желающий, в независимости от уровня физической подготовленности, может скачать нитку маршрута, изучить его в путеводителе и поехать по нему.

Подводя итог: для начинающих это может быть маршрут выходного дня в окрестностях своего города, для полноценного отдыха — двух-трёхдневные маршруты с ночевками протяженностью 100-150 км с возможностью передвижения на транспорте. Движение VeloRussia как раз развивает такие региональные маршруты по субъектам РФ, где могут кататься молодые ребята и другие любители активного спортивного отдыха.

Добавить комментарий