Сергей Смирнов

«Тренер и его спортсмен — главные люди в спортивной школе. Если не будет их, то не будет и самой организации, а значит, и директор с его администрацией будут никому не нужны»


Сергей Николаевич, в детстве во внеурочное время вы занимались лёгкой атлетикой и лыжами под руководством учителя физкультуры Леонида Алексеевича Веселова. Что для вас означали эти тренировки?

Для десятилетнего мальчишки эти тренировки были неотъемлемой частью жизни, потому что в поселке Кадый Костромской области, где я родился и вырос, школьный спортивный зал и территория вокруг него были единственными местами, где мы, мальчишки, собирались ежедневно. Если смотреть глазами 50-летнего мужчины, то явно понимаю, что именно там формировались моя личность и мой характер.

В июне этого года будет ровно 10 лет как вы встали у руля спортивной организации. Для вас это время быстро пролетело?

Очень быстро! Время всегда летит, когда ты чем-то занят и увлечен. А у руководителя спортивной организации даже в режиме 24 на 7 времени всё равно не хватает.

Вы часто публично озвучиваете мысль, что директор и администрация — это не административный, а обслуживающий персонал учреждения и тренировочного процесса. Что, по вашему мнению, должен делать руководитель спортивной организации, чтобы тренеры и спортсмены чувствовали себя комфортно?

Тренер и его спортсмен — главные люди в спортивной школе. Если не будет их, то не будет и самой организации, а значит, и директор с его администрацией будут никому не нужны. Отвечая на вопрос, что должен делать руководитель, я приведу следующий пример, который не имеет отношения к спорту, но объясняет суть любого образовательного, воспитательного и тренировочного процессов. Если в трёхлитровую банку с солёным раствором поместить огурец, то через некоторое время огурец тоже станет солёным. Если раствор будет сладким, то, соответственно, и огурец будет сладким. Поэтому главная задача руководителя — создать в учреждении такую среду, которая позволит воспитать человека и спортсмена, отвечающего требованиям, необходимым для достижения поставленных перед ним целей. А среда в спортивной школе — это, прежде всего, взаимоотношения людей, их мировоззрение, традиции, ценности, отношение к делу. Это дисциплина и порядок, это исправное оборудование и инвентарь, даже цвет стен и раздевалок — это тоже среда. Убеждён, что даже работа уборщиц оказывает влияние на воспитание спортсмена.

Получается, деталями работы тренеров вы не интересуетесь?

Создать качественную тренировочную, образовательную и воспитательную среду невозможно, не зная деталей работы тренера как главного воспитателя будущего чемпиона. Поэтому я не просто интересуюсь, а увлечён их деятельностью. Но не вмешиваюсь в тренировочный процесс и, считая своих тренеров специалистами, даю возможность им проявить своё, присущее только им творческое начало и мастерство в рамках тех нормативных требований, которые установлены в нашей спортивной школе. Мои советы в части тренировочного процесса носят рекомендательный и ненавязчивый характер, а требования в части выполнения норм и требований безопасности — обязательный.

В вашей школе 11 из 16 тренеров-преподавателей по спортивной гимнастике моложе 35 лет. Какой бэкграунд вы ожидаете увидеть у молодого наставника, которого принимаете на работу в СШ № 1?

Я скажу больше: 15 из 16 тренеров-преподавателей — выпускники нашей спортивной школы. Дело в том, что в ходе тренировочного процесса особое внимание уделяется не только подготовке спортсмена, но и подготовке будущего тренера, который затем изъявит желание продолжать созданные в школе традиции. Наставником для всех без исключения тренеров является старший тренер Павел Анатольевич Цветков. У него пятеро детей, четверо из которых являются мастерами спорта России по спортивной гимнастике и продолжают тренерскую деятельность в нашей спортивной школе. Сейчас ещё два выпускника проходят целевое обучение в вузах и два — в СУЗе физкультурно-спортивной направленности и в скором времени пополнят ряды тренерского состава. Мы убедились, что кадры для школы мы должны готовить сами, и насколько качественно мы это будем делать, настолько можно прогнозировать дальнейшее развитие нашей организации. Поэтому, принимая на работу наших выпускников в качестве тренера, я убежден, что это люди, влюбленные в спортивную гимнастику, что, на мой взгляд, главное в выборе профессии тренера. И они будут преумножать тот опыт, который получили в стенах родной спортивной школы, будучи ещё спортсменами.

А по каким критериям, на ваш взгляд, корректно оценивать результаты работы директора?

