Слава Отс
Современная журналистика в лицах: Вячеслав Отс о влиянии сло́ва на общество




Вячеслав Отс — успешный медиаменеджер и журналист, прошедший путь от менеджера по продажам до издателя и главного редактора десяти журналов. Его отличает яркая харизма, умение создавать «эмоциональные качели» в интервью и искренняя страсть к профессии. Несмотря на отсутствие журналистского образования, он стал востребованным экспертом на телевидении и создал уникальную формулу успеха, сочетая коммерческую хватку с творческим подходом.
Вячеслав, что, по вашему мнению, читатели должны знать о вас?
Раньше «Слава Отс» был брендом, но со временем остался просто Вячеслав. В издательском бизнесе я с 2003 года, куда попал абсолютно случайно. Меня пригласили в коммерческий отдел продавать рекламные полосы. Интересно, что моим будущим начальником стал покупатель, которому я продал безлимитный тариф с новым телефоном Siemens SL45. На следующий день мне позвонили и сказали: «Знаете, нам очень понравилось, как вы разговариваете, хотим вас пригласить на работу».
Я согласился, и у меня всё хорошо получалось. Через три месяца я вырос от ведущего специалиста до исполнительного директора. Поскольку руководящая должность требовала управленческого образования, а у меня было авиационно-инженерное, я пошёл учиться в Академию народного хозяйства (ныне РАНХиГС), где окончил Высшую школу корпоративного управления MBA. В должности исполнительного директора я проработал в издательстве пять лет.
Вам понравилось?
Работа была очень интересной. Я не брал интервью, но ходил на пресс-конференции, кофе-брейки, заводил связи. Образование позволяло общаться не только с руководителями компаний, но и с мэрами, губернаторами. Потом с партнерами мы решили открыть собственный журнал YOUAREMODEL. Он не имел отношения к украинским моделям, потому что «youare» — это сленговая аббревиатура от «you are» — «ты есть», то есть «ты — модель». Этот журнал издается с 2013 года до сих пор. Сегодня у нас десять журналов, все в электронном формате — бережём лес.
Как вы думаете, что такое «журналистская миссия»?
Знаешь, каждый человек должен заниматься тем, что ему по душе. Мне очень нравится журналистика, работать в паре с дизайнером, рассказывать своё видение макета и героев. Моя миссия — научить молодёжь свободно мыслить, поскольку наши журналы ориентированы на молодёжную аудиторию.
Свободно мыслить — не в смысле «мы против того или этого». Нет. Мы должны научить молодёжь соображать. Потому что, когда мы молоды, за нас всё решают взрослые, а когда переходим во взрослую жизнь, не все справляются с грузом ответственности. Благодаря нашим журналам читатели на примере биографий героев узнают, как те чего-то добились, как поступали в сложных ситуациях, как им помогло образование.
Часто можно услышать, что журналистика и сфера продаж похожи, и люди спокойно переходят из одной области в другую. Это так?
В принципе, это одно и то же, только разные формы подачи. В одном случае мы продаём текст, в другом — картинку или желание. Задача журналиста — показать человека немножко не таким, за кого он себя выдаёт. У каждого есть своя маска: мы хотим быть крутыми, успешными, суперпорядочными. А в реальной жизни мы простые, добрые, искренние.
Задача журналиста — вывести человека на чистую воду, чтобы он рассказал, какой он есть. Например, я считаю высшим пилотажем, когда на интервью мои герои начинают либо искренне смеяться, либо плакать. Это значит, я создал так называемые эмоциональные качели. Плакали, правда, немного, пару раз.
А смех… Даже когда я провожу видеоинтервью или прямые трансляции, всегда стараюсь шутить. Чтобы было весело, чтобы цепляло аудиторию.
Поделитесь таким случаем.
