Максим Шкредов

«Тренер может обладать обширными знаниями в области футбола или быть бывшим футболистом, но если он не педагог, то шансов на успех почти нет»


Максим, почему в своё время футбол вам стал более интересен, чем бокс?

Когда мне было примерно восемь лет, брат отвёл меня в секцию бокса. Занимался им года два. Там мы играли в футбол раз в неделю в качестве ОФП. Мне нравилось, всё-таки это игровой вид спорта, поэтому более интересный для ребёнка, я считаю. Кроме того, в 1994 году состоялся чемпионат мира, который мы с друзьями смотрели. Тогда наша сборная со счетом 6:1 выиграла у Камеруна и меня впечатлила игра нашей команды, а также бразильцев и итальянцев. На слуху были такие фамилии, как Баджо, Манчини, Ромарио и ещё много других звезд. В 10 лет запомнил их всех. Наверное, именно чемпионат мира повлиял на то, что я стал заниматься футболом.

Расскажите о своём футбольном пути и о том, как вы пришли к тренерской карьере?

Через некоторое время после того, как я пошёл на футбол, у нас в общеобразовательной школе организовался спортивный футбольный класс, который просуществовал с пятого до девятого класса. Отмечу, что спортивный класс даёт большой толчок для развития юного футболиста, хотя многие в то время говорили, что это повлияет на учёбу и дисциплину. Тем не менее хочу сказать, что большинство парней из моей команды хорошо закончили и школу, и институт, получив различные профессии, у них прекрасные семьи, все они выросли добропорядочными и достойными мужчинами. Кому хочется учиться тот и будет учиться, спорт не может быть помехой.

В спортклассе были двухразовые тренировки: утром больше техническая, вечером игровая. Наша команда считалась довольно высокого класса, мы были неоднократными победителями первенства области, турниров Черноземья. Когда нужно было переходить во взрослый футбол, встал выбор: поступать в институт или продолжать заниматься футболом. Приоритетом стало получение высшего образования, где продолжил играть за футбольную команду своего вуза. Вернувшись, создал команду «Динамо» в Старом Осколе, которая принимала участие в различных турнирах. С тех пор меня заинтересовал любительский футбол разного формата, после ещё и детско-юношеский, поэтому и стал погружаться в учебно-тренировочный процесс. В настоящее время занимаюсь организацией соревнований, стараюсь уделять достаточно времени футбольной науке и общению с опытными специалистами в различных сферах нашей любимой игры.

Вы занимаете должность председателя Старооскольской федерации футбола. На что обращаете особое внимание?

Уже больше десяти лет я являюсь председателем Старооскольской федерации футбола, которая занимается организацией соревнований на территории города. Соревнования мы проводим разные: среди сельских территорий, по любительскому футболу, лигу восемь на восемь, шесть на шесть, детские турниры разного уровня и разного формата, школьную футбольную лигу.

Также был одним из тех, кто создал школу футбола, которая сейчас называет «Спортивная академия «Оскол». Но это не говорит о том, что мы занимаемся развитием только этой школы. В целом мы стараемся развивать не школы, а конкретно каждого ребёнка, проживающего в Старом Осколе. А чтобы развивать ребёнка, нужно очень много времени проводить в диалоге с тренером либо с руководством, поэтому пытаемся общаться, как-то коммуницировать с тренерами различных школ города и области. Важно получать от них обратную связь, узнавать их мнение как по наболевшим вопросам, так и положительным моментам. Я считаю, что это моя главная задача. Только в ходе диалога мы сможем двигаться вверх по образовательной лестнице, потому что где-то тренер может за собой что-то не увидеть, где-то мы, возможно, неправы и нужно исправляться, так как ошибки есть у каждого, но главное вовремя их признать и правильно отреагировать.

Также у нас очень много разговоров о треугольнике «ребёнок – родитель – тренер». Это одна из самых сложных фигур в детско-юношеском футболе, и этому компоненту стараюсь уделять самое пристальное внимание.

