Павел Смагин: «Нейтральные игроки и их роль в тренировочном процессе»

Нейтральные или «волшебные» игроки

Во время тренировок мы отводим особую роль нейтральным или «волшебным» игрокам (у нас принято называть их «свободными»). Они нейтральны, так как играют за команду, которая в конкретный момент владеет мячом. «Волшебство» же заключается в том влиянии, которое они оказывают на процесс тренировки. Через них проходит значительная часть комбинаций, так как именно нейтральные игроки при переходе владения от одной команды к другой оказываются «лишними» и в результате — открытыми для паса. Им легче открыться под передачу, уйти на свободное пространство. Как уже сказано, всё это определяется позиционной игрой. Они принимают мяч в различных зонах, в различных ситуациях и поэтому оказываются в условиях необходимости принятия решений: бежать с мячом или сохранить мяч, придержать его или отдать пас.

Роль нейтральных игроков в тренировочном процессе

Более того, частой необходимости принятия решений способствует расположение нейтральных игроков в средних зонах. Сперва это касается их движения и выбора позиции перед потенциальным приемом мяча: где, когда и как получить его. Затем, как уже говорилось, нужно выбирать между рывком, сохранением мяча и пасом. Другие игроки также реагируют на смену их позиций. Ключевыми моментами после передачи мяча нейтральному игроку как идеальному партнеру являются расположение нейтрального игрока, действия игроков вокруг мяча (атакующей и обороняющейся сторон) на опережение, их позиционирование. В динамике важно то, чтобы нейтральные игроки (обычно их не менее двух) взаимодействовали между собой. Когда один получает мяч, другой или другие должны соответствующим образом реагировать. Например, должны соблюдаться дистанции и углы, группа нейтральных игроков не должна быть плоской, т. е. они не должны находиться на одной линии, а, наоборот, быть открыты для приёма мяча в лучшей позиции. Целью является отслеживание позиции не только игроков с мячом, но и перемещений игроков без мяча во время владения их командой. Подобная игра не подходит командам U11 и младше, так как в таком возрасте у детей нет нужных для этого пространственных и тактических возможностей. Обычно задача усложняется ограничением пространства и времени. Пока же юные игроки не достигли подходящего возраста, хорошей идеей будет расположение нейтральных игроков не в середине, а по периметру в широких позициях.

Параметры тренировки

Как правило, тренировка идёт в формате 6 на 6 на прямоугольном участке поля. Логично начинать с одним игроком каждой команды по коротким сторонам и с двумя по длинным. Такое расположение оставит достаточно места в центральной зоне для нейтральных игроков. Это приемлемо для различных видов тренировок: с одной направленностью, мультинаправленностью (двумя или более задачами) или без определённой направленности (когда задачей является контроль мяча или точность передач). Ограничения пространства будут разниться в зависимости от возраста и возможностей игроков, а также от целей тренировки. «Барселона» использует такие упражнения на участке поля от границы штрафной площади (также ограниченном по её ширине) до центральной линии поля. Часто каталонцы задействуют больше игроков, чем 6 на 6 (+≥ 2), для того, чтобы было как можно больше касаний на меньшем пространстве. Это ускоряет процесс принятия решения. Нередко игроки ограничены тем, что могу делать только одно или два касания. Возможно, это кажется идеальным типом тренировки, но он не слишком подходит для отработки позиционной игры, которая так важна для нас. Так как для игры 11 на 11 используется поле 100 метров на 60 метров, в игре 6 на 6 (+≥2) стоит использовать участок поля примерно 50 метров на 35 метров. Впрочем, это не догма. Параметры могут меняться. Например, в тренировке можно задействовать 8 на 8 (+≥2) игроков на участке поля 60 метров на 40 метров. Такие параметры подходят для отработки позиционной игры, поэтому при иных целях возможно изменение количества игроков в командах, количества нейтральных игроков, размеров поля, условий. Количество игроков, пространственные и прочие параметры разнообразят тренировку. Их изменение поможет вам управлять тренировочным процессом. Также возможно ускорить процесс настолько, насколько вам это нужно, если заранее подготовить разноцветные манишки, фишки, обеспечить большое количество мячей на поле.

