Общая физическая подготовка пловца на суше

Педагог дополнительного образования

МАУДО Дворец творчества городского округа

город Нефтекамск Республики Башкортостан

Общая физическая подготовка пловцов — важная часть занятий. Тренировки по общей физической подготовке используются как эффективное средство оздоровления. Упражнения, выполняемые здесь, развивают силу, скорость, выносливость и ловкость, повышают функциональную подготовленность организма и эмоциональность занятий, а также способствуют активному отдыху. Правда в том, что для прикладывания усилия на тренировках необходимо не только проявить характер, но и подобрать необходимые упражнения в воде, чтобы они производили нужный эффект.

Рост спортивных результатов определяется множеством факторов. Один из основных — систематическое увеличение тренировочных нагрузок. Практика показывает, что если обучающийся будет выполнять часть упражнений на суше, а другую – в воде, то суммарный объём переносимой нагрузки значительно повышается. Так общая физическая подготовка пловца стала средством значительного увеличения тренировочных нагрузок. Нагрузка занятий в спортивном зале, должна компенсировать монотонность упражнений в плавательном бассейне.

Кроме того, слишком частое посещение плавательных бассейнов в наше время из-за повышенной влажности, недостаточной вентиляцией и очистки хлором иногда может не лучшим образом повлиять на здоровье пловца, а особенно на детский организм. Поэтому тренировки по плаванию необходимо сочетать с общей физической подготовкой на суше, проводимой в течение всего года на свежем воздухе (в лесу, в парке, на стадионе либо на спортивной площадке), и в гимнастическом зале.

Упражнения в воде носят однообразный характер. Их изолированное выполнение делает занятия малоинтересными и скучными. Поэтому для того, чтобы разнообразить тренировку, в неё необходимо включать элементы физических упражнений на суше, заимствованные из других видов спорта. На некоторых этапах тренировки спортсменам полезно отвлечься от занятий в воде. Однако, чтобы не снизить уровень подготовленности обучающихся пловцов, это время нужно использовать для активного отдыха, выполняя упражнения на суше.

Высокий уровень развития физических качеств необходим спортсмену разных специализаций. Однако, в каждом виде спорта есть свои специфические требования.

Исходя из задач общей и специальной физической подготовки, решаемых тренером в процессе тренировки спортсменов, можно разделить все применяемые им упражнения на две категории:

‒ упражнения, в которых основная нагрузка ложится на органы и системы организма, не играющие главной роли при плавании. Это подводящие, общеподготовительные и вспомогательные упражнения (ОФП);

‒ упражнения, направленные на развитие функциональных возможностей тех органов и систем организма, ресурсами которых обусловлены результаты в плавании. К ним относятся две группы специальных упражнений (СФП) — основные и специально-подготовительные.

Силовые тренировки позволяют развить те мышцы, которые задействованы во время движений в воде и которые вы не сможете проработать только плавательными упражнениями. Стараюсь всегда доступно объяснить задания детям назначение и на какие группы мышц они направлены. Поясняю, что общеподготовительные (вспомогательные) упражнения воздействуют в основном на те органы и системы, которые при их выполнении получают малую нагрузку. При выполнении данных упражнений у обучающихся стимулируются их развитие, уменьшается диспропорция в развитии различных органов и систем организма.

После того, как мы изучили и последовательно выполнили упражнения, развивающие силу корпуса и чувство баланса, приступаем к специальным упражнениям, которые увеличивают силовые показатели мышц, задействованных во время занятия в бассейне.

Значимая часть в специальной силовой подготовке в тренировочном процессе — упражнения с резиновым жгутом. Они придают ощущение технически правильного выполнения гребка в воде. Упражнения с резиновыми жгутами входят в тренировки спортсмена любого класса. Этот тренажёр помогает развить силу и скорость выполнения гребка, улучшает качество захвата воды, увеличивает скорость плавания.

Можно сказать, что программа тренировок на суше обычно меняется каждые три недели. Одни задания для определенных мышечных групп замещаются другим, в зависимости от соревновательного сезона. Занятия на суше начинаются преимущественно с работы над максимальной силой, затем сменяются занятиями над силовой выносливостью и заканчиваются работой над взрывным, резким темпом.

К ведущим упражнениям, включаемым в специальную физическую подготовку, относится плавание избранным способом с использованием дистанционного, интервального, повторного и переменного методов тренировки. Эти упражнения не только обеспечивают функциональную подготовку организма пловца, но и играют решающую роль в его технической, тактической и психологической подготовке. Наибольшее воздействие при плавании оказывается на сердечно-сосудистую систему (в частности, на мышцы сердца). Скелетные же мышцы испытывают меньшую нагрузку, а значит, и меньший стимул к развитию, хотя работа их (особенно мышц плечевого пояса) создает силу тяги и, в конечном счете, определяет результат пловца. Тренировка, построенная педагогом исключительно на плавании с полной координацией движений, не обеспечит развитие функциональных возможностей мышц, нужных для достижения наилучшего спортивного результата в спорте. Кроме того, для достижения высокого результата нужна большая подвижность во многих суставах (голеностопных, плечевых и др.). Упражнения в плавании не обеспечивают эффективного развития такой подвижности. Все это требует использования в тренировке, наряду с упражнениями в плавании, специально-подготовительных упражнений на суше. Спортсмены ежедневно перед тренировкой в бассейне, занимаются общей физической подготовкой на суше.

