Максим Ковалев

Тренер, журнал "Тренер", Максим Ковалев

«Наш футбол может стать намного зрелищнее если команды начнут в него играть, а не стесняться»

Максим, расскажите, как вы стали тренером-аналитиком по футболу?

Спонтанно. Просто смотрел футбол, блоги, в том числе на YouTube. Как-то наткнулся на блог о тактике, там были различные упражнения, разборы игроков, команд. Мне понравилось, попытался сделать что-то своё. Сейчас не могу смотреть футбол, не фиксируя какие-то моменты для себя. Записываю минуту, где нападающий сделал хорошее открывание или где сыграли на третьего, другие интересные решения. Я уверен, что буду тренировать сам, поэтому собираю базу уже давно.

С чего нужно начать, чтобы стать футбольным аналитиком? Кто может освоить эту профессию?

Эту профессию может освоить, я думаю, любой человек, который понимает футбол. Не просто как зритель, а глубже. Видеть просто факт, что команда проиграла или выиграла и на основании счёта и голевых моментов сделать вывод — это просто, тут много ума не надо. Найти взаимосвязи с пропущенными голами, понять, что после 62-й минуты передачи начинают чаще отдаваться неточно, что после какой-то минуты или события на поле игра команды меняется, определить, что правше на левом фланге защиты в четверке сложно — уже труднее. На такие оценки требуется время. И знания, конечно.

Каковы наиболее сложные аспекты работы аналитика?

Нужна усидчивость. Ты смотришь много матчей. Большое количество моментов в твоей голове, их надо фиксировать, раскладывать по папкам. Во время игры, например, я готовлю карточки. Мы играем против какой-то команды, а я уже за неделю сделал по ним теорию. Создаю карточки, где отмечаю, как они играют в атаке, обороне, переходах и так далее. Потому что пока моя команда готовится к игре с ними, я смотрю уже следующего соперника и могу перепутать, забыть что-то. Перед игрой достаю готовые неделю назад карточки и по игре вижу, совпадает или нет. Если да, отправляю эти моменты на скамейку, если нет — замечаю что-то новое. Нужно быстро переключаться. В прямом эфире времени мало, я работаю с двумя компьютерами, чтобы терять из виду минимум времени матча.

Какие навыки наиболее важны для тренера-аналитика?

Понимание футбола — это самое главное. Работая, ты постоянно видишь, что-то новое, тебе подскажут тренеры или блоги. Но база уже должна быть. То есть надо поиграть хотя бы немного, пусть даже в любителях. Это даже иногда лучше, чем в профессионалах. Меньше шор на глазах. То, что профи видит каждый день и думает, что всё всегда так и будет, думаю, немного далеко от истины. Любители могут показать какие-то вещи, которые не заметит профи. Опять же есть профессионалы, которые всё время учатся и стараются улучшать себя.

Вы работали в нескольких ФК и академиях. Где вам удалось приобрести наиболее ценный опыт?

Я работал только в академии «Родина», занимались там селекцией. Это очень крутой опыт. У меня было много рутиной работы. Выматывает сильно, но вспоминаешь, что ты в футболе и становится легче. Там я оцифровывал матчи академии, считал определенные технико-тактические действия и так далее, готовил видеофрагменты по игрокам. Довольно интересный опыт.

Какие данные представляют наибольшую ценность для тренерского состава?

Я работал с тремя тренерами и могу сказать, что у каждого из них разные потребности в данных. Некоторым нужен текстовый отчет о сопернике, некоторым только видео и показ каких-то системных моментов. Необходимо обладать широким кругозором, уметь быстро понять, что именно требуется. Для всех полезно видео, как соперник начинает, заканчивает атаки. Как расставляется при угловых, штрафных или прессинге у ворот соперника.

В настоящее время вы занимаете должность видеоаналитика в первой команде ПФК ЦСКА. Оправдано ли мнение, что сегодня видеоаналитики играют решающую роль в спорте?

Решающая роль в спорте за спортсменами. Задача аналитика — это помощь тренерскому штабу, игроку. Тренерскому штабу помогаешь, смотря соперника, готовя отчет и видео по нему. Если тебе доверяют, ты предлагаешь свои идеи по будущей игре. Для игроков ты можешь сделать моменты, где они были хороши. Показать им, что можно улучшить и за счёт чего. Но в итоге голевую передачу один на один отдаёт игрок, а не видеоаналитик.