Задачи и условия

По мере того, как игра команды улучшается, задачи достигаются, можно ставить новые. Вы можете следить за перемещениями футболистов, регулировать их качество в отборе и комбинировании, требовать должной аккуратности в приёме мяча. Также можно ставить дополнительные задачи игроку с мячом (выбор рывка, сохранения или паса), которые поддерживаются движением других игроков. Можно концентрироваться на выборе позиции пасующего, открывающегося под мяч игрока, других игроков около мяча и в удалении, и от него. По мере смены владения мячом ключевым является переход (как при игре 6 на 6, так и 8 на 8), но не менее важны и действия нейтральных игроков, так как они в такие моменты переходят на сторону другой команды. В этих ситуациях игроки команд перестают защищаться и начинают атаковать, меняются игровые перспективы, меняется позиционная игра. При этом возможно стоит менять нейтральных игроков по ходу тренировки, так как они не участвуют в оборонительных действиях. Меняйте условия тренировки, а также задачи конкретных игроков, и тогда вы сможете чётче управлять ходом тренировочного процесса. Например, сокращение числа возможных касаний ускорит игру. Если же часть игроков будет ограничена в числе касаний, а часть нет, появится больше возможности для отработки владения мячом. Возможно менять условия работы и нейтральных футболистов (отсутствие касаний мяча, а лишь позиционная поддержка, ограничение касаний перед последующим пасом). В рамках этого вида упражнений возможна целая масса перестановок и изменений. Помните, что не стоит ставить конкретные цели и требовать конкретного результата. Пробуйте, экспериментируйте со своими игроками вне зависимости от их возраста и количества.

Позиционные игры

Голландская футбольная культура ничто так не ценит, как владение мячом. Итальянцы, португальцы и многие другие нередко с радостью отдают мяч сопернику, выстраивая оборону так, чтобы, овладев им, провести контратаку — такова их стратегия. Мы же придерживаемся следующего принципа: пока мы контролируем мяч, соперник не может забить. Этот принцип напрямую влияет на методы работы тренеров, на планы тренировок, так как все технические навыки, связанные с позиционной игрой, развиваются и оттачиваются с самого раннего возраста. Многие даже говорят, что тактическая грамотность — врождённое качество голландских футболистов.

Нейтральные или «волшебные» игроки

Во время тренировок мы отводим особую роль нейтральным или «волшебным» игрокам (у нас принято называть их «свободными»). Они нейтральны, так как играют за команду, которая в конкретный момент времени владеет мячом. «Волшебство» же заложено в том влиянии, которое они оказывают на процесс тренировки. Значительная часть комбинаций проходит через них, так как именно нейтральные игроки при переходе владения от одной команды к другой оказываются «лишними» и в результате открытыми для паса. Им легче открыться под передачу, уйти на свободное пространство. Как уже сказано, всё это определяется позиционной игрой. Они принимают мяч в различных зонах в различных ситуациях, и поэтому оказываются в условиях необходимости принятия решений: а) бежать с мячом, б) сохранить мяч, придержать его или отдать пас?

Роль нейтральных игроков в тренировочном процессе

Более того, частой необходимости принятия решений способствует расположение нейтральных игроков в средних зонах. Сперва это касается их движения и выбора позиции перед потенциальным приемом мяча: где, когда и как получить его. Затем, как уже говорилось, нужно выбирать между рывком, сохранением мяча и пасом. Другие игроки также реагируют на смену их позиций. Ключевыми моментами после передачи мяча нейтральному игроку как идеальному партнеру являются расположение нейтрального игрока, действия игроков вокруг мяча (атакующей и обороняющейся сторон) на опережение, их позиционирование. В динамике важно, чтобы нейтральные игроки (обычно их не менее двух) взаимодействовали между собой. Когда один получает мяч, другой или другие должны соответствующим образом реагировать. Например, должны соблюдаться дистанции и углы, группа нейтральных игроков не должна быть плоской, т. е. они не должны находиться на одной линии, а, наоборот, быть открыты для приема мяча в лучшей позиции. Целью является отслеживание позиции не только игроков с мячом, но и перемещений игроков без мяча во время владения их командой. Подобная игра не подходит командам U11 и младше, так как в таком возрасте у детей нет нужных для этого пространственных и тактических возможностей. Обычно задача усложняется ограничением пространства и времени. Пока же юные игроки не достигли подходящего возраста хорошей идеей будет расположение нейтральных игроков не в середине, а по периметру в широких позициях