Упражнения, используемые для развития подвижности в суставах, я подбираю в соответствии с особенностями техники плавания избранным способом каждого обучающегося. Например, для кролистов — упражнения, развивающие подвижность в суставах шеи, которая обеспечивает возможность поворота головы направо и налево, а для брассистов и специализирующихся в плавании баттерфляем — упражнения для развития подвижности в суставах, обеспечивающей поворот головы вокруг поперечной оси.

Упражнения, направленные на развитие силы, делятся на упражнения на суше и упражнения в воде. На суше даю упражнения с различными приборами и приспособлениями, выполняемые в динамическом и изокинетическом режимах. На первом этапе подготовительного периода можно использовать и изометрические упражнения. Режим напряжения мышц должен соответствовать характеру их работы при плавании (особенно в тех случаях, когда планируется не только развитие силы, но и содействие развитию силовой выносливости). Эти упражнения (с большими и значительными нагрузками) широко применяются на протяжении первых двух третей подготовительного периода. К концу этого периода и в соревновательном периоде их использование ограничено привычными комплексами, без больших нагрузок. Если требуется добиться увеличения мышечной массы, силы мышц, то величину напряжений можно сделать большой и даже предельной.

Определение соотношения («удельного веса») ОФП и СФП на различных этапах тренировки — один из самых сложных вопросов в планировании тренировочного процесса. Здесь я обязательно учитываю индивидуальные особенности спортсмена, возраст и пол, план на будущие годы и ряд других факторов. В общих чертах можно сказать, что чем моложе пловец, тем большее значение имеет ОФП. Однако, даже на самом раннем возрастном этапе она не должна противодействовать развитию тех особенностей сложения и физического развития ребенка, которые благоприятны для плавания: подвижности в суставах, оптимального соотношения развития мышц плечевого пояса и нижних конечностей и т. д. Поэтому нужно, чтобы уже в раннем возрасте ОФП сочеталась с СФП. Но последняя должна быть направлена не на форсирование спортивных результатов, а на то, чтобы в сочетании с ОФП содействовать созданию базы для дальнейшего развития специальной работоспособности пловца.

С увеличением возраста повышается роль СФП, и на определённом этапе тренировки её задачам полностью подчиняется ОФП. На этом этапе общеподготовительные упражнения используются преимущественно для активизации процессов восстановления, для общей разминки и с целью повышения способности координировать движения. Рост уровня физического развития обеспечивается главным образом специальными упражнениями.

Определяя удельный вес общей и специальной физической подготовки пловцов по возрастным категориям, я руководствуюсь общепринятыми стандартами:

а) до 10 лет доминирует ОФП, при условии сохранения врожденных особенностей ребенка, благоприятных для плавания;

б) с 10 до 12‒14 лет ОФП сочетается с СФП в примерно одинаковых пропорциях;

в) с 12‒14 до 13‒15 лет ОФП сочетается с СФП при доминирующем значении последней;

г) с 13‒15 лет и далее полностью преобладает СФП.

‒Эта общая схема конкретизируется в зависимости от пола, степени мастерства и других индивидуальных особенностей спортсмена.

Задачи спортивной тренировки, которыми я руководствуюсь:

‒ воспитание у обучающегося характера, позволяющего определить бойцовские качества, обеспечивающие успех на тренировках и соревнованиях;

‒ укрепление здоровья, совершенствование силы, выносливости и скоростных качеств;

‒ совершенствования техники плавания не только в бассейне, но и на суше;

‒ овладение тактическим мастерством;

‒ приобретение необходимых знаний и навыков в техники плавания, а также самоконтроль спортсмена в гигиене пловца, режиме и питании.

Я стараюсь разнообразить учебный процесс различными упражнениями, нестандартными заданиями, чтобы убрать монотонность на тренировках по ОФП. Я занимаюсь с двумя группами старшего и среднего школьного возраста, которые отличаются, умениями и навыками, как в плавании, так и в занятиях по ОФП. Поэтому умение интересно построить занятие, при этом не потерять целей и задач, которых, я стараюсь достичь на занятиях очень важно. Мы с радостью ходим в спортивный зал, где можно поработать на скорость, быстроту, силу и выносливость. В гимнастическом зале делаем акцент на гибкость мышц, суставов, и растяжение организма спортсмена в целом.

Спортивные тренировки и участие в соревнованиях являются прекрасным средством воспитания волевых качеств.

Материалы предоставлены порталом ИНФОУРОК
www.infourok.ru

Добавить комментарий