Сергей Введенский

«Бокс — это шахматы, только решение нужно принимать за доли секунды»


Сергей, вы отмечали, что предрасположенность к физической активности вам досталась от отца. Какое место спорт занимал в его жизни?

Да, действительно, предрасположенность к спорту мне досталась по наследству. Для отца спорт — это всё. Так было раньше и есть сейчас. Он увлекался тяжёлой атлетикой, гиревым спортом, профессионально занимался кикбоксингом, каратэ, ну и, конечно же, почти всеми игровыми видами спорта.

Какими впечатлениями вы можете поделиться от различных видов спорта, которыми занимались в школьные и студенческие годы?

Спорта в моей жизни было достаточно много. Есть такое понятие, как разносторонне развитый человек. Считаю, что в спорте это также важно. Овладевая новыми навыками, я становился в некотором смысле богаче как спортсмен и оснащал мозг нестандартными подходами, которые мог применять в различных видах спорта. Никогда не сравнивал разные виды спорта, пытался в каждом увидеть свою изюминку, и каждый вид спорта был для меня интересен по-своему.

Многие приходят в бокс, вдохновившись боями своих кумиров, на которых хотят быть похожими. А что вас привело на ринг?

Мой интерес к боксу, как ни странно, возник по другим причинам. Это был не кумир, как у многих. Когда мне было шесть лет, отец работал в школе бокса и взял меня с собой на сборы. Тогда у меня ещё не было никакого боевого опыта, но я всё-таки решил попробовать себя на ринге. Буквально за две минуты достаточно много наполучал и по корпусу, и в голову, даже успел поплакать. (Смеётся.) Из уважения ко мне рефери поднял нам обоим руки, объявил боевую ничью. Тем не менее, это послужило для меня неким уроком. Я сделал для себя выводы, что парни такого же возраста, как я, обладают большей физической подготовкой, какими-то навыками, умениями в боксе, ну и у меня появилось желание выглядеть достойно на их фоне. Именно с этого началась моя карьера в боксе.

Удавалось ли кому-либо из соперников вывести вас из себя во время поединка?

С психологической подготовкой на ринге у меня всегда было всё в порядке. Возможно, из-за какой-то уверенности в себе или установки тренера быть хладнокровным на ринге. Или потому, что у меня мама психолог. Мне с ранних лет было интересно разбираться в людях, их поступках, может, именно поэтому я сейчас учусь в аспирантуре на факультете психологии МГУ. Но прецеденты всё же были, как правило, связанные с неспортивным поведением оппонента или регулярными нарушениями правил с его стороны.

Что, на ваш взгляд, важнее в боксе: сила, скорость или стратегия?

Наверное, лучший ответ на этот вопрос — в боксе важно всё. Многие недооценивают этот вид спорта, сравнивая его с обычной дракой на кулаках, только в перчатках. Я бы сказал, что бокс — это шахматы, только решение нужно принимать за доли секунды. Сила, скорость, стратегия — эти инструменты в бою почти не работают друг без друга. Я считаю, намного важнее, чтобы каждое из этих качеств сопровождалось хладнокровностью, сосредоточенностью. Тогда успех будет обеспечен.

Вы часто пропускали занятия в школе из-за спортивных соревнований?

Не знаю, как сейчас, но в 2014 году, когда я оканчивал школу, тема школьных соревнований была продумана с учётом учебного расписания, в основном соревнования проводились во второй половине дня или в выходные, но приходилось и пропускать некоторые уроки из-за обычного желания поиграть во что-то в спортзале.

Означало ли поступление в Училище олимпийского резерва то, что вы на тот момент твёрдо решили связать свою дальнейшую жизнь со спортом?

Тут стоит отметить то, что я поступил одновременно в два образовательных учреждения. В 2014 году, получив аттестат о среднем общем образовании, я поступил в Училище олимпийского резерва № 3 Московской области, город Химки и Московский педагогический государственный университет. Это были примерно схожие специальности: в училище — педагог по физической культуре и спорту, в университете — направление подготовки по профилю «физическая культура». Такое совмещение, наверное, связано больше с тем, что всё-таки в вузе это было именно педагогическое образование, а в училище, не смотря на то, что в последующем я бы стал педагогом, больше внимания уделялось именно спортивной подготовке. Кроме того, была возможность, были тренеры, интерес к этому, время, так что решил не упускать шанс и поступить в два образовательных учреждения.

Что вас привело к педагогической деятельности? Изменилось ли отношение к профессии преподавателя физкультуры после обучения в училище и МГПУ?

При поступлении в университет я рассматривал два варианта: либо математический факультет, либо институт физической культуры, спорта и здоровья, реорганизовавшийся на тот момент из факультета физической культуры. Несмотря на интерес к спорту и регулярным тренировкам, мне ещё в школьные годы математический склад ума помогал осваивать такие предметы, как математика и геометрия. Я как раз тогда окончил гимназию по профилю «физмат». Мама при этом видела меня учителем математики и всячески подталкивала к тому, чтобы я сделал выбор именно в пользу этого предмета, но всё-таки любовь к физкультуре, спорту сделала своё.

На мой выбор в сторону педагогического образования повлияли два значимых человека. Один из них — учитель физкультуры в школе Дмитрий Владимирович Зайцев, нынешний директор школы. Когда я был в девятом классе, он пришёл также с педагогическим образованием и сказал, что через несколько лет станет директором, так и вышло. У отца первое высшее образование также было педагогическое в области физической культуры. Он работал сначала обычным учителем физкультуры, а сейчас директор одной из лучших спортивных школ олимпийского резерва по боксу.

