«Все спортсмены приходят в училище олимпийского резерва уже с определённым спортивным багажом. Наша задача отшлифовать уже имеющиеся умения, доведя их до состояния алмазной огранки»


Валентина Леонидовна, расскажите, что Вас подготовило к роли директора училища олимпийского резерва и почему вы заинтересованы в этой работе?

Четверть века я занимаюсь воспитанием подрастающего поколения. Сначала через образование, работая преподавателем, после смены места жительства стала методистом вновь созданного учреждения — первого училища олимпийского резерва Московской области. Работа меня заинтересовала, понравилась идея объединения спорта и образования с целью социальной адаптации спортсменов. Погружаясь в специфику деятельности, вносила новые идеи для его развития, которые способствовали улучшению показателей работы. Длительное время занимала должность заместителя директора. Подросший сын проявил интерес к фигурному катанию, стал заниматься в ледовом дворце в г. Одинцово. Таким образом, со всех сторон получилось полное вовлечение в проблематику спорта и захотелось помочь спортсменам находить компромисс между получением образования и достижением спортивных вершин. С 2013 года возглавила училище олимпийского резерва.

За что в первую очередь несут ответственность директора спортивных учреждений, в которых спортсмены получают образование?

У директора спортивного учреждения она достаточно разноплановая и представляет собой конгломерат ответственности за спортсменов, студентов и работников. В первую очередь, мы отвечаем за вверенных нам спортсменов, которые пришли получить новые знания и умения. Директор обязан создавать условия, в которых спортсмен сможет добиваться поставленных тренером задач и получать знания, которые дадут ему возможность применить весь свой спортивный опыт на практике, в жизни, работая с подрастающим поколением. Руководитель обязан стимулировать коллектив на решение задач, поставленных государством и обществом в воспитании спортсменов-патриотов, цель которых — быть лучшим и первым на протяжении всей спортивной карьеры. Конечно, мы являемся базой для воспитания олимпийских чемпионов, давая больше половины состава спортсменов в сборные команды Российской Федерации. Однозначно, руководитель несёт полную ответственность за расходование бюджетных средств с точки зрения их правильного приложения, направленного на содействие в достижении высоких спортивных результатов воспитанниками учреждения.

Спортсмены Училища олимпийского резерва № 1 завоевывают награды самого высокого достоинства на пьедесталах страны и мира. Как вашим воспитанникам удается преуспевать в спорте?

Поскольку училище является специализированным спортивно-образовательным учреждением, то большое внимание уделяется именно спортивной подготовке, освоению программ по культивируемым видам спорта. Конечно, это невозможно без наставников спортсменов — тренеров, умение и опыт которых передается их воспитанникам.

В то же время коллектив учреждения идёт в ногу со временем, внедряет в тренировочный процесс новые методы и средства тренировочной деятельности, перенимая опыт выдающихся спортсменов и тренеров страны. Следует отметить, что все спортсмены приходят в училище уже с определённым спортивным багажом. Наша задача — отшлифовать уже имеющиеся умения, доведя их до состояния алмазной огранки.

Среди ваших выпускников есть победители, призёры и участники Олимпийских игр — Яна Егорян, Оксана Домнина и Максим Шабалин, Евгений Борисов, Елизавета Посадских, Маргарита Черноусова. Как вы считаете, чтобы добиться высот в спорте, нужно ли молодым спортсменам придумывать что-то новое или достаточно равняться на наших олимпийских чемпионов?

Спортсмены, которые добились самых высоких вершин в спорте, конечно, положили на это большую часть сознательной жизни, шли к этому осознанно, целенаправленно, невзирая на неудачи и промахи. Всех спортсменов к этому пьедесталу привели тренеры. У нас это маститые корифеи, которые всю свою жизнь отдали спорту. Конечно, большая часть заслуг спортсменов зиждется на переданном опыте и имеющихся знаниях их наставников. Но, время не стоит на месте и необходимо подстраиваться под его реалии, используя передовые технологии.

Например, Елизавета Посадских, участник Олимпийских игр 2020 — выходец из субкультурного пространства. Практически, с включением дисциплины велоспорт ВМХ-фристайл в перечень олимпийских, мы открыли отделение в учреждении. За четыре года спортсменка смогла отобраться в олимпийскую сборную страны и войти в десятку лучших спортсменок мира. Конечно, ни о каком опыте, создаваемом десятилетиями, речи быть не может. Тренер использовал современные наработки по подготовке спортсменов, а сама спортсменка, благодаря силе воли, упорству и целеустремленности, смогла стать лучшей в стране.

Отделения каких видов спорта в вашем техникуме требуют наибольших материальных затрат?

Каждый вид спорта уникален, особого подхода требуют как  организация спортивной подготовки , так и  учебного процесса. Однако, есть виды спорта, которые в силу своей специфики наиболее затратны, начиная от обеспечения спортсмена необходимым инвентарем и экипировкой, заканчивая организацией тренировочных, спортивных, учебных мероприятий.  В зависимости от квалификации спортсменов растёт и материальное обеспечение.