Буквально на прошлой неделе у нас была большая конференция на 150 человек в Московском государственном университете спорта и туризма. Я был одним из спикеров, сидел в президиуме, выступал последним. Вышел и просто включил журналиста-телевизионщика — стал вести шоу, общаться с аудиторией. Все как-то оживились, всем стало сразу интересно. Ребята потом подходили, благодарили, что из обычной конференции получилось нечто похожее на ток-шоу.
А как вы впервые попали на ток-шоу?
Первое ток-шоу в моей жизни состоялось не совсем по моему желанию. Я много лет дружу с Андреем Малаховым. Поскольку мы с ним и коллеги, и земляки, он пригласил меня на программу лет 15 назад. Говорит: приходи, сядешь в третий ряд, посмотришь, как работаем в прямом эфире. Я согласился. И в прямом эфире Андрей подходит с микрофоном: «У нас в студии присутствует эксперт Вячеслав Отс, что вы скажете по этому поводу?» А я и сказать-то не знаю что. У меня вырвалась фраза: «Да, это так». Друзья потом долго меня подкалывали: «Слава, да, это так!»
Потом я поднабрался смелости, потому что работать на камеру, тем более в прямом эфире, нужно иметь некий стержень. Не зажиматься, быть правильным, следить за позой и в то же время быть простым, понятным, иногда строгим. Таким вы могли меня видеть на телеканале «Россия-1» в программах Андрея Малахова. А на своих интервью я максимально добрый, весёлый, приколист.
Как считаете, что самое сложное в работе журналиста?
Самое сложное — разговорить человека. Было интервью, когда я и вопросы сам задавал, и тут же готовил ответы за своего оппонента, и включал комментарии, и работал сразу на несколько камер. Потому что ответы у собеседника были односложные, а прямой эфир надо было спасать. В общем, сам танцую, сам пою, сам билеты продаю.
Часто приходится работать за двоих на интервью?
Нет. Если я общаюсь с людьми намного опытнее меня в управлении или профессионалами в своём деле, то они готовы рассказывать взахлёб. Приходится управлять процессом: тормозить, направлять в нужное русло, специально сбивать и перебивать. Кстати, научиться перебивать было очень сложно, потому что я, во-первых, офицер запаса, а во-вторых, человек образованный, интеллигентный и очень тактичный. Всегда давал оппоненту возможность высказаться, а в журналистике такое не работает. Там надо уметь перебивать человека, не оскорбляя его, перепрыгивать с одной темы на другую, чтобы он не смог сориентироваться, и таким образом вывести на эмоции. Иногда я задаю вопрос, получаю ответ и, не дослушав до конца, тут же задаю новый, уточняющий или более углублённый вопрос.
Достаточно ли, чтобы стать журналистом, просто получить соответствующий диплом или нужно ещё что?
Знаешь, я никогда не учился на журналиста. В школе русский язык был, по-моему, на четвёрку, литература — на пятёрку, но я мухлевал: если нужно было рассказать о книгах, которые мы прочитали за лето, то за выходные смотрел фильмы и пересказывал историю своими словами. А когда задавали учить стихи, я писал их сам, говорил, что на эту тему у меня есть собственное стихотворение. После этого мне стали предлагать делать школьные стенгазеты. Я любил заниматься оформлением, плюс первые два года учёбы в средней школе параллельно занимался в художественной. Поэтому навыки оформления стенгазет переросли в журналистику и совместную работу с дизайнером.
Я считаю, что «на журналиста» нельзя выучиться. Мы можем изучить бесконечно богатый русский язык, но люди тебя будут понимать, только когда ты будешь говорить искренне, от души. Журналистика — скорее призвание человека любознательного… любознательного до неприличия. Иногда требуется поковыряться в старых грехах, найти скелеты в шкафу. Задача журналиста — быть максимально болтливым, но и внимательным. А ещё если нет харизмы, если нет умения держать аудиторию или заинтересовать собеседника, ничего не получится.
То есть можно сказать, что вы отрицательно относитесь к тому, что те же блогеры начинают считать себя журналистами?
