Роман Рогов

«В детско-юношеском футболе процесс важнее результата»

У каждой истории есть своё начало. Как вы увлеклись спортом?

Моя история началась в 1998 году, тогда чемпионаты мира не транслировали по общественному телевидению. Друг семьи дал нам две кассеты, и в августе 98-го был мой первый просмотр футбольного матча Бразилия — Голландия 1:1, великолепный Роналдо и победа в серии пенальти, на второй кассете — финал ЧМ, Франция — Бразилия 3:0. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь, и вот уже 25 лет я отдаю всего себя спорту номер один.

В какой момент вы поняли, что вам подойдет профессия тренера?

После всех уровней детско-юношеского футбола в Москве последней командой в моей карьере футболиста был коллектив «Спортакадемклуб», эта команда относится к центральному спортивному институту. В тренерском штабе команды работали преподаватели, которые и направили меня в тренерство, увидев во мне задатки для данной профессии.

Наибольших достижений под вашим руководством удалось достичь ЧОУ ЦОС «Локомотив». Какие сильные стороны и особенные навыки игроков этой школы вы могли бы выделить?

Многое зависит от возраста футболистов. Могу выделить несколько важных качеств: игровое мышление, понимание футбола, интеллект … Футболист — это, в первую очередь, ум, а уже потом мышцы, и психология — стрессоустойчивость, характер, умение адекватно воспринимать успехи, неудачи и конструктивную критику.

Принимая участие в турнирах, проходивших в других странах, остались ли вы с игроками довольны уровнем подготовки и организации соревнований за рубежом?

С точки зрения организации европейские турниры ничем не отличаются от наших. Единственное, что можно отметить — это различные форматы соревнований для юных футболистов, а так же судейство, в Европе арбитр воспитывает и учит футболиста во время игрового процесса.

Трудно ли вам дается расставание с командой, которую вы тренировали? Привязываетесь ли вы эмоционально к игрокам или стараетесь этого не делать?

Самое трудное — расставаться с первой командой, которую ты набираешь и формируешь, это как первая любовь. Потом спокойнее относишься к переводам с одного возраста на другой, это рабочий процесс в любой академии или футбольной школе. Хорошо это или плохо — вот это уже отдельная тема, по которой можно долго дискутировать.

В 2022 году вы заняли должность тренера ФА «Родина». Как вы планируете выстраивать свой рабочий процесс?

Изначально необходимо познакомиться с ребятами, обозначить им требования современного футбола и моего тренировочного процесса, найти общие ценности и создать благоприятные условия для развития каждого игрока и команды в целом.

Какой стиль игры вы предпочитаете: атакующий, сбалансированный или оборонительный?

Многое зависит от игроков моей команды, их состояния, какой соперник, других дополнительных факторов. Если отталкиваться от идеального, то это атакующий стиль, с вертикальными передачами вперёд, агрессивным отбором мяча после потери с последующими быстрыми ответными атаками.

Что вы выберете: проиграть, но выдать сильный матч, или выиграть, но провести слабую игру?

В детско-юношеском футболе процесс важнее результата, так что я выберу «проиграть, но выдать сильный матч». Если же мы говорим про профессиональный футбол, тот тут во главу угла всегда ставится победа. Однако, если качество игры не будет улучшаться, поражения обязательно придут, так что необходимо постоянно совершенствовать качество показываемой игры на любом уровне.

Волнуетесь ли вы до или во время матча за своих игроков?

Напомню высказывание хорошего преподавателя и специалиста В. А. Визе «Небольшое волнение — это лёгкое вдохновение». Мы все — живые люди, тренер переживает за каждого игрока, за тот футбол, который они показывают, за игроков замены, которые могут получить мало игрового времени, за всё, что происходит на футбольном поле и за пределами. Это всё — зона ответственности тренера и, конечно, я буду переживать, потому что это моя жизнь.

Как преподаватель Центра подготовки детско-юношеских тренеров, скажите, каким должно быть мышление современного тренера, работающего с юными спортсменами?

В первую очередь, детско-юношеский тренер должен быть педагогом, психологом, в какой-то степени другом для юного спортсмена. Также тренер должен быть заинтересован в ежедневном развитии, стагнация — это синоним регресса. Кроме того, он должен обладать таким качеством как жертвенность, отдавать всего себя профессии тренера.

Тренер должен изучать спортивную психологию? Преподаете ли вы её в каком-то объёме другим наставникам или это не входит в вашу программу обучения?

Психология — это ключ к игроку, к процессам внутри команды. В данном направлении я стараюсь совершенствоваться, изучать научные статьи, общаться с коллегами, узнавать что-то новое. В роли преподавателя я отвечаю за технико-тактическое направление игры.

Вы выступали на всероссийских конференциях, посвященных детско-юношескому футболу в России. Какие ключевые вопросы обсуждались на этих мероприятиях?

Каждая конференция по своему уникальна, поднимаются вопросы развития детско-юношеского футбола, проблемы и пути их решения.

Роман, какими рекомендациями вы могли бы поделиться с начинающими тренерами?

Развивайтесь ежедневного, будьте открыты ко всему новому. Не стоит быть категоричными в своих суждениях и, самое главное, не позволяйте никому заставить вас сомневаться в себе.

Добавить комментарий