Николай Ермолаев

«Сыграть хорошего тренера невозможно, дети сразу чувствуют фальшь»


Николай, что вас побудило связать свою жизнь со спортом?

На самом деле, это получилось спонтанно. Моя сестра собиралась на тренировку, и вдруг мне захотелось поехать с ней. Мама меня не пускала, я расплакался, в итоге она сказала сестре: «Пусть один раз съездит». Настя отпрыгала ещё два года, а я остался на 11 лет.

Вы с отличием окончили государственное училище олимпийского резерва. Что, на ваш взгляд, труднее: поступить или учиться?

Поступить туда нетрудно, если есть какие-либо достижения в спорте. А вот учиться там непросто — преподаватели требовательные, и они не закрывают глаза на то, что ты спортсмен. Там все учащиеся — спортсмены. Учился на заочном отделении. Но когда приходило время сессии, спрашивали по полной!

С 2002 по 2013 г. вы занимались прыжками на батуте. С какой попытки удалось выполнить свое первое сальто?

Честно говоря, я не помню, с какой попытки это получилось. Перед первым сальто дают очень много подводящих и подготовительных упражнений. Существует спортивная лонжа, тренировочное устройство, позволяющее относительно безопасно разучивать акробатические элементы.

Прыжки на батуте — травмоопасный вид спорта. Случалось ли вам получать травмы на тренировках?

Да, конечно. Их было достаточно. Самая серьёзная в моей карьере — перелом руки и травма спины, когда я решил поднять батут в одиночку. Этот надрыв я смог вылечить только когда закончил спортивную карьеру. Менее серьёзные — растяжение различных связок.

Что батутист ощущает во время полета?

Порой приходили мысли, что я как птица могу быть какое-то время в воздухе. Иногда смотрел на некоторые настилы и думал о том, какие же они пыльные, а во время лета — как же жарко наверху. (Улыбается.) К высоте быстро привыкаешь и во время распрыжки думаешь только о первом элементе. Набираешь нужную высоту, подбираешь точку для начала комбинации и начинаешь.

Вы учились в ТГУ на факультете физической культуры и спорта по профилю «работа с детьми с ограниченными возможностями». Каким образом, по вашему мнению, спорт и физкультура влияют на детей с ОВЗ?

Психологическое значение спорта как отдыха: человеку с ОВЗ нужно рассматривать каждую тренировку не только как победу, мышечную борьбу за восстановление силы, но и как источник радости. Когда у такого ребёнка получается попасть мячом в корзину, он радуется, радуется по-настоящему!

Работа с «солнечными детьми», именно так я их называю, требует большого внимания, стрессоустойчивости и, конечно же, любви к своему делу.

В вашей биографии есть интересный период — работа в цирке им. Юрия Никулина и в Cirque du Soleil. Как вам кажется, что объединяет спорт и цирк, а что разводит эти две сферы деятельности по разные стороны баррикад?

Спорт и цирк объединяет достижение результатов. Но в спорте готовятся к результату, который необходимо показать один раз на соревнованиях. Далее — снова подготовка к следующему старту.

В цирке совсем по-другому. Свои достижения артист демонстрирует постоянно. А ещё помимо трюков, необходимо проявлять артистизм. Не в обиду спортсменам, но… С каким лицом они исполняют трюки, а с каким это делают цирковые артисты?

В настоящее время вы тренер детского фитнеса в World Class. Тот факт, что вы выбрали данную профессию, характеризует вас как человека, любящего детей?

Да, конечно, я люблю детей! Я рад, что могу их тренировать и передавать им свой опыт. Очень приятно наблюдать, как они с горящими глазами бегут на тренировку. Сыграть хорошего тренера невозможно, дети сразу чувствуют фальшь. Поэтому с первого знакомства я стараюсь быть максимально открытым для ребёнка.

Расскажите, что такое детский фитнес? Как вы проводите тренировки?

Детский фитнес – это спортивные занятия, которые могут включать в себя элементы хореографии, гимнастики, аэробики и йоги. У нас большой выбор тренировок для детей в возрасте от 14 месяцев до 16 лет.

Перед началом любой тренировки мы общаемся с ребятами, я проговариваю, чем мы сегодня будем заниматься, интересуюсь состоянием здоровья.

Проводим разминку, разогреваемся и подготавливаем тело к тренировке. Выполняем предстретчинг, чтобы активировать нервную систему, и приступаем непосредственно к уроку.

В занятии нужно учитывать все особенности детского организма. Какие упражнения давать можно, а какие стоит придержать для подростков.

Какие успехи и достижения ваших воспитанников за последнее время вас особо порадовали?

Могу ответить так: любой успех моих детей меня радует. Кто-то начал правильно выполнять отжимания, кто-то сгибание туловища (упражнение на пресс). Особо порадовал один из моих воспитанников: после трёх с половиной месяцев занятий акробатикой он начал самостоятельно выполнять сальто назад.

В Instagram вы отметили, что приступаете к трансформации своего тела под руководством тренера. Согласны ли вы с тем, что этот процесс влияет на преобразование не только тела, но и сознания?

Да, конечно. Я с вами полностью согласен! Через спорт мы меняем не только тело, но и сознание. Тренировки способствуют выработке серотонина и увеличивают приток кислорода к головному мозгу, что, в свою очередь, влияет на способность мыслить ясно и творчески. Тренер может не только показывать технику и давать рекомендации, но и работать как психолог.

 Как вы думаете, спорт изменил вашу жизнь?

Безусловно. Я много путешествовал по стране и миру. Спорт расширил мой кругозор, и на самом деле, даже не представляю, чем бы я сейчас занимался. Он дал мне хорошие данные для работы в цирке, а теперь и в World Class.

Благодаря спорту поменялось и моё окружение. Подростком мне удалось избежать дурных компаний.  Я благодарен спорту за всё, что у меня есть сейчас. Отдельное спасибо маме и тренеру Татьяне Анатольевне Шайхуловой, которые держали меня в ежовых рукавицах. (Улыбается.)

Было пару раз, что хотел бросить спорт. Тут как раз включался тренер как психолог. После этого я возвращался к тренировкам с новыми силами.

Если бы о вас сняли фильм, то как бы он назывался?

Опыт — лучший учитель. Я много раз сталкивался с ситуациями разной сложности. Выйти из них во многом помогал личный опыт и опыт старших товарищей.

Николай, какие рекомендации по подготовке к соревнованиям вы могли бы дать юным спортсменам?

Опыт спортивных соревнований говорит о том, что излишнее волнение — первый враг хорошего результата. Так что, во-первых, готовьтесь морально и физически к соревнованиям. Ошибки на этапе подготовки чреваты перегоранием во время старта. И второе. Чётко следуйте указаниям тренера, задача которого настроить на полную реализацию того, чем воспитанник овладел в своём виде спорта. Считайте, что ваш наставник — это вторая мама или второй папа.

Добавить комментарий