К блогерам я отношусь по-разному, потому что есть разные блогеры с разными установками. Например, я абсолютно против использования в эфире мата. Владимир Владимирович Путин недавно на конференции на Валдае сказал, что мат — неотъемлемая часть русского языка, но мы с ней боремся. Думаю, с этим не надо бороться, просто всё должно быть к месту. Если дома на кухне или с друзьями мы можем использовать производные от основных ругательных слов, то блогеры, которые делают это, зная, что их снимают и это будет в интернете, на телевидении, абсолютно неправы, потому что их слушают и смотрят дети.
Ещё я не люблю, когда рекламщики перевирают слова. Дети всё это впитывают, запоминают, и начинаются проблемы с русским языком в школе. К примеру, недавно вышел фильм с Михаилом Галустяном «Жыыызнь», где «жи» было через «ы», да ещё три «ж» написано. Может быть, это и прикольно, но… Реклама яркая, броская, дети смотрят, и у них потом возникает вопрос: а всё-таки «жи-ши» с «и» или «ы». И таких примеров множество.
Как тогда вы в целом относитесь к цензуре в эфирах?
Когда в программах «запикивают» то, что запрещено законом, — это не относится к цензуре, это относится к морально-этическим нормам. Нельзя упоминать запрещённые в России социальные сети, или обязательно каждый раз, когда ты их назвал, надо делать ремарку, говорить, что она запрещена. Ну зачем? Русский язык богатый, можно и вовсе не упоминать этого.
Часто бывают случаи, что на интервью просят не трогать какую-либо тему или что-то вырезать?
В текстовых интервью — нет, а вот в эфире такое бывает, когда мы не можем героя называть, например, девушкой лёгкого поведения, хотя она таковой и является. Редакторы перед программой говорят: «Слав, мы не можем её так называть».
Хорошо, мы говорим «гулящая», «подруга с низкой социальной ответственностью».
Бывают, конечно же, проколы. Помню, сделал большую ошибку, обратившись к Эвелине Блёнданс на всю страну: «Где мозги-то, мадам?» Она очень обиделась. Извинился, конечно. Не прав был.
У вас много журналов сейчас. Как удаётся выпускать такие разноплановые издания?
У нас девять журналов, в каждом есть ведущий журналист, который владеет данной тематикой. Бывает, что один работает с двумя или тремя журналами. Наполнением социальных сетей и сайта занимаются менеджеры.
Моя задача — общее руководство, соблюдение законодательства, авторских прав. У корабля должен быть капитан. Если капитан знает, куда ему нужно приплыть, он приплывёт.
Должен ли журналист разбираться в том, о чём он пишет, и любить это?
Что касается любви или нелюбви к работе… Вообще слово «работа» от слова «раб». И если она не приносит удовольствия, то зачем она нужна? Это будет постоянное раздражение, перманентный дискомфорт.
Конечно, бывает, журналисту нужна зарплата, и он работает. Но это как артист на сцене. Какие бы перья на себя ты ни нацепил, если нет искренности или какого-то послания для слушателей, тебя не будут слушать, не будут заказывать, не будут читать. Поэтому многие журналы сегодня, несмотря на интересную тематику, закрываются. У них нет просмотров, нет собственной аудитории.
Хотя гнаться только за подписчиками тоже не стоит. Это абсолютно не показатель. К примеру, у нас в журнале «Тренер» подписчиков порядка 13 тысяч человек. А если смотреть по таргетингу службы ВК, у нас до 250 тысяч просмотров ежемесячно. И по другим журналам тоже: подписчиков по минимуму, а просмотров 10, 20, 30, 40 тысяч в месяц. Я считаю, что для электронных журналов это хорошая цифра.
Как вы считаете, насколько сильно журналистика влияет на восприятие мира людьми? Насколько сильно она может задавать то или иное направление?
Она не может, она задаёт направление! Задача журналиста — излагать факты. Что такое журнал? Это просто список событий, правильно? И задача журналиста — изложить какие-то факты и дать читателю возможность принять решение, основываясь на прочитанном. Я не люблю, когда на тебя воздействуют с точки зрения музыкального сопровождения либо подачи, и говорят: «Ну вы посмотрите на этого, ишь какой!» — это уже манипуляция.
