Михаил Пальшис

Мастер спорта по спортивной акробатике, многократный победитель первенств, чемпионатов ЦФО и различных турниров по спортивной акробатике. Серебряный призер кубка России по спортивной акробатике.


«От спортивной акробатики к сцене: откровенный разговор с Михаилом»

Михаил, вы начали заниматься спортивной гимнастикой в 6 лет, а затем перешли в акробатику. Что вас привлекло в этом виде спорта?

Меня привел мой друг, он пригласил меня посмотреть на соревнования, а я и представления не имел, что это так интересно. В свои 12 лет я осознанно решил, что хочу делать так же. Я как будто почувствовал, что этот вид спорта мне подходит, и, как видно, не ошибся.

Какой момент в вашей спортивной карьере вы считаете переломным?

Акробатика — всё-таки групповой вид спорта, и чтобы тренироваться, тебе нужен партнёр или партнёры. Мы с моим верхним были перспективным составом, отлично начали сезон в новом для нас старшем возрасте… И вдруг его переходный возраст решил иначе. Начались пропуски тренировок, стали ругаться, и к концу сезона это был уже не такой сильный состав. После небольшого летнего отпуска он просто не вернулся, и я остался без партнёра.

Приблизительно 4–5 месяцев я тренировался самостоятельно, потому что тренер всегда говорил: «Дорожка выведет». И вывела! Меня позвали тренироваться в два города — Великий Новгород и Москву, где я повстречал Андрея Беседина, которого в дальнейшем позвал работать с нами в «Ленинград-центре». Так что всё, что ни делается, — всё к лучшему.

Спортивная акробатика – это риск, координация и доверие партнёру. Как вы выстраивали взаимодействие в групповых упражнениях?

Я считаю, что для того чтобы выстроить взаимодействие, чтобы партнеры доверяли друг другу, нужно просто каждый день тренироваться, по-другому никак. Всегда, когда собирается новый состав, ребятам нужно «притереться», привыкнуть друг к другу. Важно понимать: доверие не возникает мгновенно. Как и в любом спорте, акробатика — это море тренировок, оттачивание элементов и трюков до автоматизма, и в этом всем как раз и происходит проверка человека.

Какие качества, приобретённые в спорте, помогают вам сейчас в работе артиста?

Спорт дал мне главное — техническую базу. Все акробатические элементы, которые я выполняю на сцене, это прямое наследие моих спортивных лет. Но что интересно — пришлось сознательно «выветривать» многие чисто спортивные установки. Самый сложный переход — от мышления «трюк должен быть выполнен идеально» к «трюк должен рассказывать историю». Также спорт сильно дисциплинирует, и это тоже помогает мне.

Как выглядели ваши типичные тренировки в период активных выступлений?

В Ярославле я тренировался 6 дней в неделю по 4-5 часов. За это время надо было:

  • Размяться самому.
  • Размять элементы с партнером.
  • Пройти все три композиции (баланс, вольтиж и комбинированное упражнение).
  • Композиции мы повторяли раз 5-7.
  • После того как закончил с композициями, пора идти отрабатывать трюки.
  • В конце обязательно подкачка и растяжка.

В Москве всё примерно так же, но добавлялись тренировки в 7 утра на полтора часа, 3 раза в неделю — «зарядки».

Были ли у вас моменты, когда хотелось бросить спорт? Что вас мотивировало продолжать?

Был момент, я даже бросил на одно лето. Переходный возраст и гормоны взяли ненадолго верх надо мной, и мне больше хотелось гулять с друзьями, захотелось какой-то свободы. Но мама не самым хитрым способом (ремнём) смогла замотивировать меня вернуться в спорт, за что ей огромное спасибо. Не знаю, что бы сейчас делал без акробатики.

Как вы восстанавливались после травм? Какая из них была самой сложной?
Занимаясь таким травмоопасным спортом, жизнь меня уберегла, и за всё время я не получил ни одной серьёзной травмы. Конечно, от мелких проблем по типу растяжений, ушибов и хронических болячек не уйти. Надо следить за этим, вовремя делать ЛФК для проблемных зон (у меня это поясница и плечи), растягиваться и хорошо разминаться перед тренировкой.

Какой совет вы дали бы юным акробатам, которые только начинают свой путь?

Главное — верьте в этот вид спорта всем сердцем. Акробатика — это не просто дисциплина, а целая вселенная возможностей. Мой тренер когда-то сказал мне: «Этот спорт может стать твоей профессией даже после завершения карьеры». Эти слова стали моей мантрой и полностью оправдались. Процесс, конечно, долгий и сложный, зато в результате можно продолжать заниматься своим любимым делом, которым ты занимаешься всю жизнь, в компании людей, которые прошли этот путь с тобой, а как известно, сложности объединяют. Так что маленьким акробатам я бы сказал: тренируйтесь! И как можно больше.

