Роман Левендеев

«Как тренер, как педагог, как старший брат — нужно во всех ролях всегда стремиться к максимуму и работать так, будто ты воспитываешь чемпиона мира»

Роман, когда вы сами в юном возрасте занимались футболом, какие эмоции получали от этого вида спорта? Всегда ли они были положительными?

Вспоминая футбольное детство, я первым делом думаю о дворовом футболе и о том, как он меня радовал. Дни, вечера и ночи, когда мы во время каникул тренировались на футбольных полях, приносили счастье. Это была настоящая футбольная школа. Что касается тренировок, то очень сильно любил все команды, за которые играл. Если говорить о соревнованиях и официальных матчах выходного дня, атмосфера в них зачастую была приближена к боевым действиям. Не могу сказать, что я не получал удовольствия от игры, всегда шёл с охотой, но ощущение ответственности было выше радости от игры. Приходилось после этих матчей идти во двор и добирать то, чего не получилось взять во время официальных стартов. Поэтому эмоции носили смешанный характер. Наверное, если мог бы играть в футбол только во дворе и таким образом себя реализовывать, так бы и сделал, но уровень соперничества был достаточно высок, и чувство долга заставляло идти и участвовать в соревнованиях официального характера. Там футбол был другой, но тоже хороший опыт и отличная школа. И теперь, когда я работаю с детьми и подростками, понимаю, чего им может не хватать во время чемпионата города, и стараюсь компенсировать эти моменты.

С чего началась ваша тренерская деятельность?  Как долго вы работаете в этой сфере?

Я начал свою тренерскую деятельность в 2017 году, до этого работал в компании Adidas, и наша футбольная команда тренировалась под руководством Петра Сергеевича Иванова. Как-то он предложил попробовать свои силы в одном из филиалов этой футбольной частной школы, и я с удовольствием согласился. Начал работать с места в карьер без опыта и образования с малышами, которые приходили трёхлетними и заканчивали 14-летними юношами, и с девчонками, которые тоже занимались в этой группе. Тренировались также любители-мужчины без возрастных ограничений, с ними я проводил занятия два раза в неделю. Всё это было интересно, необычно. Набивал шишки и, допуская миллион ошибок, искал возможность делать работу хорошо, повышая требования к своей деятельности, искал возможность работать там, где и требования ко мне предъявляли бы выше. Но старт был таким, и я благодарен руководству школы и лично Петру Сергеевичу Иванову, который дал мне эту возможность.

Вы проходили курсы в Barca Innovation Hub. Как бы вы оценили качество образовательной программы по шкале от 1 до 10?

Да, в прошлом году я прошел курсы Barca Innovation Hub по специальности «тренер по футболу», и это было очень серьёзным вызовом, потому что стартовая площадка в моей голове для того, чтобы проходить эту платформу, изучать её, была не оптимальна, мягко говоря. Знания, которые предлагает Barca Innovation Hub, должны ложиться на крепкий фундамент, на базовую систему знаний, которой у меня на тот момент не было. Это с одной стороны. С другой стороны, наверное, незашоренность позволяет более гибко смотреть на довольно радикальные вещи, отличающиеся от российской действительности, так скажем. Поэтому здесь палка о двух концах. Я зашёл туда с абсолютно чистой головой, где-то мне было проще, а где-то, наоборот, сложнее. Что касается самого материала, который был предложен, это концептуально отличающиеся вещи, касающиеся и процесса тренировки, и отношения к футболистам. В двух словах не расскажешь, но я бы рекомендовал каждому, у кого есть возможность и кто заинтересован в своём развитии, идти туда, при этом быть готовым к тому, что это будет очень сложно. Каждый день необходимо посвящать учёбе. Если у человека есть такая потребность, то стоит попробовать. У меня она была, поэтому я не ленился и с большим удовольствием всё это проходил, хотя были моменты, когда, конечно, тяжеловато было физически совмещать практическую работу с учёбой. Но если хочешь повышать качество деятельности, необходимо такие вызовы принимать.

