Георгий Гальченко

«Тренер должен быть для спортсмена как третий родитель, тогда будет результат»


Георгий, вас отдали в плавание в пять лет. Каким стилем в первую очередь учат плавать детей?

Изначально детей учат скорее дыханию в воде и умению расслабиться в воде. Как показывает мой опыт, дети быстрее всего начинают плыть на спине, я имею в виду возраст три ‒ пять лет. Стараюсь в начале пути развивать все направления, а уже потом углубляюсь в тот вид, который ребёнку больше подходит.

Чем хорош вольный стиль?

Вольный стиль — это, как минимум, самый быстрый вид плавания. По моему мнению, самый энергозатратный вид. Многие начинают с него и потом уже подтягивают другие.

Для того, чтобы добиться высоких результатов в этом виде спорта, нужно обязательно заниматься им с самого детства?

Я думаю, что любым видом спорта не обязательно заниматься с самого детства, но важно заниматься хоть каким-то спортом. Примерно в десятилетнем возрасте вид спорта можно поменять. В юном возрасте больше важно физическое воспитание, дисциплина и т. д. Что касается техники, то с десятилетним ребенком можно за более короткий срок добиться результатов, нежели с пятилетним. Во-первых, маленькие дети чаще отвлекаются, для них всё в новинку, во-вторых, они гораздо меньше понимают.

Не боялись ли родители отпускать вас на сборы в другую страну, когда вам было семь ‒ восемь лет? Как вы адаптировались к новым для себя условиям и режиму?

Лучше, наверное, у родителей спросить, но, думаю, точно волновались. Могу сказать, что сборы очень закаляют и учат многим жизненным вещам, как себя вести, как общаться и т. д. С семи ‒ восьмилет ты начинаешь сам за себя отвечать и если где-то накосячил, то сам несёшь за это ответственность. Адаптироваться поначалу, конечно, сложно, но сейчас я понимаю, что это очень помогло мне в жизни и что было круто.

На коммерческих международных соревнованиях меньше давит груз ответственности, нежели на официальных турнирах? Как вы в целом расцениваете подобные мероприятия в спорте?

На коммерческих соревнованиях я выступал в достаточно юном возрасте, где-то до 13–14 лет. Они были международные и уровень организации очень высокий, выше, чем у нас на чемпионатах России. Поэтому могу сказать, что относился серьёзно и волновался, но, конечно же, не так, как на чемпионате России, когда идёт отбор на первенства Европы и мира. Проблема наших спортсменов ещё в том, что очень малое количество тренеров работают психологически со своими спортсменами, скорее давят на них и требуют, поэтому у многих сильные волнения перед стартом, которые в итоге мешают.

Каково было соревноваться на первенстве России с такими соперниками, как Климент Колесников и Иван Гирев?

Соревноваться с ними было круто. Но на тот момент я рассчитывал на победу у этих ребят, все-таки в то время Климент и Иван не были теми, кем являются сейчас.

Поделитесь каким-нибудь приятным воспоминанием о времени, когда вы были членом юношеской сборной России по плаванию.

Очень классные сборы проводили в Армении в Цахкадзоре на высоте 2000 м. Там находится горнолыжный курорт, а я фанат и с юного возраста катаюсь на сноуборде. Нас отпускали на выходных покататься, было круто. Ещё там классные виды и обалденная еда. (Смеётся.)

И, конечно, общение. Большинство ребят стали профессиональными спортсменами, и приятно, что многие мои сверстники, с которыми я и сейчас поддерживаю связь, являются участниками и призёрами олимпиад и чемпионатов мира.

Как вы думаете, чего вам не хватило для того, чтобы отобраться на первенство Европы и чемпионат мира? Почему порой упорные тренировки не дают желаемого результата?

Как бы неправильно это не звучало, но, думаю, тренера. Однако проблема в том, что это можно понять, только когда сам полностью разберёшься в ситуации.

Может ли сильное желание спортсмена победить сыграть с ним злую шутку?

Думаю, нет, это скорее помогает. Злую шутку может сыграть неуверенность в себе, это очень мешает, ну и, естественно, собственная подготовка. (Улыбается.)

Какие факторы, на ваш взгляд, обеспечивают результативность и эффективность работы тренера со спортсменом?

Отношения с тренером. У меня они были очень напряжённые. А напряжённые отношения с тренером просто убивают любовь к виду спорта, так как на тренировке знаешь, что твоё настроение будет испорчено, от этого пропадает желание.

Тренер должен быть для спортсмена как третий родитель, тогда будет результат. Профессиональные знания тренера и знание психологии тоже очень важны.

Конечно, бывают моменты, когда дети не слушаются, приходится, к примеру, голос повышать. Но после нужно общаться с детьми и объяснять, что и как. Почаще шутить, дети это любят. (Улыбается.)

Как должен вести себя наставник, если не знает ответ на какой-то вопрос? Приходилось ли вам оказываться в таких ситуациях?

Я считаю, что спортсмен не может задать такой вопрос, на который наставник не мог бы ответить. (Улыбается.) Если этот вопрос, конечно, связан с тренировочным процессом и с видом спорта.

Как вы относитесь к применению зарубежных методик в тренировочном процессе?

Отношусь положительно, ведь всегда есть чему учиться. Тем более, я думаю, показателем будет то, что такие именитые спортсмены как Владимир Морозов, Юлия Ефимова и многие другие большую часть времени тренировались в США.

Кому вы могли бы порекомендовать профессию тренера?

Сложный вопрос. (Улыбается.) Наверное, тому, кто горит видом спорта, разбирается в нём, любит детей и общение с ними.

Георгий, что нужно, чтобы стать успешным спортсменом?

В первую очередь, много работать, хотеть стать лучшим, ну и пробовать многое, может быть даже уехать жить в другое место. И если хочется добиться многого, то ставить тренировки на первое место.

Добавить комментарий