Насколько вы удовлетворены деятельностью футбольной школы «Оскол» и результатами нынешних команд?

Деятельностью футбольной школы я удовлетворен, потому что главная наша цель — привлечь детей и удержать их в спорте, чтобы ребёнок приобретал необходимые физические навыки, учился моральным аспектам поведения в коллективе, дисциплине. Эта цель достигается.

За долгое время из наших школ выпустилось большое количество детей. Мы знаем, кто как рос: кто был звёздочкой, а потом потух, кто вообще не был звёздочкой, кто был незаметной мышкой, а потом резко вырос, оперился и стал профессиональным футболистом. Разные примеры есть. Я скажу одно: результат имеет значение, но он больше важен для самого ребёнка, поэтому об этом результате, о победах и поражениях должен говорить именно он: доволен или недоволен, страдает или радуется. Задача же тренера обучать, развивать и поддерживать каждого ребёнка. Если вдруг кто-то из любой команды сможет стать профессиональным футболистом, то это уже и будет наш спортивный результат.

В любом случае, конечно же, результату рады и тренеры, и родители, и дети, и все те, кто к команде имеет какое-то отношение. Есть хорошие детишки, которые участвуют в различных соревнованиях, много выигрывают, занимают призовые места, где-то иногда не получается. Но мы ведём детей до десяти – двенадцати лет, после чего передаём их в спортивную школу, где идет спортивная подготовка по федеральному стандарту. До этого момента мы стараемся дать им необходимые технико-тактические, физические и ментальные навыки.

От чего, на ваш взгляд, зависит высокий уровень подготовки футболистов?

На мой взгляд, уровень подготовки футболистов в первую очередь зависит от самого ребёнка, его предрасположенности, генетики. Второй фактор — это определённо тренер. Тренер — это тот самый человек, от которого зависит развитие способностей, которые ребенок имеет. И если на генетику мы не можем повлиять, то тренировочный процесс вполне в наших силах. Здесь встаёт самый главный вопрос — это вопрос педагогики. Я считаю, что тренер должен быть педагогом. Он может обладать обширными знаниями в области футбола, быть бывшим игроком и иметь большой опыт за плечами, но если тренер не педагог, то шансов научить почти нет, если только ребёнок, благодаря своим определённым способностям, сам себя не выведет куда-нибудь. Поэтому педагогика решающий фактор, а все остальные аспекты (знания, опыт, умения и так далее) — это всё вторая, третья, четвертая ступени. Много тренеров готовят себя методически, выкладываются на тренировках, стараются уделить детям много времени, но каждый специалист должен понимать, что ребёнок каждую тренировку берёт эти знания и навыки от наставника и использует их в дальнейшем.

Какому важному правилу тренер должен следовать, начиная обучать детей футболу?

Для того чтобы научиться читать, нужно выучить азбуку. Сначала учатся писать буквы, потом слово, потом предложение. То же самое и в футболе. Необходимо выучить каждый компонент для того, чтобы сделать связку, каждому уделить особое внимание. Если ребёнка не научить правильно принимать мяч и отдавать передачу, обыгрывать соперника и понимать индивидуальную тактику, он не сможет в связке это всё правильно использовать: принять в нужном направлении, отдать, открыться. Наставник должен представлять себя школьным учителем, выстраивать свою программу на месяцы и годы, а также подбирать способы обучения, которые доступно донесут информацию до ребёнка или подростка. Тренер должен понимать, что к большому успеху надо идти маленькими шагами.

Согласны ли вы с тем, что у большинства нынешних футболистов проблемы с дисциплиной?

Разные дети попадаются: есть «шебутные», есть спокойные. Всё от характера зависит, от воспитания. Проблемы с дисциплиной, возможно, есть. Это не только наших игроков касается, и африканцы, и южноамериканцы на тренировках дерутся. Понятное дело, что есть футболисты-задиры и нарушители порядка. Все зависит от ментальности человека — разные люди, разный склад характера. А если есть проблемы с дисциплиной и нарушением спортивного режима, первым кто должен реагировать — тренер. Всё решаемо, нужно только захотеть и подобрать правильные меры.