В филиале Академии «Зенит-Восхождение» решили совместить занятия мальчиков и девочек до 12 лет. Насколько эффективна такая система тренировок?

Что касается совмещения, поправлю по поводу Академии «Зенит». Выпуск из Академии «Зенит» случается уже в 9 лет. Получается, 2013-й год, который я сейчас веду, будет выпускаться уже этим летом из филиала, и дальше ребята должны выбирать: либо оставаться в ФК «Кировец» и принимать участие в клубной лиге, либо лучшие уйдут в главную Академию «Зенит», либо искать для себя другие пути. А девчонки занимаются сейчас бесплатно с мальчишками 2013 г. р., но с теми, кто учится на коммерческой основе. Сейчас на стадии развития находится женский департамент развития на базе ФК «Кировец». Девочек не так много, мы их ищем. Посмотрим, как это взаимодействие будет выстраиваться, будут ли сильные девочки заниматься вместе с мальчишками на постоянной основе или это будут выборочные эпизоды. В общем, пока всё находится на этапе формирования, но, я думаю, получится что-то интересное. И 100% есть перспективы в совместных занятиях.

На тренировках вы часто используете подвижные игры. В чем, на ваш взгляд, заключаются плюсы такого подхода к занятиям?

Подвижные игры — это вообще настоящее золото. Подвижная игра — это всегда принятие решений, сменяющаяся обстановка, на которую нужно реагировать. Если мы имеем возможность привязать подвижные игры к принципам футбола и сохранить при этом фон, то тогда не только получим позитивную эмоцию, которая позволяет ребятам переключиться после учебы, но и сможем выигрывать. Подвижные игры также развивают физические качества, такие как ловкость, быстрота во время игры. Но мы будем обучать и футболу, при этом где-то убирая мяч, где-то перемещая его в руки. Мы можем поднять темп игры и на таких высоких скоростях стимулировать принятия решения футболистами, и тем самым уже во время игровых упражнений, когда мяч будет в ногах, сможем рассчитывать на то, что их голова будет работать так же быстро.

Нужно ли детскому тренеру по футболу зацикливаться по поводу результата в турнирной таблице или перед ним в первую очередь стоят другие задачи?

У нас всегда целью является развитие игрока. Другое дело, что тренеры оцениваются сейчас и коллегами, и руководителями по результату, который они дают. Это отчасти, наверное, справедливо, отчасти нет. Но если мы говорим про детско-юношеский футбол, где целью является подготовка футболиста, подготовка человека к жизни, то должны уделять внимание прежде всего его развитию. Причём понимать, что развитие возможно в том случае, когда игрок творчески свободен и готов ошибаться, но при этом брать на себя ответственность за эти риски. В любом случае мы полагаемся на адаптационные способности игрока, чтобы он сам выбирал, и тогда можно получить индивидуального футболиста, который будет открыт к новому, будет брать на себя ответственность и инициативу во время игры. Что касается результата… Если речь идёт о том, чтобы добиться его любой ценой — то я против.

Какой должна быть работа тренера, чтобы она давала результат?

Здесь необходимо в первую очередь стать вдохновляющим примером для своих воспитанников, быть экспертным в том, чем ты занимаешься, предлагать адекватную учебную программу, вдохновляюще её презентовать. Самому гореть и быть максимально заинтересованным в том, чтобы обучить, дать верное направление футболистам, с которыми ты взаимодействуешь. Тогда и дети будут загораться. И если даже не свяжут жизнь с игрой на поле, то начнут любить футбол, останутся в нём, будут работать в сфере этого вида спорта, вдохновлять своих детей на занятия им. И таким образом формируется большая массовая футбольная история. Нужно всегда находиться в ресурсе и отслеживать своё состояние, избегать эмоционального выгорания, учиться переключать внимание. При этом во время работы отдаваться на 100%, готовиться к тренировке, быть включённым во время занятия, анализировать после тренировки и всегда стараться улучшать качество своей деятельности. Как тренер, как педагог, как старший брат — нужно во всех ролях всегда стремиться к максимуму и работать так, будто ты воспитываешь чемпиона мира.

