Павел Булов
«Когда твой воспитанник выныривает, ты видишь восторг в его глазах и сам чувствуешь то же самое!»
Павел, расскажи, с кем ты работаешь?
Я работаю с маленькими детьми, им по три года, иногда даже меньше, в частной школе по плаванию в Санкт-Петербурге. Она существует около 3,5 лет и постоянно расширяется, развивается. У нас есть своя система занятий: мы реально можем научить трёхлетнего ребёнка плавать буквально за четыре месяца.
У тебя есть какое-то педагогическое или тренерское образование?
Да, конечно. Это ГБПОУ Колледж Олимпийского резерва Пермского края — очно и Университет физкультуры и спорта им. Лесгафта в Санкт-Петербурге — заочно.
Сколько воспитанников в твоей группе?
У нас в школе четыре тренера, вместе мы охватываем 200 человек. У нас нет разделения на группы, то есть на занятиях меняются тренера, и все работают со всеми детьми.
Какие были самые спортивные моменты яркие моменты за 6 лет профессиональной карьеры?
Самое классное – когда ребёнок толком разговаривать не научился, но уже умеет плавать! Он говорит «мама» и «папа», тебя называет «Пам Палыч», но уже плывёт кролем – это невероятное чувство! Когда у ребёнка сформировались базовые навыки, он с мелкой воды (где он может уверенно стоять на ногах) переходит на большую – дна под ногами нет, глубина больше. И вот когда твой воспитанник выныривает, ты видишь восторг в его глазах и сам чувствуешь то же самое!
Ты изначально хотел заниматься тренерской работой, или пришёл к этой деятельности после окончания спортивной карьеры?
Я сам занимался плаванием, потом меня стали брать на сборы, где я подменял тренера и был его помощником. Мне эта идея не нравилась, потому что я ещё тренировался как спортсмен. Потом я понял, что ребята прислушиваются к моим словам: плывут как я вижу, выполняют мои рекомендации. В 18 лет я ушёл в армию, а после тренерство стало моей основной деятельностью.
Кто из твоих подопечных за это время показал самые высокие результаты?
Одним из первых моих воспитанников сейчас по 12-13 лет, они имеют второй взрослый разряд. Живут в Перми, но мы общаемся, и тренер, который их сейчас тренирует, присылает мне фото и видео с соревнований. Сами ребята, конечно, тоже делятся своими достижениями. Очень приятно видеть, как профессионально растут дети, которые начинали путь у меня. Я вижу, в том числе, и результат своих вложенных усилий.
Мы беседуем в одном из спортивных баров. Что ты думаешь о заведениях такого типа, где, с одной стороны, люди приобщаются к спорту, а с другой – употребляют спиртные напитки?
Это личный выбор каждого человека – что смотреть и что выпивать. Я ничего плохого в этом не вижу, но сам такие места не посещаю.
Можно ли детям в возрасте твоих нынешних воспитанников рекомендовать какие-то витамины для физического развития, или на этом этапе хватает домашнего рациона?
В случае с моими ребятами, нужна просто здоровая и сбалансированная пища, в силу возраста, это каши. Из добавок я всем рекомендую Омегу-3.
Ты упомянул, что рекомендуешь детям принимать Омегу-3. Почему?
Во-первых, это быстрое восстановление после тренировочного процесса — как мышц, так и общего состояния. Во-вторых, Омега-3 богат витаминами. В-третьих, он полезен для набора мышечной массы. БАД следует принимать во время еды. Продолжительность приема составляет 1 месяц. Перед началом приема родителям ребенка необходимо проконсультироваться с врачом.
Как ты считаешь, для твоих юных подопечных, авторитетом являются родители или тренер тоже должен оказывать влияние?
Тренер должен быть авторитетом. В основных случаях тренер немного выше родителей, но есть, конечно, дети, которые привязаны к мамам и папам.
Как тренер находит подход к детям со сложным характером?
Ломаем. Это непедагогично, но по-другому никак. Но мы ломаем не жёстко, стараемся это через хитрость сделать.
Ты не боишься, что кто-то из твоих учеников добьётся успеха в спорте, потом придёт и скажет тебе не слова благодарности, а упрёки?
Нет, не боюсь. Я об этом и не думал даже никогда.
Ваша команда тренеров – какая она?
Все молодые парни с профильным образованием – я, Андрей Кудинов, Максим Селиверстов и самый старший Иван Осипов – нереального авторитета человек с двумя образованиями. Он всегда на шаг впереди всех, очень глубоко мыслит и с ним всегда приятно общаться. У него большой опыт и для нас он является авторитетом.
У вас в школе больше мальчишек или девчонок плавает?
Примерно 50/50.
А почему тренерский состав – одни мужчины?
Это сложная работа. Нужны терпение и сила, не все девушки-тренера обладают этими качествами. У нас ещё есть свои подходы, своя специфика, когда мы работаем с детьми в воде небольшими группами по четыре ребёнка. В прошлом году мы полгода искали в команду четвёртого тренера, через нас прошло около 200 претендентов. Мы сами за это время многому научились, и было понятно, что если за пять минут в воде у него ничего не получилось, то и дальше ничего не выйдет. Много было молодых людей, которые горели желанием попасть к нам, но заходили в воду и начинали теряться. Были люди, которые находили свой подход, но потом почему-то начинали ломаться в плане здоровья – часто болели. К воде нужно привыкнуть. Первое время это шок для тела, когда нужно там находиться по 3,5 часа в день. У человека должен быть сильный иммунитет.
Часто бывает ситуация, когда родители отдают ребёнка в тот спорт, в котором сами не реализовались.
Это ошибка многих родителей, что, если я не смог или не получилось, он или она обязательно всего добьётся. Многие дети ломаются, начинают назло наплевательски вести себя на тренировках.
Что ты можешь порекомендовать родителям, которые в дальнейшем видят своего ребёнка в плавании?
Только одно – уважать выбор ребёнка. Если есть желание, надо идти дальше, если нет, то и не нужно его подталкивать.
Что ты порекомендуешь нашим читателям?
Обычным читателям – заниматься спортом, питаться правильно, уделять время для себя, хотя бы 1-2 часа – отдыхать, читать. А тренерскому составу – больше общаться между собой, обмениваться профессиональным опытом. Этого сейчас редкость, потому что у каждого свои профессиональные секреты, которые никто не хочет раскрывать. Я считаю, что нужно в этом смысле соблюдать баланс.
Фотограф: Вера Килинина