Параметры тренировки

Как правило, тренировка идет в формате 6 на 6 на прямоугольном участке поля. Логично начинать с одним игроком каждой команды по коротким сторонам и с двумя по длинным. Такое расположение оставит достаточно места в центральной зоне для нейтральных игроков. Это приемлемо для различных видов тренировок: с одной направленностью, мультинаправленностью (двумя или более задачами) или без определённой направленности (когда задачей является контроль мяча или точность передач). Ограничения пространства будут разниться в зависимости от возраста и возможностей игроков, а также от целей тренировки. «Барселона» использует такие упражнения на участке поля от границы штрафной площади (также ограниченном по ее ширине) до центральной линии поля. Часто каталонцы задействуют больше игроков, чем 6 на 6 (+≥ 2), для того, чтобы было как можно больше касаний на меньшем пространстве. Это ускоряет процесс принятия решения. Нередко игроки ограничены тем, что могу делать только одно или два касания. Возможно, это кажется идеальным типом тренировки, но он не слишком подходит для отработки позиционной игры, которая так важна для нас. Так как для игры 11 на 11 используется поле 100 метров на 60 метров, в игре 6 на 6 (+≥2) стоит использовать участок поля примерно 50 метров на 35 метров. Впрочем, это не догма. Параметры могут меняться. Например, в тренировке можно задействовать 8 на 8 (+≥2) игроков на участке поля 60 метров на 40 метров. Такие параметры подходят для отработки позиционной игры, поэтому при иных целях возможно изменение количества игроков в командах, количества нейтральных игроков, размеров поля, условий. Количество игроков, пространственные и прочие параметры разнообразят тренировку. Их изменение поможет вам управлять тренировочным процессом. Также возможно ускорить процесс настолько, насколько вам это нужно, если заранее подготовить разноцветные манишки, фишки, обеспечить большое количество мячей на поле.

Задачи и условия

По мере того, как игра команды улучшается, задачи достигаются, можно ставить новые. Вы можете следить за перемещениями футболистов, регулировать их качество в отборе и комбинировании, требовать должной аккуратности в приеме мяча. Также можно ставить дополнительные задачи игроку с мячом (выбор рывка, сохранения или паса), которые поддерживаются движением других игроков. Можно концентрироваться на выборе позиции пасующего, открывающегося под мяч игрока, других игроков около мяча и в удалении, и от него. По мере смены владения мячом ключевым является переход (как при игре 6 на 6, так и 8 на 8), но не менее важны и действия нейтральных игроков, так как они в такие моменты переходят на сторону другой команды. В этих ситуациях игроки команд перестают защищаться и начинают атаковать, меняются игровые перспективы, меняется позиционная игра. При этом возможно стоит менять нейтральных игроков по ходу тренировки, так как они не участвуют в оборонительных действиях. Меняйте условия тренировки, а также задачи конкретных игроков, и тогда вы сможете чётче управлять ходом тренировочного процесса. Например, сокращение числа возможных касаний ускорит игру. Если же часть игроков будет ограничена в числе касаний, а часть нет, появится больше возможности для отработки владения мячом. Возможно менять условия работы и нейтральных футболистов (отсутствие касаний мяча, а лишь позиционная поддержка, ограничение касаний перед последующим пасом). В рамках этого вида упражнений возможна целая масса перестановок и изменений. Помните, что не стоит ставить конкретные цели и требовать конкретного результата. Пробуйте, экспериментируйте со своими игроками вне зависимости от их возраста и количества. Присоединяйтесь к ним!

Автор: Павел Смагин

Добавить комментарий