Олег Пискунов

«Нужно создавать для ребёнка атмосферу и условия, которые притягивают его, чтобы он с удовольствием, с радостью бежал на занятия»


Олег, чем вы занимались до того, как стали тренером по футболу?

До того, как я открыл свою футбольную школу и в целом стал тренером, играл в мини-футбол за СДЮСШОР «Нефтяник», а по окончании университета пришёл в эту же школу тренером. Но я был на просмотре на Украине и в команде в Тобольске.

Как вы поняли, что нужно открывать свою футбольную школу? С какими рисками можно столкнуться на пути реализации этой бизнес-идеи?

Я работал два года, был очень инициативным молодым максималистом, в принципе, считаю, что отчасти таким и остался. Как пришла идея открыть футбольную школу? Мы набирали деток с семи лет (с первого класса), но родители приводили и пяти-шестилетних детей, которых нельзя было зачислить. Но почему бы не взять детей с трех-четырех лет? Так что подумали о том, чтобы открыть свою футбольную школу. Тем более, по России уже стала развиваться сеть футбольных школ, которые набирают таких ребят.

Самые главные проблемы это, во-первых, зал, у нас до сих пор дефицит спортивных залов, площадок, ну и, конечно, то, что на тот момент, это был 2015 год, вообще никто не знал, что делать с детьми трёх лет, не понимали, в том числе и родители, как выглядит эта услуга.

Некоторые тренеры и по совместительству предприниматели не готовы делиться с коллегами секретами своего успеха. Почему для вас важно передавать свой опыт?

По крайней мере, те, с кем я общаюсь, — достаточно открытые коллеги, которые могут рассказать о своей работе, но, может быть, не всё. Например, вопросы финансов или связанные с идеологией или со стратегией — закрытая тема. Ну а в целом для меня важно поделиться опытом, потому что я всегда ищу единомышленников и хочу формировать определённую среду вокруг себя, притягивать людей, которые принимают мою идею и поддерживают. Второй момент — ты даешь алгоритм действия, но каждый путь уникален, и не получится сделать так же и пройти по тому же пути, который прошел я.

Лучший способ профессионального саморазвития для тренера, на ваш взгляд?

Лучший способ профессионального саморазвития для тренера — быть многогранной личностью, то есть не зацикливаться только на вопросах тренировочного процесса, профессиональной какой-то литературы, специализированных семинаров и конференций, а расширять свой кругозор, в частности, овладевать ораторским искусством, учить английский язык, знакомиться с какими-то культурными моментами, связанными с кинематографом, с художественной литературой. Я думаю, будет гораздо ценнее для воспитанников иметь возможность общаться с тренером, который всесторонне развит, ведь мы всё равно так и иначе влияем на детей.

Как вам кажется, почему образ футболиста так популярен?

Образ футболиста на сегодняшний день ассоциируется с успехом, с большими, какими-то космическими деньгами, потому что стоимость футболистов растет постоянно, и, кроме того, это игра номер один в мире. Исторически сложилось, что она очень уж притягивает большое количество болельщиков, людей разного социального положения, разных интересов и взглядов.

По вашему мнению, выбор профессии влияет на личность человека? Можете ли вы, например, сказать, что тренерская деятельность отразилась на вашем характере?

Я думаю, да, личность человека влияет на выбор профессии, но мотивы у людей разные. Могу сказать, что тренерская деятельность, конечно же, повлияла на формирование моего характера, потому что это взаимодействие с детьми как минимум. Я всегда остаюсь в тонусе, то есть идут годы, а я чувствую себя молодым, энергичным. У меня активная деятельность, которая заставляет меня постоянно развиваться и подталкивает к новым вызовам. Это всегда работа на результат: ты соревнуешься в первую очередь с самим собой, а затем уже с другими тренерами, командами, предпринимателями и так далее. Такой соревновательный дух в каждом, наверное, бывшем спортсмене, амбициозном человеке всегда присутствует.

Какие привлекательные стороны своей профессии вы могли бы выделить?

Помимо того, что я перечислил выше (ты всегда остаешься молодым, энергичным и амбициозным), я думаю, здесь очень важна сильная управленческая составляющая. У тебя много объектов управления. Помимо команды это также общение с родителями, партнёрами, директорами школ, стадионов, спортивных комплексов. Это развивает коммуникативные навыки, лидерские качества и активную жизненную позицию.

У детей, как правило, быстро появляется интерес к чему-то новому, однако он также быстро угасает. Наверное, нужна большая выдержка и терпение, чтобы пробуждать у них любовь к физической активности и мотивировать на посещение занятий по футболу?