Насколько важно, чтобы тренер сам наглядно показывал детям упражнения, а не объяснял их на словах?

Я думаю, это очень важно, но нужно понимать, что есть разные задачи во время упражнения. Если говорим про технический момент, который является главным (хотя в любом случае упражнение содержит и то, и то, но есть приоритет), так вот здесь показ необходим. Многие дети способны как раз воспринимать информацию с помощью глаз, а некоторым, наоборот, нужно, чтобы они это услышали, способ восприятия у каждого свой. И если мы можем показать и объяснить, как это делается, то будет, наверное, супер. Минимум объяснений всегда нужен. Если мы говорим о тактических задачах, где игроки должны в первую очередь принимать решение, то здесь, возможно, с помощью вопросов мы можем направлять мышление игроков.

Каким навыкам в первую очередь нужно обучить детей, которые пришли в секцию футбола?

Сейчас могут прийти дети в три года, в семь лет, в десять. И на каждом этапе мы будем решать несколько разные задачи. Если речь идёт о малышах, которые пришли дошкольниками, то это этап привития любви, когда мы сохраняем любовь к игре, преумножаем и хотим, чтобы как можно больше игроков, которые пришли в этом возрасте, остались в игре. И когда они станут старше, мы сможем их уже чему-то научить и не потерять. Если дети приходят на этапе начальной школы, то, опять же, смотрим не столько на возраст, сколько на уровень мастерства и на уровень, который изначально был у игрока, когда он только пришел. Это и про двигательную базу, и про техническое оснащение, и про понимание футбола. На каждом этапе будем обучать и технике, особенно если говорим про этап начального обучения, и постепенно прибавлять тактически простые задачи, которые будут задавать направление для дальнейшего развития игрока. Тактические задачи — это не какие-то перестроения сложные, это принятие решения: если я веду мяч, то куда я его веду, если даю пас, то куда даю, если бью, то куда бью, если нас двое, то что это значит для нас, если я один то, что это значит для меня и т.д. То есть какие-то простые базовые вещи по тактике мы уже можем давать, но прежде всего уделяется внимание технике на первом этапе. Без технической базы индивидуальный сильный спортсмен не получится, и мы хотим, чтобы он окреп в этом отношении, и постепенно добавляем футбольный контекст в эти упражнения.

Каким вам видится игрок завтрашнего дня?

Я думаю, что завтрашний день у нас, возможно, уже вчерашний, он, скорее, где-то в Европе. Мне кажется, что это должен быть игрок творческий, способный понимать свои сильные качества и как их использовать. Который знает о своих не самых сильных сторонах и знает, как их замаскировать. Футболист завтрашнего дня должен быть готов брать на себя инициативу, ответственность и смело принимать решения. Он должен быть готов общаться на футбольном поле, а также поддерживать партнеров и уважать соперников, судей и болельщиков. Этот игрок независим в своих решениях и не ведётся на провокации, которые вокруг происходят. Он ставит перед собой максимальные задачи и стремится всегда к большему. Если мы говорим о детях, то для них это должна быть, прежде всего, игра. Именно поэтому он не боится ошибаться, так как это не вопрос жизни и смерти для него, но при этом ответственно относится к тому, чем занимается. Игрок завтрашнего дня — это тот, кто технически может обслуживать решения.

В феврале вы стали участником практической конференции для детских футбольных тренеров «Площадка». Какой ценный опыт можно получить на этом мероприятии? Выступления других участников дали вам пищу для размышления?

