«Привлечение всех категорий населения к занятию спортом для меня является самым главным приоритетом профессиональной деятельности»


Наталья Васильевна, вы являетесь ректором института физической культуры, спорта и туризма, председателем ученого совета, занимаетесь научной деятельностью. Остаётся ли у вас время на преподавание, или оно осталось в прошлом из-за такой колоссальной занятости?

Образование, как и спорт, стали неотъемлемой частью моей жизни. Конечно, учебные занятия для студентов в формате лекций, семинаров, зачётов и экзаменов я уже не веду. Но это не мешает мне принимать активное участие в образовательном процессе. Например, мы (с проректорами, деканами, зав. кафедрами – прим. ред.) проводим совместные встречи со студентами, выявляем дефициты и потребности. Общаемся с преподавателями и делаем акцент на вызовах государства в целом и Департамента спорта в частности, а также на обозначенных заранее проблемных местах, по мнению студентов. Таким образом, наш коллектив применяет необходимые корректировки в образовательном процессе. Ещё одним вкладом является МУСЦ (Московский учебно-спортивный центр – прим. ред.) – центр дополнительного профессионального образования, который был создан в структуре Департамента спорта города Москвы, успешно функционировал на протяжении 9 лет, а теперь станет одним из направлений нового Московского государственного университета спорта и туризма.

Не кажется ли вам, что нынешняя должность будто максимально вбирает в себя весь ваш опыт прошлого — тематику диссертации, образовательную деятельность, руководство центром обучения в русле спорта?

Конечно! Ректор единственного университета подведомственного Москомспорту – это большое достижение любого человека, ведущего образовательную, научную, спортивную и руководящую деятельность. Доказать свою профпригодность, наличие необходимых компетенций, добиться достижений на протяжении своей карьеры, стать заметной и полезной – личная гордость и огромная благодарность команде единомышленников. Но это не значит, что «дело сделано» … Скорее наоборот, это своего рода аванс. Впереди много работы! Но как вы верно подметили, будучи студенткой, а теперь ректором Университета, мои мысли и цель неизменны. Сделать образование в области физической культуре и спорта отвечающим вызовам жителей города Москвы. Кадры, которые мы готовим должны решить все задачи, которые Москва ставит перед собой, как перед крупным мегаполисом в плане оздоровления населения, адекватной организации физкультурно-оздоровительного досуга, развитие физических качеств и остальных целей и задач физической культуры и спорта.

Ранее вы руководили центром Москомспорта, развивали его с первых лет существования. Как вы считаете, удалось ли увеличить число граждан Москвы, которые активно и регулярно занимаются спортом? Какие результаты работы, проделанной вами и сотрудниками центра, радуют вас больше всего?

Наши результаты говорят сами за себя. Начиная с 2011 года, мы развивались, улучшали программы, подбирали высококвалифицированных педагогов и стали самым крупным центром дополнительного профессионального, физкультурного образования. Ежегодно у нас учится около 4.000 слушателей из Москвы и других регионов России. Многие обучаются по программам профессиональной переподготовки с присвоением новой квалификации. Во-первых, это очень значимые для нашей отрасли сотрудники, которые имеют либо высокие спортивные достижения – олимпийские чемпионы, чемпионы мира; либо обладают продолжительным опытом профессиональной деятельности – главные тренеры сборных команд страны, заслуженные тренеры РФ. К сожалению, у них не было профессионального образования, раньше законодательство это позволяло. Теперь обеспечив их программой профессиональной переподготовки – необходимую квалификацию мы им дали и категория людей, которая находилась под риском увольнения осталось работать в нашей отрасли. 

В одном из интервью вы рассказывали, что ваш сын занимался вашим любимым конькобежным спортом, а тогда ещё 4-летней дочери нравилась гимнастика. Влюбились ли ваши дети в спорт так же сильно, как и вы?

Любить спорт сильнее меня очень тяжело! Но моя семья старается ни в чём мне не уступать. Моя дочь входит в сборную команды Москвы по Ушу она выполнила норматив кандидата в мастера спорта, и она выиграла первенство России. Мои младшие дети одному 8, он тоже занимается Ушу 3 год, тот которому 5 лет занимается спортивной акробатикой. Старший сын всю свою сознательную жизнь занимался спортом и конькобежным, и дзюдо, и самбо, закончил спортивно-педагогический колледж, соответственно, имеет физкультурное образование, но высшее образование получает в МГЮА имени Кутафина – выбрал для себя такое юридическое направление.

