Тренер по прыжкам на батуте

Олег Лапцевич — целеустремленный и энергичный человек. Его жизнь тесно переплетена со спортом: от юного гимнаста до зрелого спортсмена, а теперь вдумчивого тренера. Его характеризует стремление к саморазвитию, что видно по решению сосредоточиться на учебе и успешному сочетанию тренерской работы с учебой в вузе. Несмотря на некоторые сожаления о прошлых решениях, он демонстрирует мудрость и принятие своего жизненного пути.

«Зал стал вторым домом»: о спорте, тренерстве и любви к своему делу


Олег, вы начинали со спортивной гимнастики. Как получилось, что вы перешли на прыжки на акробатической дорожке? Что вас в ней привлекло, чего не хватало в гимнастике?

Из спортивной гимнастики мне, скорее, пришлось уйти. Дело в том, что мой тренер ушел на пенсию, а новому тренеру наша группа не вызывала особого интереса из-за наличия у него своих воспитанников. Вследствие этого методист нашего комплекса предложил мне попробовать себя в другой секции. Выбор был между спортивной акробатикой и прыжками на дорожке. Я остановился на втором и ни разу не пожалел.

Вы завершили карьеру спортсмена в 2020 году, чтобы сосредоточиться на учебе. Это было сложное решение? Чувствовали ли вы тогда, что что-то не завершили, или это был осознанный и безболезненный шаг?

Решение уйти с прыжков на дорожке было тяжелым, потому что моей целью было звание мастера спорта. Начиная с 5 лет, я провел очень много времени в залах комплекса «Дворец гимнастики», который стал мне вторым домом. На то решение наложилось много обстоятельств: увольнение тренера, учеба, пандемия коронавируса. Я сначала взял паузу, а в августе 2020 года, когда меня спросили, буду ли я возвращаться, я ответил «нет». Уже осенью я понял, что не могу без спорта, но вернуться в прыжки на дорожке уже не мог, потому что сам отказался, хотя меня и звали. Скорее, я жалею о своем решении, но считаю, что раз так случилось, значит, так было нужно. В целом я хотел вернуться в спорт, поэтому начал ходить на секцию дзюдо вместе с братом. Это дало мне бесценный опыт: даже за короткий срок я смог завоевать несколько наград на чемпионатах. Мне очень импонировал тренер, и сама смена спорта немного смягчила уход из места, где я провел 10 лет.

Вспомните свои две бронзовые медали на чемпионате Беларуси. Что для вас значат эти награды сейчас, спустя годы, уже с позиции тренера?

Для меня те бронзовые медали чемпионата и кубка Беларуси являются очень ценными. А с позиции тренера мне было бы очень приятно за своего воспитанника, который завоевал бы такие же награды.

Вы стали тренером спустя три года после завершения карьеры. Что стало тем спусковым крючком, который заставил вас вернуться в зал, но уже в новой роли?

Когда я был на 1 курсе, то, как и большинство студентов, начал искать работу. Я рассматривал только варианты, связанные со спортом. Среди многих предложений я выбрал организацию «Небо спорт». Это было мое первое рабочее место, и я работаю там до сих пор.

Ваш спортивный опыт, безусловно, помогает в тренерской работе. А в чем, как вам кажется, заключается главное отличие мышления тренера от мышления спортсмена?

По-моему, отличие заключается в том, что спортсмен в индивидуальных видах спорта большую часть времени думает о себе. Когда же ты тренер, тебе приходится думать о каждом ученике, плюс ко всему — искать к каждому индивидуальный подход. И это только вершина айсберга!

Работа с детьми — это особая история. Как вы находите подход к каждому ребенку? Расскажите о своем методе мотивации: как вы зажигаете в них любовь к спорту?

Подход к ребенку я нахожу через понимание его возможностей. Также я смотрю на его характер и психотип. Я стараюсь, чтобы у детей появлялось желание заниматься, и объясняю, что просто так ничего не бывает. Чтобы чего-то добиться, нужно постоянно работать над собой.

Прыжки на батуте и акробатическая дорожка — травмоопасные виды спорта. Как вы выстраиваете тренировочный процесс, чтобы минимизировать риски, особенно для начинающих?