Ловите, контролируйте. Задача журналиста — обозначить проблему, но никак не влиять на неё. Приятно, когда журналисты добиваются правды путём расследования, привлечения внимания. Да, это, несомненно, хорошо, но опять-таки… Задача журналистов — подсветить, но не обозначить свою позицию. Поэтому есть любимые журналисты, которые абсолютно нейтрально о чём-то рассказывают, есть нелюбимые.
Как вы относитесь к тому, что СМИ делают материалы на заказ?
Работа такая. Если это совпадает с моей точкой зрения, я подключаюсь. Если не совпадает, спокойно к этому отношусь. А откровенной чернухой и заказными материалами мы никогда не занимались. И потом, ну что такое материал на заказ? Вот идёшь ты в кино и потом пишешь рецензию на фильм. Она может быть, как хорошей, так и плохой. Или своим друзьям рассказываешь, говоришь, что фильм плохой. А твои знакомые пошли и говорят: ну как плохой-то, интересные моменты были. Абсолютно разные точки зрения и восприятие. Кто-то любит кофе, кто-то — чай, кто-то — пельмени, а кто-то — спагетти. Поэтому мнение журналиста может понравиться, может не понравиться. Другой вопрос, искренне ты это рассказываешь или же тебе за это деньги заплатили. Это уже на твоей совести.
Сейчас набирает популярность искусственный интеллект. Сможет ли он в будущем заменить журналистов?
То, что касается рутинной работы — написать новость о том, что в «Шоколаднице» на проспекте Мира сидят люди, пьют кофе, о чём-то разговаривают — да. А если рассказать о том, что вот эти мужики сидят в пустом зале, в уголке, и к ним даже официантка не подходит. Что это? Разборки идут, кто-то кого-то воспитывает? Нет, вы посмотрите, люди-то странные. Эти постарше, эти помладше. Так, назревает конфликт, ждём бойню. Это может придумать только человек. Но если будут талантливые программисты, которые смогут создать или, грубо говоря, сымитировать эмоции, тогда будет интересно. Ведь кто такой человек? Человек — это компьютер с эмоциями.
Мы, в принципе, редко придумываем что-то новое, иногда получается, да, появляются гении, но зачастую мы повторяем то, что уже было, просто вносим свои эмоции. То же самое и с искусственным интеллектом. Написать текст? Разбить его по пунктам? Не вопрос. Сделать научный доклад с привлечением источников информации? Раз плюнуть. Сделать пародию на чей-то стиль? Написать стихи, как у Пушкина, что сейчас уже тоже делают? Без проблем. Но будет ли это обладать таким глубоким смыслом? Когда-то, может быть, когда процессоры будут ещё быстрее, чем сейчас — скорее всего, да.
Хорошо это или нет?
Искусственный интеллект только-только появляется и начинает писать статьи. Это вызывает дикий интерес, это здорово, это супер. Хотя кто-то из нас, возможно, потеряет работу, но в целом программисты до конца не заменят журналистов, не хотелось бы.
При массовом использовании ИИ наступит насыщение. Пока мы понимаем, где живой человек, это хорошо. А когда мы перестанем понимать, и искусственного интеллекта будет очень много, он надоест. То же самое происходит на потребительском рынке. Можно пойти в любой сетевой магазин и купить набор посуды, потратив 3-4 тысячи рублей. У тебя будет полный комплект. А можно пойти на барахолку, и у тебя 3-4 тысячи рублей уйдут только на одну тарелку, которой 80 лет, которую расписывали вручную. И каждый, приходя к тебе в гости, будет говорить: вау, какая классная тарелка. Потому что она одна. Так и в журналистике. Есть статьи, которые вызывают эмоции, и они штучный товар, а есть ещё куча других материалов, которые могут быть на данную тему, но, когда читаешь, становится жутко скучно. Пример тому — статьи в ДЗЕНе: ни выводов, ни фактов, одно переливание из пустого в порожнее.