У нас самыми затратными видами являются биатлон и фигурное катание. А учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, думаю, эти виды спорта потребуют ещё больших финансовых вливаний. Однако, результаты, которые мы получаем, оправдывают затраты. Танцевальные пары А. Ю. Горшкова — лучшие в регионе и в стране. А недавно открытое отделение биатлона вывело сборную команду области на лидирующие позиции в спартакиаде учащихся и первенстве России.

Что должно отличать кандидата на должность сотрудника в училище на фоне остальных претендентов?

Если мы говорим об отборе специалистов в наше учреждение, работающих со спортсменами, то, прежде всего, такой человек должен иметь непоколебимое желание и компетенции в передаче опыта. Он не должен стоять на месте, постоянно повышать свою квалификацию и проявлять интерес к спортсмену как к целостной личности.

Вы являетесь одним из инициаторов внедрения вариативности образования. Какими путями, на ваш взгляд, можно реализовать эту идею?

Вариативность образования в нашем учреждении нацелена в максимально возможной степени на индивидуализацию образования. Учитывая специфику деятельности в рамках постоянного нахождения студентов в процессе спортивной подготовки, приходится иметь в виду данные особенности в структуре построения учебного плана и в подготовке индивидуальных планов для спортсменов высокого уровня. Специально под спортсменов адаптированы учебные программы, введены дистанционные компоненты обучения. Да, конечно, работы больше, но результаты того стоят. Наши выпускники не только продолжают спортивную карьеру, но и работают в министерствах и ведомствах спорта страны и регионов, возглавляя самые важные участки социальной сферы. Среди выпускников есть главы муниципалитетов, начальники отделов, тренеры, а многие продолжают покорять вершины Олимпа.

Каков ваш стратегический план развития спортивного учреждения?

Училище олимпийского резерва достаточно гибкая структура, которая обязана быстро реагировать на изменения, происходящие в отрасли и стране в целом. Поскольку наше учреждение областное, мы входим в команду губернатора по исполнению его наказов с целью совершенствования отрасли и улучшения её деятельности.

Курс в развитии отрасли сегодня — цифровизация. На данном этапе спортсмены и тренеры учреждения учатся работать на платформе «Мой спорт». В планах учреждения полный перевод спортивной подготовки в цифровую плоскость.

Также в планах более тесное сотрудничество с образовательными учреждениями с целью развития школьных лиг, спортсмены которых в будущем составят костяк студентов училища.

Учитывая тенденцию развития спорта высших достижений, училище планирует открывать новые виды спорта, которые вошли или войдут в олимпийскую программу и расширять возможности для привлечения в учреждение лучших спортсменов региона.

Расскажите о вашей причастности к развитию хоккея на траве. За какие заслуги Ассоциация хоккея на траве Московской области наградила вас знаком в 2019 году?

С 2008 года открыто отделение «Хоккей на траве», где подопечных воспитывали лучшие тренеры региона под руководством училища. За время работы отделения были подготовлены победители и призёры чемпионатов и первенств Европы, России, большая часть спортсменов входила в состав сборной команды России, ведущие спортсмены имели спортивное звание мастер спорта России международного класса. Выпускники училища работают тренерами в спортивных школах России и региона.

Как вы считаете, какие ценности спорт должен развивать в юном поколении?

Я отвечу на данный вопрос, воспользовавшись высказыванием Пьера де Кубертена «О спорт, ты — мир!». В наше непростое время, когда спорт, к сожалению — часть политики и все трагедии, которые разворачиваются в государствах, имеют непосредственное влияние на спорт, юное поколение, как лакмусовая бумажка, впитывает всё, о чём говорят их кумиры. Так вот, кумиры спорта просто обязаны развивать в детях и юношестве ценности сплочения, единения и патриотизма, а уже потом нести здоровый образ жизни, развитие физических, психических качеств личности, являясь светочем мира, его проводником.

Валентина Леонидовна, что бы вы посоветовали учителям и наставникам, которые работают со спортсменами в образовательных учреждениях?

Николай Некрасов писал: «Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте! Спасибо вам скажет сердечное русский народ». Эти слова можно применить и к спорту, как неотъемлемой составляющей общественной жизни и культуры. Спорт — это вызов себе, это прогресс человека и нации. Спорт — это здоровье нации и среда для воспитания её героев. В то же время спорт — это развитие человеческих качеств, которые необходимы каждому из нас и формируются с самого раннего возраста. Поэтому наставник, который есть у каждого воспитанника, является носителем и эталоном этих качеств для спортсмена, заменяя ему порой семью и вовлекая в удивительный мир спорта.

Задача образовательного учреждения — создавать среду, в которой у детей будет возникать желание и формирование способности для занятий спортом, с целью развития себя как всесторонней личности. Когда будет сформирована среда, то появятся и наставники, тренеры. Ведь, зачастую это наши выпускники, а они в полной мере увлечены спортом и нацелены на воспитание спортсмена и человека.

Добавить комментарий