Считаете ли вы, что современная методика подготовки в акробатике изменилась по сравнению с тем, как тренировались вы?
Безусловно, акробатика совершила качественный скачок. Недавно я посетил чемпионат России и был впечатлён прогрессом:

Ключевые изменения:

  1. Технический уровень
    • Спортсмены выполняют элементы повышенной сложности.
    • Появились совершенно новые связки и комбинации. Особенно видны изменения в смешанных парах и мужских четверках — ребята стали набирать заоблачную сложность, что сильно сказывается на итоговых баллах за композицию (естественно, в лучшую сторону).
  2. Организационные преобразования
    • Переход под эгиду Федерации спортивной гимнастики.
    • Модернизированная система судейства.
  3. Тренерская работа
    • Активное внедрение курсов повышения квалификации.
    • Создание площадок для обмена опытом.
    • Использование современных восстановительных методик.

Неожиданный эффект изоляции:
В условиях, когда российский спорт буквально изолировали с международной арены, российская акробатика смогла:

  • Углубить работу с молодыми спортсменами.
  • Разработать собственные тренировочные программы.
  • Усовершенствовать систему соревнований.

Главное — этот прогресс виден не только в элите, но и на региональном уровне. Спорт стал более профессиональным и системным.

Вы завершили спортивную карьеру в 2021 году. Трудно ли было принять это решение?

Решение о завершении карьеры пришло само собой, так что нет, принимать его было на удивление просто. Закончился сезон, и почему-то я вдруг понял — пора. К тому моменту я уже активно участвовал в «Студенческой весне», различных фестивалях и осознал важную вещь: на сцене я чувствую себя свободнее.

Здесь нет судей, которые ищут не натянутый носок, зато есть зритель, искренне восхищающийся твоим мастерством. Это ощущение оказалось для меня ценнее всего. Обсудил свои мысли с тренером, и он меня полностью поддержал. Я сделал выбор в пользу сцены — и ни разу об этом не пожалел.

Как вы попали в шоу Алексея Немова «Легенды спорта»? Чем отличается работа на спортивных и цирковых площадках?

Наш коллектив «Podval» попал в шоу «Легенды спорта» благодаря Феликсу и фестивалю «Таврида». Изначально мы поехали туда для отбора на ТВ-шоу «Dance Revolution», где хотели показать нашу версию симбиоза танца и акробатики. В результате мы не только прошли на шоу, но и впечатлили Феликса, и он пригласил нас выступить на «Легендах спорта». Признаюсь, я тогда сильно обрадовался — давно хотел выступить на этом шоу.

Ваш опыт в спортивной акробатике помогает в номерах «Ленинград-Центра»? Приведите пример.

Безусловно, помогает — акробатика является моим фундаментом.
Спортивная акробатика дала мне важнейшие качества:

Телесный интеллект — понимание механики движений.
Мгновенную концентрацию — способность «включаться» за секунду.
Выносливость — много работать и репетировать, но сохранять точность.

Яркий пример — номер «Кровать» из шоу «Lovesick». Там я выполняю различные акробатические прыжки. В спорте я отработал их до автоматизма, и это позволяет мне:

Выполнять их абсолютно безопасно.
Контролировать каждую фазу движения.
Одновременно сохранять актёрскую игру.

Без спортивной базы пришлось бы думать о технике, а не о художественном образе. А так — тело «помнит», и я могу полностью отдаться роли.

Хотели бы вы вернуться в большой спорт в качестве тренера?

На данном этапе жизни я отвечу: нет. Я еще хочу сам побыть акробатом, сделать всё, что задумал.
Но я не исключаю такой возможности в будущем. Когда придёт время завершать карьеру артиста, тренерская работа может стать естественным продолжением пути. Ведь за годы выступлений в «Ленинград-Центре» и спортивной карьеры я накопил опыт, которым действительно стоит поделиться.

Если бы у вас была возможность создать собственную школу акробатики, какой бы был ваш главный принцип обучения?

Я бы сделал упор на том, что акробатика — это не только про тело, но и про мышление.
Искал бы баланс между спортивной дисциплиной и свободным творчеством.
Хотел бы посеять такое же зерно в голову моих воспитанников — что акробатика может стать профессией, и чтобы они выходили не просто техничными исполнителями, а хотя бы с небольшой сценической харизмой, потому что современному зрителю мало трюка, ему хочется видеть образ/персонажа на сцене.
Старался бы приглашать педагогов для проведения мастер-классов, совершенствовать методики.

Фотографии предоставлены героем публикации.


Больше на

Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.