Многие ли смогут адаптироваться?
Кого-то сократят, кто-то выдержит, но всё равно человеческий труд будет цениться. Сейчас, например, в магазинах хендмейд-товары в разы дороже, чем промышленные.
Считаете ли вы себя примером для подражания?
Нет (смеётся).
Почему?
Я слишком человечен для этого. Я подвержен всем порокам и всему тому, что нас окружает.
На какой вопрос вам хотелось бы ответить, но вам его никогда не задавали?
Мне никогда такой вопрос не задавали, я же каждый раз задаю его на интервью. Возможно, надо спросить себя: счастлив ли я? Иногда. И могу сказать, что счастье… оно сиюминутно. В одном моменте я собой доволен, всё сделал, я счастлив. В другом, бывает, что ты сидишь один, или, допустим, уехал от родственников, или со всеми домашними разругался, сидишь просто в парке, думаешь: «Ну, вот что за…». Назвать одиночество счастьем невозможно, да и куча народу рядом напрягает… Поэтому, наверное, я оставлю этот вопрос подвешенным.
Какая у вас мечта?
Возглавить Министерство культуры Российской Федерации (снова смеётся).
Что бы первым делом сделали?
Отменил бы половину прокатных удостоверений к фильмам, которые у нас снимаются. Особенно те, что за бюджетные деньги и тяп-ляп. А ещё обратил бы внимание на артистов, которые за государственные деньги с большим гонораром выступают, я считаю — это неправильно. Я сторонник римского отношения к артистам, когда это просто профессия — это просто работа. Не должно быть бешеных гонораров и не должно быть фонограмм. Выступление под фонограмму — это… как безалкогольное пиво или резиновая женщина. Это неинтересно.
Большое спасибо за интервью!
Спасибо тебе, что позвал. Всем читателям большой привет. От всей команды выражаем огромную признательность гостю, что смог выделить время для беседы!
Беседовал: Владислав Хищенко (Голос города)
Короткая справка
Вячеслав Отс — российский журналист, медиаэксперт и издатель, известный своей работой в молодёжных и развлекательных СМИ. Его деятельность оказывает влияние на молодёжь через образовательные и медийные проекты, а также через участие в общественных дискуссиях.Начал карьеру в издательском бизнесе в 2003 году и сейчас управляет десятью электронными изданиями. Участвует в телевизионных проектах Андрея Малахова на «Россия-1» в качестве эксперта и ведущим собственных интервью в журнале «Тренер». Имеет авиационно-инженерное образование, а также окончил Высшую школу корпоративного управления (MBA) в РАНХиГС.
Считает, что журналистика — это не просто профессия, а миссия, направленная на развитие критического мышления у молодёжи. Его журналы ориентированы на молодежную аудиторию и рассказывают о достижениях людей, мотивируя читателей на саморазвитие. Использует формат эмоциональных интервью, чтобы раскрывать личности героев и вдохновлять молодёжь на активную жизненную позицию.
Проводит Вячеслав и мастер-классы, организовывает конференции, превращая их в интерактивные шоу, что делает обучение более увлекательным. В каждом своём выступлении подчёркивает важность образования и призывает молодёжь мыслить обширно, а не просто следовать шаблонам. Активно общается с представителями власти (губернаторами, мэрами, депутатами), что позволяет ему продвигать молодёжные инициативы на высоком уровне используя свой опыт работы в федеральных политических СМИ.
Поддерживает диалог между поколениями, помогая молодым людям находить своё место в обществе. Вячеслав Отс сочетает медийную деятельность с образовательной, создавая площадки для самореализации молодёжи. Его подход — это не просто информирование, а вовлечение аудитории в процесс осмысленного развития. Благодаря его проектам молодые люди учатся анализировать, ставить цели и достигать их, что делает его значимой фигурой в современной российской медиасреде.
Больше на
Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.