Говоря о образовательных потребностях в сфере спорта, вы отметили: “Современный тренер обязан быть мультипрофессионалом. Он должен владеть не только технологией подготовки спортсмена в каком-то определенном виде спорта, но и смежными дисциплинами: знать особенности правильного питания спортсмена на разных этапах подготовки, вести психологическое сопровождение подопечного перед и во время турниров, учет биоритмов, проводить восстановление после нагрузок.” Разве ранее не было столь же высоких требований к высококвалифицированным тренерам? Что-то кардинально изменилось на последние 2-3 десятилетия в этой сфере?

Дело в том, что спорт является деятельностью состязательной и результаты в спорте год от года растут – 100 метров мы бежим, плывём или бежим на лыжах всё быстрее и быстрее, в тяжёлой атлетике поднимаем вес всё больше. Поэтому спорт зачастую требует запредельных нагрузок. В связи с этим идёт постоянный поиск как абсолютно новых средств в подготовке спортсменов, так и вспомогательных факторов, которые позволяют справляться с запредельными нагрузками и достигать всё более высоких результатов, которых до этого не было. В связи с этим спорт является инновационной и поисковой отраслью социальной жизни любого государства. Вот почему всем работникам данной сферы так важно уметь ставить перед собой задачи, владеть методикой, методологией научного поиска как в своей отрасли, так и в смежных – питание, психология, новые спортивные сооружения или новое спортивное оборудование, изучать всё что помогает спортсмену достигать этого результата и не на секунду не останавливаться в своём профессиональном развитии.

Вы очень много лет работали в сфере обучения специалистов физической культуры и спорта, в том числе как ученый, в теории и на практике. Что, на ваш взгляд, является ключевым в подготовке тренеров высокого уровня?

Я думаю, что самым главным в подготовке тренеров высокого уровня является то, чтобы тренер во главу угла ставил спортсмена, человека, ребёнка. Ведь спортсмен не является средством достижения высоких спортивных результатов, спортсмен является совершенным смыслом и сутью спорта. Любой тренер должен строить свою работу так, чтобы быть максимально полезным конкретно этому спортсмену, чтобы он развил свои качества и проявил себя самым лучшим образом.

В юности вы стали КМС по конькобежному спорту, а затем стали важным звеном сферы физического воспитания, но не тренером, как часто бывает. Почему вами был сделан именно такой выбор? Что на вас повлияло?

Вы знаете, каждый человек, оглянувшись назад, может вспоминать свою историю и возможности. Столько событий, столько вариантов и принятых решений, которые привели к конечному результату… Не счесть. Где-то сработало желание, где-то разум, где-то интерес и любопытство, где-то стечение обстоятельств, ну и конечно удача. Конечно, свою роль сыграли и ошибки, невезенье. Отвечая на ваш вопрос – повлияла жизнь. С вашего разрешения, добавлю и отвечу на собственный вопрос «Поменяла бы я что-то оглядываясь назад?» — Нет, я счастливый человек, занимающийся любимым делом, приносящий пользу стране и конкретным людям. Это счастье.

В вашей монографии “Физическая культура: непрерывное профессиональное образование” важный акцент ставится на том, что нельзя останавливаться в обучении. По вашему мнению, в настоящее время это относится ко всем отраслям или где-то жизнеспособна старая модель “получил образование — работай, опираясь на эти знания”?

Отвечу простым примером. После 9 класса абитуриент поступает в колледж, спустя 4 года получает профессию, например, «Повар». Приходит в кафе и начинает свою деятельность. Сначала ему дадут ведро, тряпку и швабру, затем губку и моющее средство, затем погрузка\выгрузка, маркировка продуктов … Спустя какое-то время допустят до приготовления простых блюд. К чему я веду? Момент, когда большая часть выпускников станет шеф-поварами наступит тогда, когда технологии приготовления уйдут вперёд. Не изменятся? Допустим. Но уж точно изменится техника. Прогресс, от него не уйти. Хочешь быть нужным? Адаптируйся, обучайся! Перед тем как заступить на должность ректора, я лично проходила переподготовку. Да, какие-то вещи знала, а где-то подчерпнула новое и уже сейчас успешно использую в работе. Позвольте совет всем слушателям, особенно тем, которые думают, что они всё умеют и в них всегда будут нуждаться. Это не так, на ваше место можно найти более молодых, не менее компетентных специалистов со знанием ресурсов позволяющими выполнять тот же объём задач, но быстрее. Если вы не готовы с ними конкурировать, то вы либо будете стоить дешевле, либо будите вынуждены искать новую работу. Чем быстрее вы это осознаете и начнёте меняться, тем лучше для вас! Обучайтесь! А если думаете, что обучились, помните: «Обучайтесь ВСЕГДА»!

