Никита Чистов

Тренер, журнал "Тренер", Никита Чистов

«Всегда нравилось брать на себя ответственность и вести команду за собой»

Никита, занимаясь футболом с первого класса, вы неоднократно примеряли на себя роль официального лидера команды. Как думаете, что вас делало хорошим капитаном?

Думаю, что личный пример. Я по полной выкладывался на тренировках, можно сказать, приходил первым и уходил последним. Лидерские качества — без них капитаном стать не получилось бы. А ещё всегда нравилось брать на себя ответственность и вести команду за собой.

Есть ли сходство между быть капитаном команды и её тренером?

Сходство проявляется в уважении команды и к тренеру, и к капитану. В университетской команде я совмещал эти две должности, и стоит отметить, что это очень тяжело. Тебе всегда нужно быть наготове, разговаривать и общаться с игроками, уметь объяснять ошибки, сглаживать конфликтные ситуации, быть лидером и на поле, и на скамейке.

Как образование по специальности «Тренер по футболу» и профильное обучение в академии РФС подготовили вас к должности тренера?

Я получил очень много полезного, что можно использовать на практике в тренировочном процессе. Помогло общение с другими тренерами, обсуждение различных проблем, советы по тренировкам. Проще говоря, знания, полученные на данных курсах, применяю до сих пор.

Вы прошли курс под эгидой UEFA «iCoachKids». Какие рекомендации известных европейских тренеров относительно создания эффективной среды для занятия детей спортом вы взяли на вооружение?

Ребёнок — это не взрослый. В тренировочном процессе нужно учитывать возрастные особенности, нельзя проводить детские тренировки точно так же, как и для взрослых. У детей весь тренировочный процесс должен проходить в игровой форме, чтобы ребёнку было интересно заниматься вместе с вами.

Как вы считаете, путь от второго до старшего тренера вам удалось пройти за счёт ваших амбиций?

Нет, я просто хотел развиваться как тренер и получать новые знания. Когда понял, что готов стать старшим тренером, попросил руководство школы дать мне возможность попробовать себя в этой роли. В итоге сейчас во всех группах, где я тренирую, являюсь старшим тренером.

Как старший тренер ДФШ «Футболика» вы руководите образовательной программой всех тренеров этого спортивного учреждения в г. Пенза. Скажите, какой вклад в развитие футбола в вашем городе вы хотели бы внести?

Прежде всего, обучение тренерских кадров. В будущем хотелось бы создать в городе открытый совет тренеров, где бы собирались наставники из всех школ города и делились своим опытом.

Если бы вы могли изменить что-то в футболе, то что бы это было?

Думаю, я бы реформировал систему подготовки футболистов в детско-юношеском футболе. Давал бы в первую очередь работу отечественным тренерам в РПЛ и ФНЛ.

В «Футболике» матчи проходят без счёта. Согласно вашей философии, дети, играющие в футбол, прежде всего, должны получать удовольствие от игры. А с какого возраста, на ваш взгляд, оптимально воспитывать в ребятах дух соперничества, заряжать их на победы?

Ребята играют на победу всегда, просто мы не ведём подсчёт голов, чтобы убрать с них груз ответственности, научить наслаждаться игрой и снять родительское давление, что тоже оказывает влияние на юных футболистов. Мы хотим, чтобы ребята получали удовольствие от игры и стремились побеждать, а счёт сам по себе не так важен детям, и без него понятно, кто победил, а кто проиграл.

Расскажите немного об игроках основанной вами любительской команды Tigers: кто они по профессии, по каким причинам начали заниматься футболом, что их всех объединяет?

Так получилось, что команда «разношерстная», играют у нас и предприниматели, и логисты, и руководители предприятий, и строители, и таксисты. На самом деле у каждого моего игрока своя история, почему он стал заниматься футболом. Одни хотят показать на своём примере детям, как нужно относиться к спорту, другие — поддерживать форму, третьи — развиваться и расти в футболе. А кому-то важна атмосфера, им просто нравится приходить вечером на тренировки и играть вместе с друзьями. Нас объединяет любовь к футболу и стремление доказать, что научиться играть можно в любом возрасте.

Что вам нравится в работе с взрослой возрастной группой?

Мне нравится, что какими бы сложными не были упражнения, какие бы новые элементы тактического плана мы не отрабатывали, команда никогда не сдаётся и всегда идёт до конца.

Какие ожидания от предстоящего сезона, к которому вы продолжаете готовиться с командой Tigers?

На предстоящий сезон у нас есть чёткая цель: попасть в золотую лигу в своём дивизионе и выйти в плей-офф в розыгрыше за кубок. Маленькими шагами мы идём к ней.

В чем, по вашему мнению, заключается тренерское счастье?

Видеть, что твои старания не напрасны. Самое классное — это наблюдать, как футболист, с которым ты занимаешься, отрабатывает новые приёмы, применяет их. Приятно, когда ты обучаешь команду, которая никогда не играла на крупных турнирах, перемещениям и розыгрышам, а они их потом используют на матчах — это ценно. Вот оно, тренерское счастье!

Заглянув в ваши социальные сети, обращаешь внимание на то, что вы любите читать футбольную литературу. Какая книга вдохновляет больше всего?

На самом деле футбольной литературы очень много, но я хочу выделить две книги, которые меня впечатлили. «Юрген Клопп. Верьте в нас» — очень мотивационная биография тренера, который смог возродить некогда великую команду и вернуть ей статус топ-клуба. Также могу посоветовать почитать «Top Manager. Как думают футбольные лидеры». Это книга с советами ведущих тренеров по психологии команды. Там говорится о том, как справиться с тяжёлыми решениями, которые ложатся на плечи наставников.

Какими советами вы могли бы поделиться с начинающими тренерами по футболу?

Развиваться, развиваться и ещё раз развиваться. Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Если вы стали тренером и тренируете команду или группу, это не значит, что вам больше нечему учиться. Тренер — профессия, в которой каждый день появляется что-то новое, не стесняйтесь изучать информацию, смотрите актуальные материалы, читайте профильную литературу и вы станете действительно хорошим специалистом.

Добавить комментарий