Надежда Сударева

Тренер, журнал "Тренер", Надежда Сударева

«Всегда хочется вырастить чемпиона, но, к сожалению, не каждый спортсмен станет победителем Олимпиады. Так что главное, конечно, — это привить детям любовь к такому замечательному виду спорта как лёгкая атлетика»

Надежда Ивановна, когда вы поняли, что посвятите свою жизнь тренерской деятельности?

Сразу после завершения профессиональной спортивной карьеры пришло понимание, что спорт вошёл в мою жизнь настолько глубоко, что бросить всё это уже не получится. Именно тогда и решила продолжать заниматься тем, что люблю, но уже в роли тренера.

С июля 2006 года вы занимаете должность тренера отделения «Лёгкая атлетика» в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Московской области «Училище олимпийского резерва № 1». В чем заключаются основные принципы вашей работы?

Основные принципы в работе — принципиальность, сдержанность, справедливость.

Что для вас, как для тренера, всегда было первостепенной задачей: привить любовь детям к лёгкой атлетике или сделать из своих воспитанников чемпионов?

Одно без другого, наверное, не бывает. Всегда хочется вырастить чемпиона, но, к сожалению, не каждый спортсмен станет победителем Олимпиады. Так что главное, конечно, — это привить детям любовь к такому замечательному виду спорта как лёгкая атлетика.

Как вы считаете, стоит ли спорт тех жертв, которые ради него приносятся?

Ради достижения любых результатов всегда приходится в большей или меньшей степени чем-то жертвовать. Спорт в этом плане не исключение, всё зависит от конкретных задач и целей.

Какая, на ваш взгляд, самая технически сложная дисциплина в лёгкой атлетике?

Каждая дисциплина по-своему сложная, но, пожалуй, легкоатлетическое многоборье — самая непростая.

Часто ли вам приходится сталкиваться с ребятами и родителями, которые хотят получить мгновенный результат?

В своей практике я с такими не сталкивалась. Все всегда прекрасно понимают и отдают себе отчёт, что без усердных тренировок не будет и результата.

Интересуетесь ли вы жизнью своих воспитанников, их успехами в учебе или обсуждаете с ребятами сугубо спортивные моменты?

На первом плане, разумеется, спорт. Но не зря говорят, что тренер — как второй родитель. Так что, конечно, всегда переживаю за спортсменов и за пределами стадиона. Это касается учебы, социально-бытовых вопросов и многого другого.

Как вам в своё время удалось добиться того, чтобы в СОШ № 39 поселка имени Воровского построили современную беговую дорожку и игровые площадки для командных видов спорта?

Для строительства спортивных объектов Олимпиады-80 в поселке было открыто АО «Регупекс», которое занималось, и по сей день занимается, производством и монтажом спортивных покрытий. Имея в маленьком поселке такое огромное предприятие, невозможно было не обратиться к его руководству с просьбой о помощи в обустройстве спортивных площадок и школьного стадиона. Нашлись спонсоры, которые помогли с монтажом, «Регупекс» выделил покрытия. Благодаря всему этому мы и получили современный на тот момент школьный стадион.

Как человек, который воспитывался по установкам и ориентирам советского времени, скажите, в какой момент произошла трансформация ценностей спорта, которые загубили великое наследие советского спорта?

Наверное, как и многое в нашей стране, в эпоху 90-х.

Есть у нынешних спортсменов то, чего не доставало спортсменам СССР?

Безусловно, есть. В первую очередь, это современные спортивные объекты, экипировка и инвентарь, средства контроля за тренировочной деятельностью и функциональным состоянием организма и многое другое, без чего современный спортсмен уже не может обходиться и чего не было в наше время.

Какие новые пути привлечения молодежи к занятиям лёгкой атлетикой вы видите?

В настоящее время огромный выбор видов спорта, куда ребенок может пойти заниматься. Очень сложно привлечь детей к занятиям именно лёгкой атлетикой, когда есть примеры футболистов и хоккеистов с многомиллионными зарплатами. Популяризацией вида спорта должна заниматься в первую очередь Федерация, продвигать спорт внутри страны, чтобы спорт был узнаваем. Этого сейчас совсем не происходит. А вообще, всё новое – хорошо забытое старое.

Вы работали старшим шапероном в допинг-контроле на многих всероссийских и международных соревнованиях, проводимых на территории России. Скажите, какими правами обладают сотрудники, сопровождающие спортсменов на допинг-контроль?

Все права офицера допинг-контроля расписаны в соответствующих документах ВАДА и РУСАДА. В первую очередь он должен знать права и обязанности спортсмена, который подвергается процедуре допинг-контроля, знать порядок процедуры, последствия невыполнения требований по соблюдению процедуры сбора проб.

Как вы думаете, насколько основательны допинговые обвинения против России, которые длятся уже на протяжении нескольких лет?

Не хотелось бы отвечать на этот вопрос. Мы сейчас наблюдаем ситуацию, когда спорт и политика неразрывно связаны, а что гласит Олимпийская хартия, все прекрасно знают.

Надежда Ивановна, какими рекомендациями вы могли бы поделиться с тренерами по лёгкой атлетике?

У каждого тренера своё видение методики тренировочного процесса. Хочется лишь, чтобы все мы смогли донести до наших воспитанников одно неизменное правило: умейте думать и тренироваться, приложите к таланту врожденному талант трудолюбия, любите спорт в себе, а не себя в спорте.

Добавить комментарий