Матвей Лысяков

Матвей Лысяков — целеустремленный и увлеченный молодой человек, который прошел необычный путь из театрального капельдинера в помощники тренера по плаванию. Он обладает уникальным сочетанием актерского обаяния и серьезного подхода к тренерской работе, видя своей главной задачей не только научить детей плавать, но и помочь им стать смелее и увереннее в себе. Его философия строится на доверии, игре и вдохновляющем наставничестве.

От сцены к бассейну: Как актерский опыт помогает в работе тренера


Матвей, ваш путь в профессию был нетривиальным: из театра — в бассейн. Как опыт актерской работы помогает вам в роли тренера?

В театре ты учишься доносить мысли не только словами, но и интонацией, жестом. В бассейне то же самое: я «играю» роль уверенного, спокойного и увлеченного наставника, даже если внутри волнуюсь.

Работа в театре предполагает публичные выступления. Чем работа тренера, который тоже всегда на виду, похожа на работу актера и чем отличается?

Сходство — в ответственности перед «зрителем». На сцене ты ведешь за собой зал, в бассейне — группу детей. Ты всегда в центре внимания, и твое настроение, твой настрой моментально передаются другим.

Вы впервые попали в театр как капельдинер, и это открыло вам дорогу на сцену. Сейчас вы — помощник тренера. Как вы видите свой дальнейший путь в спорте?

Для меня история с театром — прекрасный пример того, как важно начинать с малого. Сейчас я в похожей роли «капельдинера» в мире спорта: внимательно смотрю, учусь у старших коллег, понимаю все изнутри.

Вы работаете с детьми 6–12 лет, которые только учатся плавать. В чем, по-вашему, главный секрет в работе с такими юными спортсменами?

Главный секрет — превратить обучение в игру. В этом возрасте ребенок не приходит на «тренировку», он приходит «поплескаться и поиграть».

Чему, на ваш взгляд, кроме техники плавания, должен научить тренер ребенка на занятии в бассейне?

Прежде всего — дисциплине. Вода не прощает ошибок. Но еще важнее — умению преодолевать себя.

Как вы думаете, какие навыки актера — например, управление голосом, вниманием, эмоциями — особенно важны, когда объясняешь упражнение шестилетнему ребенку?

Конечно, управление голосом. Дети должны четко слышать, как я говорю, особенно когда шумно.

Страх воды — частая проблема. Есть ли у вас свой, может быть, даже «актерский» метод, чтобы помочь ребенку его преодолеть?

К счастью, все ребята, которые к нам приходят, не имеют страха воды, они приходят учиться.

Александр Лядов в своей статье на Medium пишет, что «гораздо ценнее оказывается природная склонность к передаче знаний», чем формальное образование. Что вы как молодой специалист думаете об этом? Чему вам важнее учиться сейчас — методикам или искусству мотивации?

Я считаю, что это два важных фактора, на которых стоит профессия. Нужна склонность к передаче знаний детям, так же важно и мотивировать на выполнение задачи. Сейчас для меня критически важны оба направления. Я учусь у старших тренеров методикам, чтобы понимать биомеханику, как строить нагрузку. И одновременно я учусь искусству мотивации — это то, что превращает знание в умение у ребенка.

Ваша первая роль в театре была в чеховском «Предложении». А по какому «сценарию» обычно строится ваше общение с детьми на тренировке: строгий режиссер, партнер по игре или вдохновляющий наставник?

Наверное, я — «режиссер-постановщик», который одновременно играет одну из главных ролей. Я задаю правила игры (дисциплина, безопасность), но внутри этого сценария я — их партнер. Я показываю, я делаю вместе с ними, я подбадриваю. Строгий режиссер нужен, когда есть риск, а вдохновляющий наставник — это моя основная «роль».

Как вы строите коммуникацию с родителями своих учеников? На что, по вашему мнению, важно обращать их внимание вне бассейна?

Я всегда стараюсь быть на одной волне с родителями. После тренировки могу коротко рассказать об успехах. Главное, о чем я их прошу — не форсировать события дома и в душе. Не заставлять ребенка демонстрировать умения перед гостями, если он не хочет. И еще один важный момент — хвалить не за результат («проплыл быстрее всех»), а за усилие («я видел, как ты старался, молодец!»).

Вам коллективно доверили роль Ломова, увидев в вас потенциал. Чем вы можете заслужить доверие ребенка, который боится или стесняется на занятии?

Доверие зарабатывается мелочами. Я не буду настаивать и тянуть его на глубину. Я дам ему самое простое и безопасное задание у бортика и буду хвалить за его выполнение. Позволю ему просто наблюдать. Покажу, что я рядом, что я контролирую ситуацию и он в безопасности. Иногда нужно просто молча посидеть рядом минуту — это тоже диалог.

Кого вы считаете своим главным наставником в жизни, будь то театр, спорт или любая другая сфера?

Мне повезло, и у меня было несколько наставников. В театре — режиссер, который увидел во мне не просто капельдинера. А в спорте — главный тренер нашего центра, у которого я сейчас работаю помощником. Он не просто показывает методики, а объясняет философию подхода к каждому ребенку. Для меня это бесценно.

Тот же Александр Лядов рассуждает, что настоящий тренер радуется успеху ученика, как своему собственному. Что для вас будет показателем успеха в конце сезона?

Не количество разрядов, а горящие глаза детей. Чтобы в конце сезона самый робкий ребенок, который боялся замочить лицо, сам с радостью прыгал в воду и уплывал от бортика ко мне. Его личная, маленькая победа над собой — это и есть моя большая победа как тренера.

Ваш аккаунт во «ВКонтакте» содержит отсылку к моряку (comical_sailor1). Это просто интересный образ или в нем есть что-то от вашего отношения к жизни и новой работе?

Вы поймали меня! Этот ник появился не случайно. Для меня моряк — это не тот, кто боится воды, а тот, кто чувствует себя в ней уверенно и свободно. А прилагательное «comical» — это мое театральное прошлое. Получается «комичный моряк» — человек, который относится к жизни и к трудностям с легкостью и юмором, но при этом уверенно держится на плаву. Именно такой настрой я стараюсь приносить на каждую тренировку.

Каким тренером вы мечтаете стать для своих учеников через 5 лет?

Я мечтаю стать тренером, в группу к которому дети бегут с радостью, даже если занятие ранним утром. Тренером, которого вспоминают с теплом через много лет после того, как научились плавать. Не столько как учителя техники, а как человека, который помог им стать смелее, увереннее в себе и полюбить воду. Чтобы для них я был тем самым наставником, который когда-то был у меня.

Фотографии предоставлены героем публикации.


Больше на

Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.