Главный критерий работы любой спортивной школы, в том числе и директора, — это её выпускники! Выпускник — это результат работы всего коллектива. И насколько качественно работает коллектив, настолько больше выпускников, которые пожелают остаться в спорте. Причём важно понимать, что даже если этот выпускник не вошёл в состав сборной страны или не стал мастером спорта, но продолжает хотя бы на уровне инструктора развивать избранный вид спорта, его вклад в этот спорт бесценен.

Тренеры очень много времени проводят со спортсменами, вкладывают в них частичку своей души, поэтому нередко говорят, что они становятся для спортсменов вторыми родителями. А насколько директор спортивного учреждения должен быть приближен к ученикам? Многих ли воспитанников школы, например, вы знаете по именам?

Традиционно складывается так, как и в любой спортивной или образовательной организации, что степень приближённости директора к ученикам определяется отношением учеников к тому, для чего они пришли в спортивный зал. Директор для ученика всегда был и будет последней инстанцией. Так и в нашей школе. Для воспитанника похвала и рукопожатие за результаты, показанные спортсменом — большая заслуга, а воспитательная беседа за проступки — крайняя мера воздействия. (Улыбается.) Спортсменов, начиная с третьего года обучения, знаю не только по именам, но и по их успехам в тренировочном процессе. А спортсмены этапа совершенствования спортивного мастерства являются моими регулярными собеседниками на различные темы.

Своим ученикам вы вручаете ленты спортивного мастерства «Путь чемпиона» с размещёнными на ней напутствиями юному спортсмену. Насколько серьёзно сами атлеты относятся к такому сувениру-напутствию?

Идея вручения таких лент родилась в стенах нашей школы. Я был приятно удивлен и испытал искреннюю радость, когда после первой церемонии «Посвящения в гимнасты» ко мне подошли старшие спортсмены и спросили о возможности вручения таких лент и им. Что и было сделано только в рамках церемонии подведения итогов тренировочного сезона. Сейчас в уголке достижений каждого спортсмена нашей школы есть лента спортивного мастерства «Путь чемпиона». И если самые маленькие спортсмены и их родители воспринимают эту ленту как первую награду, полученную в стенах спортивной школы, как сувенир и символ, то тренеры используют её как наглядное методическое пособие для освоения Единой всероссийской спортивной классификации маленькими детьми и средство мотивации, акцентируя внимание на трудолюбии во время занятий с целью получения очередного знака для размещения его на ленте. Дело в том, что ребёнок значительно легче усваивает любую информацию, даже сложную для запоминания, если её представить в простой и понятной для него форме. А закрепление разрядных знаков на ленте позволяет ребёнку, как бы играючи, коллекционировать заработанные знаки и визуально двигаться по заданному пути и видеть своё место относительно главной цели — медали Олимпийских игр.

Ваш сувенир-напутствие, как я понимаю, символизирует путь от новичка до олимпийца. Говорит ли это о том, что вы находите Олимпиаду лучшей мотивацией для спортсмена?

Я скажу очень осторожно, это моё личное мнение, может и неправильное, что у человека выиграть в лотерее «Столото» шансов больше, чем стать олимпийским чемпионом. Именно в этом и заключается ценность этого титула — быть лучшим на планете. Но шанс есть у каждого! Цель должна быть амбициозной! А вот насколько каждый из нас приблизится к этой заветной цели, зависит во многом от наших задатков, трудолюбия, настойчивости, различных факторов и условий и даже, как в лотерее, везения. Однажды у меня состоялась беседа с Владимиром Федоровичем Соповым, кандидатом психологических наук, доцентом, академиком МАПН, президентом межрегиональной общественной организации «Сообщество психологов спорта и физической культуры», членом редколлегии журнала «Спортивный психолог», членом профессиональной психотерапевтической лиги, имеющим огромный опыт работы психологом с 1975 в создаваемых им Центрах психологической подготовки спортсменов (ф\к «Кайрат», с х/к «Медео», ЦСК ВВС, х/к «Лада», х/к «Динамо») и в составе комплексных научных групп в сборных командах СССР, России и стран СНГ по гребле на байдарках и каноэ, лёгкой атлетике, плаванию, стрельбе, хоккею, баскетболу, фристайлу, фигурному катанию, керлингу, биатлону, современному пятиборью, вольной борьбе, карате, теннису, шахматам, фехтованию, скалолазанию, практической стрельбе, авто-мотоспорту, вертолётному спорту, парашютному и др. видам спорта. Запомнилась его позиция по подготовке членов сборных команд России, он убежден, что если перед спортсменом ставить цель стать мастером спорта, то он станет только мастером спорта, если же воспитываешь олимпийского чемпиона нужно с малых лет ставить цель стать олимпийским чемпионом. Он может и не станет олимпийским чемпионом, но мастером спорта станет обязательно! Именно поэтому на нашей ленте завершает иерархическую цепочку спортивных разрядов и званий именно амбициозная цель — достижение в виде образа медали Олимпийский игр (для неолимпийских видов спорта — медаль чемпионата мира).