Скажите, с каким объёмом информации вам приходится работать?

По сопернику я смотрю четыре, пять, шесть игр. Иногда получается меньше, но я для себя нашел некоторую формулу, которая помогает в короткие сроки смотреть такое же количество матчей без потери эффективности. Когда у меня есть неделя, делаю то же самое, только спокойно, оставляя себе время на то, что бы ещё найти чего-то интересного, что поможет команде приблизиться к победе.

Какие сведения о команде соперника позволяют вам оценить её потенциал?

Взаимодействия игроков на поле. Ты видишь, что игрок находится без мяча, а уже крутит головой и оценивает зону, куда он побежит. Таких команд в России мало, и мало кто способен обучить игроков принимать решения. Во второй лиге, например, команды вообще не начинали атаки низом, за исключением трёх-четырёх команд. Выбить подальше, побороться локтями — вот это «красота». Во второй части чемпионата я готовил информацию по двум командам РПЛ и хочу сказать, что это были две самые лёгкие теории в моей работе за всё время. Команды РПЛ, а структуры хуже, чем во второй лиге. Ошибки, которые допускали эти команды, сродни ошибкам юношей U16. Более того, это было не в одном конкретном матче. Я готовился к команде и видел это в пяти матчах! Сойти с ума. Но самое печальное, что в РПЛ за такие ошибки не наказывают. Некому. Поэтому такой уровень, и он не растёт. Команда играет с дикими ошибками в обороне, а ещё и выигрывает. Такое только у нас может быть. (Смеётся.)

С какими компьютерными программами работают аналитики?

Софта много, работаешь с тем, что купил клуб. В ЦСКА у меня доступ к лучшим программам для анализа. Это Hudl, Hudl Sportscode, Tactic pro, Statsbomb. Есть всё: от создания видеофрагментов, нанесения графики до доступа к крупнейшим данным по лиге. Обрабатываю их в языке программирования Python. Строю для себя определённые модели, получаю разные данные, тестирую на длительном периоде, чтобы получить устойчивое значение. Нельзя просто так найти что-то по результатам одного матча, принести это тренеру и сказать, вот мы делаем это — выходит это. Нужно получить большую статистику и тогда уже показывать.

Какую информацию должен содержать предматчевый аналитический отчет?

Всё стандартно, наверное, у большинства клубов так и есть. Четыре основных момента: начало от ворот, позиционная атака, высокий прессинг, средний блок. Как действует команда в этих моментах, какие есть перемещения. Дополнительно к ним идут переходные фазы, быстрые атаки, оборона при быстрых атаках, индивидуальная теория и небольшие статистические данные. Ростовые показатели, рабочие ноги, кто из соперников наиболее опасен в дриблинге, кто отдаёт более опасные передачи, как играет вратарь на выходах и так далее.

Насколько реально с помощью аналитики предугадать, какой игрок забьет гол?

50/50, либо забьёт либо не забьёт. Это сложно посчитать, а те подсчёты, что мы можем получить, они дадут какой-то процент. Вы получите, что нападающий забьёт сегодня в 25% случаев, если отыграет не менее, допустим, 75-ти минут, чаще всего будет встречаться с мячом в такой-то зоне, нанесёт в створ не менее четырёх ударов и так далее. Но футболист это такой же человек. Он может ошибаться, как и все. Важнее не предугадать при помощи аналитики, какой игрок отправит мяч в ворота, а подсказать игроку, где он может забить гол, как ему действовать, чтобы это произошло.

Максим, каким советом по поводу грамотного анализа тренировочного процесса вы могли бы поделиться?

Для того, чтобы оценивать тренировочный процесс, вам надо знать, что оценивать. Знать идею команды. Подойти к тренеру и спросить об этом. Он скажет, допустим, мне надо, чтобы в ближайшей игре наш нападающий управлял действиями защитников и из-за их спин открывался в недодачу под скидку. Далее ты смотришь тренировку, и находишь моменты, где он делал такие открывания, где он не делал, но мог. Идешь к тренеру, он смотрит, говорит, мол, отлично. Показываете игроку на следующий день, объясняете, как ему нужно это движение делать. И далее в течение всей недели отслеживаете, как он запомнил материал и применяет ли его. Ну и как итог — на игре. Вот ты на тренировке так делал, а вот как ты сделал на игре — молодец, то, что нужно.

Добавить комментарий