Да, прыжки на батуте, как и все сложнокоординационные виды спорта, травмоопасны. Поэтому важно обеспечить ребенку правильную и качественную подстраховку. Где-то это обычный поролоновый мат, где-то — мои руки. Плюс также важно ставить правильную технику и проводить грамотную разминку. Тогда риск получения травм значительно снижается.

С какими самыми распространенными страхами (например, боязнь высоты, сложного элемента) сталкиваются ваши подопечные и как вы помогаете им эти страхи преодолевать?

Да, основные страхи — это как раз боязнь высоты и выполнение сложных элементов, в особенности различных видов сальто. Через разговор с ребенком я стараюсь донести, что всегда нахожусь на подстраховке. Главная задача — технически правильно выполнить элемент и ни в коем случае не передумывать в момент его выполнения.

Вы учитесь в Московском государственном университете спорта и туризма по специальности «Рекреация и оздоровительный туризм». Как знания, полученные в вузе, помогают вам в практической тренерской работе?

Знания, полученные в вузе, очень помогают в организации тренировочного процесса, потому что там есть множество предметов, связанных с тренерской работой. Также у меня есть возможность на парах попробовать что-то, что я хотел бы применить на своих занятиях.

На первый взгляд, тренерство и оздоровительный туризм — разные сферы. Видите ли вы точки их соприкосновения? Возможно, у вас есть идеи, как объединить эти направления в будущем?
Моя специальность «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» относится к профилю «Спортивно-оздоровительные технологии и фитнес». Вследствие этого я получаю важные тренерские знания, например, для ОФП и разминки, так что точки соприкосновения, безусловно, есть.

Современный тренер — это не только специалист в своем виде спорта. Какие еще навыки, помимо профессиональных, вы считаете необходимыми для успеха в этой профессии сегодня?

Да, сейчас современному тренеру мало просто опыта в своем виде спорта. Также нужно знать психологические составляющие, важно иметь знания и в области общей физической подготовки. Добавлю, что необходимо умение пользоваться современными технологиями, потому что, например, сейчас на тренировках часто используют видеоповторы для анализа техники исполнения элементов.

Ваш аккаунт ВКонтакте говорит о том, что вы увлеченный человек. Как ваши хобби и увлечения за пределами зала влияют на вашу работу? Помогают ли они «перезагружаться»?
Свободного времени, конечно, не много, потому что есть и учеба, и тренировки, и составление тренировочного процесса. Но в отпуск я стараюсь съездить в другие города, а в обычный выходной договариваюсь с друзьями о прогулке. За счет этого я прекрасно провожу время и действительно «перезагружаюсь».

Прошлое спортсмена всегда с ним. Используете ли вы какие-то техники или установки из своего спортивного прошлого, чтобы справляться с вызовами в нынешней жизни и работе?

Вообще, свою тренерскую модель преподавания я создаю на основе собственного опыта. Я беру некоторые установки, которые мне говорили мои тренеры, особенно в области мотивации. Без желания вряд ли что-то получится у ребенка, поэтому важно, чтобы это желание появилось и с каждой тренировкой только усиливалось. Могу добавить, что порой приходится ставить себя на место ребенка, чтобы понять, как лучше объяснить.

Если бы у вас была возможность вернуться в прошлое и дать совет себе-новичку, который только-только пришел в зал, что бы вы сказали?

Честно говоря, глобально я ничего не стал бы менять. Считаю, раз так вышло, значит, так и должно было быть. Но, конечно, я бы хотел сказать себе маленькому: «Не бойся, рискуй. Не ошибается тот, кто ничего не делает, поэтому пробуй». В целом я вполне доволен своей спортивной карьерой и тем, как она сложилась.

Каким вы видите себя как тренера через 5-10 лет? Это работа в спорте высших достижений, развитие массового направления или реализация проектов на стыке спорта и туризма?

Не хочу загадывать. Пока что я работаю тренером, и мне это нравится. А что из этого получится в будущем — это уже совсем другая история.

Фотографии предоставлены героем публикации.


Больше на

Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.