Не кажется ли вам, что в последнее время появилось слишком много псевдоэкспертов, о футболе не высказывается разве что ленивый. Как вы относитесь к спортивным программам, где собираются не только действующие спортсмены, но и артисты, другие известные люди, которые обсуждают исход того или иного события, высказывают своё мнение?

Отношусь вообще нормально. Собираются люди, готовые обсуждать футбол, которые имеют какие-то знания о нём и могут высказать своё мнение. Фишка в том, что футбол — самый популярный вид спорта в мире. В нём разбираются все и не разбирается никто. Человек на улице может не знать ни одной футбольной фамилии, но скажет, что у нас сборная слабая, а если спросим: «А сильная какая?», он ответит: «Бразилия». То есть даже когда люди знают только слово «футбол», они понимают, что бразильцы сильные, наши — нет. Получается, разбираются же!

Я хочу сказать, что люди рассуждают о футболе, но никто не знает истину. Вот чемпионат мира был, в студии сидели Гаджиев, Аршавин, Семшов. И когда сборные Марокко, Саудовской Аравии и другие обыгрывали фаворитов турнира, а они говорили, что у них нет шансов, Аршавин правильно потом отметил: «Какие мы эксперты?». Мы такие же, как и все, просто готовы поговорить на эту тему. Эксперты — это те, я считаю, кто научно доказывает какие-то вещи. А футбол — это просто игра: кому-то повезло, кому-то нет, кто-то сильнее, кто-то слабее. Но те, кто слабее, могут за счет каких-то определённых качеств обыграть тех, кто сильнее. Это всё непредсказуемо. Поэтому мы слушаем экспертов по телевизору, читаем газеты, а каждый человек сам принимает решение, насколько ему интересен тот или иной персонаж, тот или иной эксперт, и думает, какую информацию ему принимать, какую — нет. Поэтому псевдоэксперты — это все люди на планете, которые знают слово «футбол». Вот и всё.

Специалисты отмечают, что у нас в стране не хватает квалифицированных тренеров. Так ли это? Как обстоит ситуация со штабом наставников в спортивных школах и футбольных академиях?

Наверное, не хватает. Исходя из своего опыта взаимодействия со многими академиями, региональными школами, могу сказать, что не все тренеры соответствуют уровню той должности, на которой они работают. А есть тренеры, которые переросли её, но почему-то им не дают шанс проявить себя где-то выше. Но для того, чтобы судить об уровне тренеров, надо самому каким-то уровнем обладать, поэтому всё субъективно.

Но мне кажется, в последнее время российская тренерская футбольная школа сделала качественный рывок. Обучаясь в Академии тренерского мастерства, а после в Академии РФС увидел, что, у нас есть специалисты и преподаватели с интересными мыслями, интересной методикой обучения, хорошо выстроенным системным подходом футбольного образования. Если тренер хочет повысить свой уровень, ему нужно искать ещё более высокие ступени в обучении. Возможно, читать какую-то зарубежную литературу, посещать тренировки более опытных наставников. Квалифицированных тренеров, наверное, не хватает, но работа с этим точно ведётся.

Интерес тренеров к новым знаниям сейчас нереальный, люди голодные до образования, хотят найти его где-то и «съесть». Недавно в «Лужниках» была конференция, которую посетило 300 человек. И я уверен, что это какие-нибудь десять-пятнадцать процентов от всех желающих, но всех просто не вместил этот зал. Сейчас тренеров битком в группах на обучение лицензиям «А», «В», «С», «Pro». На «А» вообще не попадешь, на «В» тоже под сомнением. Я думаю, что в ближайшее десятилетие будет скачок в плане количества квалифицированных тренеров.