Расскажите, как выглядит процесс производства лент, в котором вам помогает вся ваша семья? Какое оборудование для этой задачи пришлось приобрести?

Исключительные права на производство этих лент принадлежат нашей семье. Моя супруга является индивидуальным предпринимателем, было принято решение запатентовать эту идею и зарегистрировать товарный знак, в настоящее время этот проект проходит масштабирование по всей стране. Супруга занимается производством, я — изучением и сбором материала для дальнейших исследований и изобретений, дочь оказывает помощь в продвижении. Процесс производства стандартный: при получении заказа дизайнер разрабатывает макет ленты с учетом пожеланий заказчика в зависимости от вида спорта, который проходит согласование с заказчиком и после его одобрения отдается в производство. Для производства был приобретен стандартный комплект оборудования для термотрансферной печати. По своей сути, каждая лента это индивидуальная ручная работа.

В 2021 году ваша школа победила в номинации «Лучшее учреждение физической культуры и спорта города Кострома». Как вам кажется, что другим спортивным школам стоило бы перенять у вас?

Мне сложно ответить на этот вопрос, могу лишь рассказать, как я перенимаю опыт других спортивных школ. Для этого изучаю, что используют они и не применяется в нашей спортивной школе, затем создаю условия, изыскиваю ресурсы и внедряю у себя.

Какие предпосылки уже есть к тому, что в скором будущем ваше учреждение может стать школой олимпийского резерва? Отразится ли каким-либо образом изменение статуса вашей школы на спортсменах?

Я считаю, что наша спортивная организация в настоящий момент находится в стадии становления. Эта стадия характеризуется поиском и внедрением технологий и методик, позволяющих воспитывать спортсменов, которые будут составлять конкуренцию членам сборной команды страны. Анализ деятельности за последние десять лет позволяет говорить о том, что мы двигаемся в правильном направлении. Так, например, в 2016 году две спортсменки — Мария и Екатерина Цветковы — впервые в истории спортивной гимнастики, которая существует в городе с 1946 года, в составе сборной ЦФО становятся победителями чемпионата России. В 2020 году воспитанник спортивной школы № 1 Иван Сивков впервые в истории развития спортивной гимнастики в Костромской области становится чемпионом России по спортивной гимнастике в финале на отдельном виде многоборья (вольные упражнения). Ежегодно воспитанники спортивной школы становятся победителями и призёрами соревнований различного уровня. Команда Костромской области по спортивной гимнастике на протяжении последних семи лет — бронзовые призёры чемпионата ЦФО России по спортивной гимнастике, победители и призёры первенства ЦФО по спортивной гимнастике на отдельных снарядах (2019, 2020, 2022 г. г.), финалисты V летней Спартакиады молодежи (юниорская) России 2021 года 2-й этап. С 2013 года подготовлено 9 мастеров спорта по спортивной гимнастике.

Отвечая на вторую часть вопроса, могу сказать следующее: изменение статуса школы как школы олимпийского резерва подтвердит правильность наших усилий по созданию качественной тренировочной, образовательной и воспитательной среды, а спортсмены, помещённые в эту среду, будут настоящим олимпийским резервом страны.

На что школе в данный момент не хватает финансов?

Учитывая, что подготовка и воспитание спортсменов — процесс ресурсозатратный, легче ответить, на что сегодня хватает финансовых ресурсов. Это коммунальные услуги, заработная плата тренеров-преподавателей в размерах, утверждённых учредителем. Все остальное — частичное финансирование. При этом большая часть потребностей школы обеспечивается из внебюджетных источников за счёт сдачи объекта в аренду в свободное от тренировочного процесса время и предоставления платных услуг.

Сергей Николаевич, какими советами вы могли бы поделиться с подрастающим поколением спортсменов?

Главное помнить, что в любом деле нужно не просто трудиться, а пахать, понимать, что бесплатных завтраков не бывает. А ещё, что у победителей нужно учиться, а не завидовать им, только в этом случае можно самому стать победителем.

Добавить комментарий