Поступив и отучившись, я нисколько не пожалел о своём выборе. Действительно, педагогическое образование в сфере физической культуры только приумножило моё желание преподавать и делиться опытом.

Вы учитесь в аспирантуре МГУ на факультете общей педагогики и психологии. Вы занялись изучением психологии для собственного развития или исходя из того, что это важный аспект спортивной деятельности?

Как упоминал ранее, мне всегда было интересно разбираться в людях. И я сейчас говорю не про национальность, пол и прочее, а именно про психологию поведения, как и почему человек ведёт себя в той или иной ситуации именно так, с чем это связано. Но у меня никогда не было цели стать именно психологом. Я всегда видел для себя психологию, как составляющую всего, чем я занимаюсь, как в жизни, так и в профессиональной деятельности. В спорте мне это очень помогало, особенно на ринге, сейчас на позиции заместителя директора по социально-воспитательной работе — тем более. И как будущему управленцу тоже будет полезно, ведь любой хороший руководитель, я считаю, это в первую очередь психолог.

У вас был опыт работы в школе олимпийского резерва в качестве ассистента тренера по общей физической подготовке сборной Московской области по боксу.

Тогда я впервые столкнулся с педагогической практикой. Это была уникальная возможность совмещать обучение, наблюдая за методиками, подходами тренера к физподготовке спортсменов, и практику, оттачивая наработанные навыки.

Наверное, самым сложным было правильно преподнести то или иное упражнение, ведь одной из главных задач, которая стоит перед любым тренером по ОФП, является не только показать, научить, как выполнять то или иное упражнение, но и объяснить, для чего это и чем оно может быть полезно.

Вы преподаете элективные курсы по физической культуре. Какие методики, подстегивающие интерес студентов к занятиям физкультурой, вы используете в своей деятельности?

Я преподаю в институте на кафедре адаптологии и спортивной подготовки. Если говорить о механизме мотивации студентов к занятиям физкультурой, то тут университет сделал всё за меня. В любом высшем учебном заведении в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего образования есть предмет «физическая культура». В МГПУ физкультура проходит в формате элективных дисциплин. Студент имеет возможность выбирать тот вид физической активности, который ему интересен, и заниматься любым видом спорта в течение первых трёх курсов обучения. Их более двадцати видов, поэтому ребята в большинстве своём приходят уже заинтересованные в этих занятиях.

Какими, по вашему мнению, должны быть занятия физической культурой в учебных заведениях?

К сожалению, проблема отношения к физической культуре, как в школах, так и университетах, очень актуальна. Многие относятся к этому предмету как к обычному времяпрепровождению, чтобы отдохнуть от основных уроков или дисциплин, просто поиграть. Но ведь в первую очередь физическая культура — это культура, часть общей человеческой культуры, культура сохранения и укрепления здоровья именно в процессе осознанной двигательной активности. Именно поэтому я считаю, что занятия по физической культуре должны быть в первую очередь современными, с использованием новых подходов и технологий, и, во-вторых, адаптированными, так как в большинстве случаях в одной группе находятся ребята с разной физической подготовкой и предрасположенностью к спорту.

Вы неоднократно получали гранты на реализацию спортивных проектов. Как думаете, за счёт чего вам удавалось привлечь внимание к своим идеям?

Любой проект направлен на решение какой-либо проблемы. Правильно подобранный механизм решения этих проблем, поэтапно продуманный план — это залог успеха проекта. Следуя этим принципам, наверное, мне удавалось создать какой-то уникальный продукт, в котором грантодатели видели социально-значимую выгоду. Также стоит сказать о выстраивании сотрудничества с заинтересованными организациями, всё-таки партнеры — это тоже важнейшая составляющая любого масштабного проекта.

В чём заключался проект, который вы разрабатывали совместно с Российским союзом боевых искусств и Национальным советом айкидо России. Как получение гранта повлияло на его реализацию?

Я, наверное, сразу расскажу про два проекта, которые реализовывал в рамках грантовой поддержки. В 2020, 2021 годах это были Московские открытые студенческие игры боевых искусств и в 2021, 2022 годах — Московский открытый студенческий форум айкидо. Оба проекта — комплексные спортивные события. Они были направлены на развитие доступности спорта для молодежи Москвы и Московской области, а также повышение престижа здорового образа жизни через боевые искусства.

Оба проекта состояли из трех этапов. Первый этап — научно-методический форум, на который были приглашены региональные делегаты. В рамках форума обсуждались задачи, стоящие перед спортивным сообществом именно в сфере боевых искусств. Второй этап — соревновательная часть, в которой принимали участие ведущие спортивные клубы, федерации Москвы и спортсмены. Третья часть — выездная спортивно-образовательная школа. В основном она была организована для студентов, которым интересны боевые искусства.

Благодаря грантовой поддержке оба мероприятия стали достаточно яркими событиями в сфере боевых искусств. На одной площадке удалось собрать представителей различных видов боевых искусств, как начинающих спортсменов, так и руководителей федераций. Московские открытые студенческие игры охватывали множество боевых искусств, второй проект, что из названия уже понятно, был в первую очередь направлен на айкидо.

Сергей, каким советом вы хотели бы поделиться с молодыми ребятами, увлекающимися спортом?

В любом спорте есть конкуренция. Конкуренция по-разному оказывает влияние на человека. Одних она мотивирует, являясь мощным драйвером для совершенствования, других подавляет, показывая, что ты слабее, чем кто-то. Поэтому, наверное, совет такой: ставя перед собой любые цели в физическом развитии, помните: не обязательно быть лучше всех — достаточно самому быть лучше, чем вчера.

Добавить комментарий