Вы в отличной форме и замечательно выглядите. Какова в этом роль спорта и физической активности или всё же генетика, режим, уход за собой?

(Улыбаясь– прим. ред.) Благодарю. Как и успехи каждого человека в спорте, образовании и других сферах зачастую связанны с комплексным подходом, так и в ответе на ваш вопрос. В первую очередь, конечно, спасибо маме и папе, за жизнь, воспитание, генетику. Во вторую очередь спорту – в здоровом теле, здоровый дух! Профессии, ведь педагог не имеет права выглядеть не достойно. Ну и конечно, моей приобретённой семье. Я должна всегда быть личным примером для своих детей. Муж должен не потерять искорку. Отдаваясь профессиональной деятельности, собой приходится жертвовать, но забывать про себя нельзя.  

На основе вашего опыта — чтобы человек с детства привыкал к спорту и любил его, важно настойчиво водить его пробовать себя в различных спортивных секциях до тех пор, пока он не сделает свой выбор?

Я не сторонник радикальных мер. Всё хорошо в меру. Все виды спорта можно увидеть по телевизору в интернете. Большинство можно попробовать в домашних, уличных условиях. Затем прийти в профессиональную секцию. Но при этом, если ребёнок долго занимается конкретным видом спорта профессионально, вне зависимости от успехов, вдруг решает всё бросить – переходный возраст. То здесь, как мне кажется, нужно настоять на продолжении деятельности. Ведь это поможет ребёнку в будущем. Став взрослым, ой как не всегда придётся делать то, что нравится и хочется. Придётся себя перебарывать, добиваться вопреки… Поэтому решение о секции ребёнок должен принять сам, вы лишь должны продемонстрировать многогранность спорта. А в дальнейшем использовать спорт не только как хобби, но и воспитание. Ещё раз подчеркну, что это субъективно моё личное мнение.

Вернемся к тренерству — нужно ли потенциальному тренеру быть хорошим спортсменом или навыки педагога приоритетнее?

Моя позиция уже много лет неизменна, спортсменом можешь ты не быть, но обучать обязан! Да, есть спортсмены, которые не имеют высоких спортивных достижений, но настолько любят спорт и детей, обучились и успешно применяют педагогические навыки, что выращенное ими поколение спортсменов становятся чемпионами или не менее великими тренерами. На мой взгляд, гораздо хуже, когда человек выдающийся спортсмен, который становится тренером, не обладая необходимыми компетенциями, набирает молодёжь за счёт своего имени и не может их обучить. Хорошо, если он признаёт этот факт и ищет себя в другой профессиональной роли или проходит обучения становясь более качественным специалистом, что, к сожалению, встречается не всегда. Конечно, стоит говорить и об обратном – не редкость, когда прославленный спортсмен равно отличный тренер. Подчеркну, на мой взгляд навыки педагога приоритетнее для тренера.

Вопрос к вам как к человеку науки — какие темы и направления интересуют вас сейчас больше всего и почему?

Если смотреть с глобальной точки зрения, то привлечение всех категорий населения к занятию спортом для меня является самым главным приоритетом профессиональной деятельности. Однако, конкретно сейчас нас больше всего интересует тема объединения 3-х спортивных организаций в единый образовательный кластер спортсменов города Москвы. Все мысли, цели, проекты и задачи направленны только на это. В сентябре мы открываем набор, приходите, приводите детей на программы колледжа, бакалавриата, магистратуры! И как уже говорила, не забывайте про себя – программы дополнительного образования продолжат своё функционирование и будут только лучше!

Каким вы видите отечественный и мировой спорт в ближайшие десятки лет на фоне последствий пандемии, допинг-скандалов и нестабильной экономической ситуации? Есть ли шанс пройти все трудности?

Знаете, чем хорошо падать? Потом приходится подниматься или сдаваться. Позиция президента нашей страны, министра спорта, руководителя Департамента спорта города Москвы и ректора Московского государственного университета спорта и туризма едина. Мы сделаем всё, чтобы подготовить спортсменов и тренеров высшего уровня! Вернём нам нашу гордость в лице гимна и флага! Докажем, что спорт должен быть вне политики! В очередной раз будем гордиться российскими чемпионами, которые взойдут на пьедестал! У нас не шанс, у нас обязанность. Я искренне уверена, что у нас всё впереди!

СПРАВКА:
Доцент
Кандидат педагогических наук
Ректор ГАОУ ВО МГИФКСиТ имени Ю.А. Сенкевича
Награждена нагрудным знаком «Отличник физической культуры и спорта»

Добавить комментарий