В футбольных академиях работают тренеры, у кого-то из них правильный подход к обучению детей, кто-то, по моему мнению, перегибает палку, кто-то не догибает её. Но тут на все воля руководства клуба. Наверное, методист или спортивный директор должен выявлять тех тренеров, которые не подходят для решения задач академии. Я думаю, что в наших академиях средний уровень на мягкую четверочку, и могу сказать, что знаком с тренерами элитного уровня, но знаю и отрицательные примеры из тренерского цеха.

Идеология какой футбольной академии вам на данный момент наиболее близка?

Наверное, идеология всех академий в целом одна: воспитание юных футболистов и доведение их до профессионального уровня, желательно до своей взрослой команды.

Но в каждой школе, конечно, есть свои тонкости работы, определённые методики, игровые модели. Думаю, что слово «идеология» к нашим академиям не подходит, а вот «методы работы», наверное, понятие более приближённое.

Мне нравится, как работают в подмосковном «Мастер-Сатурне». Я считаю, что если бы у этой школы был бы свой клуб премьер-лиги со своей системой передачи и подготовки футболистов (хотя они и позиционируют себя как фарм-школа подмосковных «Химок»), то эта школа бы стала одной из самых востребованных в России. В «Сатурне» очень семейная тренерская атмосфера и сильный футбольный руководитель. Ребята там живут только футболом, т. к. школа находится в отдалённой от города зоне, поэтому игрокам не надо ездить на метро, они меньше отвлекаются на различные соблазны, не забивают голову другими нездоровыми интересами, а думают только о своём развитии. У них на базе в Кратово условия просто шикарные, там жила сборная Португалии во время чемпионата мира. В Егорьевске, на второй базе, более спартанская обстановка, но тоже неплохая, для воспитания хорошего футболиста есть всё необходимое. Везде хорошо, где есть интересные тренеры, свои методики и определённый опыт. Тяжело кого-то выделить, но, наверное, московские академии стоят особняком. Видимо, тесная конкуренция в одном городе, заставляет расти ещё быстрее, работать лучше, больше и правильнее, чем соперник. Они смотрят друг на друга каждый день и могут брать лучшее. В «Спартаке», «ЦСКА», «Динамо» на протяжении долгого времени работают одни и те же руководители. Это здорово для передачи опыта и знаний, не трясёт из стороны в сторону, от одной методики к другой. В столичном «Локомотиве» лучшая футбольная инфраструктура в Москве, начали проявляться интересные тренеры, но не хватает стабильности в управленческом плане, т. к. каждые пару лет что-то происходит. Если у железнодорожников всё более-менее устаканится, именно они будут индикаторами роста детско-юношеского футбола в России. Сейчас там футбольный во всех смыслах директор, большая часть персонала высококвалифицированная, ряд тренеров готовы качественно подходить к развитию детей долгие годы. Новый руководитель молодёжного направления клуба прикладывает максимальные усилия для того, чтобы каждый футболист академии получил всё необходимое для спортивного и личностного роста. 

Хотелось бы спросить относительно вашего хобби — детско-юношеской селекции. Что вы можете сказать о селекционной работе? Какую информацию собираете о футболисте, чтобы понять, подходит ли он академии или клубу?

Занимаюсь этим порядка пятнадцати лет. Почему такое желание появилось? На площадках нашего города проводили детско-юношеские соревнования, и я начал отмечать футболистов, которые очень ярко себя проявляли. Задавался вопросом, почему такие парни не играют на высоком уровне. Ответ был один: они должны тренироваться на более высоком уровне. Начал искать знакомых, через которых можно организовать просмотр в различные академии.

Первым парнем, которого я отправил на просмотр, по-моему, был Влад Фасхутдинов, он поехал в «Чертаново». В этот же период примерно был Артём Малахов с московским «Динамо», который сейчас в «Салюте» играет. С того времени я начал обрастать связями в селекционном мире, и детей, которые обладали хорошими навыками и способностями, старался куда-то отправить на просмотр, опять же, если это интересно им и их родителям.