У детей есть разные возрастные промежутки, в каждом возрасте свои особенности. Младшим школьникам интересен футбол сам по себе, они готовы на улице поставить два рюкзака и забивать голы между ними. Для них сам по себе футбол привлекателен. Если мы проводим внеурочные мероприятия, на которых нет футбола — им это уже неинтересно. Подростки уже более разносторонние, они интересуются музыкой, может быть, какими-то политическими вопросами, взаимоотношениями с противоположным полом и так далее.

Что касается мотивации… Самый главное — любовь к выбранному виду спорта, поэтому нужно создавать для ребёнка атмосферу и условия, которые притягивают его, чтобы он с удовольствием, с радостью бежал на занятия, и это не было для него давлением и стрессом. Это первоочередный факт, который, я думаю, нужно учитывать всем.

В вашей школе проводятся подготовительные занятия для малышей от двух до четырёх лет, на которых присутствуют родители. Чему вы учите детей на этих занятиях и на какую помощь родителей рассчитываете?

Особое внимание уделяю, конечно же, вопросу физкультуры для малышей. Эта услуга новая для нас, мы сами в ней первооткрыватели и много чему учимся. Набираем сейчас малышей с полутора до четырёх лет без направленности и привязанности к какому-либо виду спорта и учим, во-первых, балансу между трудом и отдыхом, то есть переключению внимания. Это подготовка детей к школе, чтобы они формировали усидчивость и могли управлять своей энергией, как будто батарейку заряжаем и учим распределять этот заряд. Во-вторых, у них происходит коммуникация с другими детьми, социализация. Мы занимаемся вопросами, связанными с большой и мелкой моторикой, то есть развитием базовых физических качеств мобильности, активности, чтобы они двигались, выполняли какие-то задания.

В процессе происходит первое общение с тренером, но поскольку есть родитель рядом, то снижается уровень стресса. И, конечно же, это вовлекает родителей, что является комплексной работой. Некоторые коллеги нас спрашивают: «Как вы там проводите занятия? Расскажите нам упражнения». Мы говорим: «Суть не в упражнениях. суть именно в структуре тренировки и в работе с родителем» То, что мы говорим родителям, какие расставляем акценты и есть жемчужина нашей методики.

Как вы поступите с ребёнком, который будет играть не в соответствии с вашими установками, а по наитию: станете направлять его деятельность в нужное русло или предоставите ему свободу действий?

Мы стараемся давать детям свободу в плане принятия решения. Наш подход заключается в том, чтобы следовать не авторитарному мышлению, то есть тренер сказал и тренер прав, а дать возможность самому принять решение. Мы аргументируем нашу позицию и ждём, чтобы ребенок принял её. Если он её не принимает, то, естественно, направляем его деятельность в нужное русло. Стараемся создать условия для того, чтобы развить этот творческий потенциал. Но сделаю оговорку: есть определённые правила, которые нарушать не рекомендуется. В этом мы видим дисциплину и порядок.

В каком формате проходит ежегодный фестиваль «Кубок «Искры»? Какими активностями вы стараетесь его разнообразить?

Есть несколько важных моментов. Первый заключается в том, что у нас нет победителей и поигравших, мы не используем шаблоны в виде первого, второго, третьего места и делаем акцент на счёте. Мы поощряем активные действия детишек на турнире аплодисментами, памятными призами, медалями, грамотами и выделяем лучшего игрока в каждой команде.

Каждый год мы проводим турнир по-разному, но стараемся делать торжественную часть на открытии. Делим большую площадку на несколько частей, и ребята играют в укороченных форматах, что тоже немаловажно: больше касаний мяча, короткие игры по группам, чтобы каждая команда сыграла с каждой, познакомились в первую очередь, потому что игры проходят между филиалами, отделениями разных школ, которые находятся в разных частях города. Мы стараемся, чтобы они получили мотивацию уже во время торжественной части и поняли, что это важное мероприятие.

На чьи плечи ложится организация сборов для ребят, тренирующихся в вашей футбольной школе?

Всё за счет родителей, потому что школа коммерческая.

Олег, какими советами вы могли бы поделиться с теми, кто хочет проявить себя в индустрии спорта?

Я посоветую лишь одно: важно жить именно этим делом и любить его, быть вовлеченным, другими словами. Если человек просто хочет на этом как-то заработать, то не получится. Так или иначе, вы столкнетесь с трудностями, и вам потребуется внутренний ресурс для того, чтобы это пережить, и для того, чтобы с этим справиться. Когда опускаются руки, когда ты видишь какую-то несправедливость или что твой труд не оценивают по достоинству, в эти моменты как раз и возвращайся к тому, что ты любишь, а любовь — это действия.

Добавить комментарий