Здорово собрать в одном месте как спикеров, так и людей, которые приехали их слушать, и погрузиться в атмосферу футбола безостановочно с утра до вечера. Это вообще ценнейший опыт для того, кто хочет развиться в своей профессиональной деятельности. Плюс ко всему, люди, которые выступали — мои единомышленники, и их мнение о футболе мне близко. Многие из них являются моими старшим товарищам и направляют меня, поэтому я получил большое удовольствие и приобрел большой багаж не знаний, скорее, а информации. Ведь теорию нужно практиковать на поле, чтобы это становилось твоим, завоеванным потом и кровью, благодаря каждодневным попыткам и усилиям со своей собственной командой. Одно дело увидеть, как это делают другие, а другое — отследить эти закономерности внутри матча своей команды, что гораздо сложнее. И сейчас я этот путь прохожу. Это непросто, но всегда интересно. Вопрос в том, что ты хочешь. Если прибавлять, нужно оказываться в ситуации, где тебе некомфортно, и как раз такие мероприятия не позволяют дать ощущение, что ты всё понимаешь в том, чем занимаешься. Если ты честен сам с собой, то нужно идти в эти места, находить больные точки. Также в Питере есть клуб, где раз, два в месяц собираются тренеры. Можно приехать, услышать и увидеть работу специалистов, которые сейчас находится на уровне, возможно, чуть выше вашего. Это всегда является очень хорошим толчком и стимулом для дальнейшего развития.

Какую книгу вы могли бы посоветовать прочитать тренеру?

Я, наверное, не смогу выделить какую-то одну книгу, могу просто сказать о тех, которые оказали на меня набольшее влияние. «Как научиться играть в футбол» и «Малые игры для развития футбольного интеллекта» Хорста Вайна — это настольные книги тренеров, которые работают на младших возрастах, они очень сильно помогли мне в своё время. «Сто игр малыми составами» Дэна Райта просто невероятная книга, в которой описаны и футбольная философия, и принципы игры в атаке, в обороне, и многие моменты по созданию тренировок. Кроме того, это огромная база средств для решения тех или иных задач. Также мне понравилась книга Дэна Райта «Обыгрыш». Не обошлось и без психологии. «Дисциплина без стресса» помогла создать и выработать убеждённость о необходимости формирования внутренней ответственности у ребенка для того, чтобы у него был прогресс. Близка оказалась Людмила Петрановская. Её «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка» помогает посмотреть на маленького человека, с которым ты взаимодействуешь, по-другому. В принципе, любой из трудов Петрановской, Януша Корчака можно изучать и с их помощью создавать внутреннее спокойствие при общении с детьми, лучше понимать того, с кем ты работаешь. Пожалуй, вот этим я ограничусь. Есть ещё много специфических футбольных изданий, которые, наверное, больше будут интересны для тренеров команд, которые играют 11х11. Книги по обучению тактической схеме 3 в 3 Люкези, работы Марсело Бьелса. Всё это та литература, которая вдохновляет и помогает найти стимулы для роста.

Роман, что вы могли бы пожелать юным футболистам и их родителям?

Юным футболистам я бы пожелал много и радостно трудиться, понимая, что этот труд нужен именно вам и тут некого обманывать, кроме самих себя. Не стоит снижать требования к самому себе. Каждый раз приходить на тренировку и тренироваться как в последний раз: каждый пас, каждое ведение, каждый финт делать максимально хорошо. И такое отношение позволит вам быть лучшей версией себя, показать максимум, на который вы способны. При этом не забывать, что футбол — это просто игра, которая очень важна для нас, и не относиться к ней так, будто она может обесценить ваши человеческие качества. Неудачи случаются, и это не говорит о том, что вы плохой игрок. Сохраняйте психологическое здоровье, ментальное. А родителям я бы хотел пожелать всегда находиться рядом и для детей быть не судьями, не тренерами, а именно родителями. У них и так достаточно стресса, ребятам нужно передохнуть и побыть с теми, кто их любит любыми. Родителям надо слушать, задавать вопросы, говорить про свои мысли и чувства, а если ребенок по поводу игры будет спрашивать, отвечать максимально корректно и аккуратно.

Добавить комментарий