Время шло, опыт появлялся. Начинал смотреть на футболистов под разным углом, учитывать различные мелкие детали. Появлялись новые контакты, и селекция запала мне в душу. Интересно наблюдать за этими пацанами, как они растут, как взрослеют, где они играют.

В России есть много хороших селекционеров. Селекционные службы высокого уровня в ЦСКА, «Локомотиве», традиционно в «Зените», «Краснодаре». Но с южанами есть свои плюсы и минусы. У селекционеров «Краснодара» есть возможность привлекать максимальное количество талантливых детей в свою академию, чем не может похвастаться ни одна школа России. Они берут ребят с одиннадцати лет, а потом, когда им уже лет по четырнадцать, отчисляют очень большой процент. Такая селекция вредит не только ребёнку, но и самой академии, т. к. процесс обучения выходит на второй план. Я бы, допустим, ребёнка в «Краснодар» не отдал. По бытовым условиям они лучшая академия России, по психоэмоциональной нагрузке для юного спортсмена, наверное, худшая, потому что каждому ребёнку приходится там выживать. Поэтому хотелось бы «Краснодару» пожелать, чтоб они более качественно подходили к отбору ребят и не делали ставку на массовость. Если решили зачислить мальчика, то ведите его до конца. Исключения в любом случае будут, но нужно сделать так чтоб их процент был минимален. Но это вопрос не к самим селекционерам академии Краснодар, а скорее к руководству и политике клуба.

В «Чертаново», например, в последнее время стали уходить от того чтобы селить в интернат «малышей», а стараются общаться с родителями, чтобы они переезжали в Москву, и дети жили в своей семье хотя бы до определённого возраста. И это правильно! Считаю, что жизненный опыт всё равно дети должны получать в семье, а не интернате, родители должны ребёнка поддерживать и быть для него опорой, как минимум, пока он не достигнет возраста полового созревания и научиться отличать хорошее от плохого.

Советую отдавать ребёнка в академию в четырнадцать лет, а присматриваться, когда ему где-то двенадцать ‒ тринадцать, возможно куда-то на стажировку поехать, на турнир за какую-то команду. Не надо спешить, если ребёнок талантливый и сильный никто его место не займет, его возьмут и в четырнадцать, и в пятнадцать. И скорее всего, он как минимум дойдёт до выпуска своей академии, а не будет отчислен.

Какую информацию собираете о футболисте, чтобы понять, подходит ли он академии или клубу?

Важен набор определённых качеств, которыми должен обладать парень. Они всем известны: игровое мышление, высокие физические способности, определённые технические навыки, хорошая способность к обучению. Но главным качеством, которым должен обладать будущий футболист — это несомненно его характер! Спортсмен с каждым новым днём должен становиться лучше, даже когда отдыхает или восстанавливается. А это задача не из лёгких. Поэтому без оценки психологии отдельно взятого футболиста селекционная работа будет проведена в пустую, т. к. самый одарённый футболист может на любом этапе сдаться, сойти с того пути, где нужно постоянно прилагать усилия, в чём-то себя ограничивать, согласованно действовать с партнёрами и тренерами.

Максим, какими советами вы могли бы поделиться с юными футболистами, у которых есть желание расти и развиваться?

Юным футболистам хотел бы пожелать любить футбол таким, какой он есть. Если они хотят стать игроками высокого уровня, то над этим надо работать. Обязательно много времени нужно посвящать школе, своему образованию, а оставшееся — футболу, по возможности заниматься другими видами спорта. Футболистам посоветую заниматься хотя бы пару раз в неделю либо борьбой, либо дзюдо, либо другими единоборствами, которые развивают различные физические качества, закаляют характер, помогают формировать внутренний стержень.

Желаю детям проявить характер и терпение в спортивном плане. Но не переусердствуйте, потому что футбол — это всего лишь игра. И даже если ты не стал профессиональным футболистом, то футбол тебе по жизни обязательно принесёт положительные эмоции и хороших друзей.

Добавить комментарий