Георгий Бауськов

«Секрет нашего успеха прост: у нас работают лучшие тренеры, которые знают, как правильно подготовить футболистов»


Георгий Дмитриевич, почему в своё время вы выбрали футбол, а не любой другой вид спорта?

Футбол – это у нас семейное. Любовь к этому замечательному виду спорта я унаследовал от своего деда, Юрия Ивановича Павлова. Он был настоящим ценителем игры и преданным поклонником «Спартака» на протяжении 55 лет. Мой дед обладал глубокими знаниями в футболе и был настоящим экспертом, помня поимённо всех игроков, когда и за какие команды они выступали. Юрий Иванович выписывал газету «Советский спорт», которая была одной из самых важных для него. Когда по телевизору показывали «Футбольное обозрение», с дедушкой можно было не разговаривать — он полностью погружался в мир футбола.

Моя мама рассказывала, как дедушка забирал её после детского сада на улице Николаева, покупал мороженое и сажал на трибуны, а сам шёл играть за ФК «Пресня Москва».

Однажды на мероприятии ему вручили книгу «Сто лет российскому футболу» (1897–1997). Эта книга — единственное, что у меня осталось от футбольного прошлого моего деда. Я пытался найти какую-либо информацию о его спортивном прошлом, но безуспешно. Надеюсь, со временем мне удастся узнать больше. Именно моя мама и дедушка были первыми, кто привёл меня на футбол в школу «Торпедо».

Футбол часто называют «жизнью», поскольку он учит многим полезным навыкам и качествам. А какие важные вещи вы поняли благодаря своему увлечению футболом?

Однажды мне посчастливилось встретиться на футбольном поле с Юрием Павловичем Сёминым, я тогда проходил стажировку в ФК «Динамо», и мне удалось с ним пообщаться.

Мы беседовали о футболе и не только, и я задал мэтру вопрос: «Если бы у вас была возможность дать совет себе, молодому начинающему тренеру, что бы вы сказали?» Палыч ответил: «Всегда быть честным с футболистами». Он подчеркнул, что это одно из главных правил его жизни. Я и по сей день руководствуюсь этими словами и могу с гордостью сказать, что благодаря этому простому совету научился выстраивать доверительные отношения с людьми.

Как развивалась ваша карьера футболиста? На какой уровень удалось выйти, будучи игроком?

Я родился и вырос на Таганке, недалеко от стадиона им. Эдуарда Стрельцова. В шесть лет меня привели в футбольную секцию «Торпедо», где я занимался какое-то время. Однако не могу сказать, что всегда мечтал стать футболистом, играл и тренировался, потому что мне это нравилось.

Когда в старших классах встал вопрос о том, что делать дальше, я выбрал учёбу и заменил тренировки на занятия с репетиторами по истории. На этом и закончился мой путь футболиста, но не тренера.

Прежде чем стать тренером, вы получили юридическое образование. Как вы оказались в этой сфере и что подтолкнуло вас вернуться в мир футбола?

Я закончил МГЮА им. О. Е. Кутафина с красным дипломом и мне очень нравились юриспруденция, адвокатура. Долгое время удавалось получать удовольствие от работы, но со временем потерял к ней интерес, и моё стремление расти как адвокат иссякло, и окончательно решил, что больше не хочу бегать по судам, сидеть до ночи в бумагах и решать правовые вопросы других людей. В какой-то момент почувствовал, что скучаю по футболу, хочу быть частью команды и побеждать на футбольном поле. Это желание изменило мою жизнь, и я начал всё с чистого листа, оставил адвокатуру и полностью посвятил себя любимой игре.

Как устроена подготовка детско-юношеских тренеров по футболу в центре им. К. И. Бескова, где вы проходили обучение?

В Центре им. К. И. Бескова существует программа для начинающих специалистов, которые пришли на обучение с целью начать свой тренерский путь в детско-юношеском футболе. Эта программа предоставляет возможность получить не только теоретические знания, но и активно применять их на практике. В рамках практических занятий каждый слушатель получает шанс провести тренировки с юными футболистами и ощутить себя в роли тренера команды. Таким образом, процесс обучения осуществляется в условиях, максимально приближённых к реальным. Такой подход способствует тому, чтобы молодые специалисты смогли уверенно сделать свои первые шаги в карьере тренера по футболу.

Часто ведутся дискуссии на тему того, что играет главную роль для спортсмена — одарённость или трудолюбие. В контексте с тренерами возникает другой спор: так ли важна лицензия или спорту в первую очередь нужны именно талантливые специалисты. Что вы думаете по этому поводу?

Я считаю, что лицензия играет ключевую роль в развитии тренерского мастерства. Она подтверждает, что тренер обладает определёнными знаниями в области футбола и умеет применять их на практике. Это необходимое условие для работы на высоком уровне. Однако я бы не стал разделять талант и лицензию. Лицензия — это путь к самосовершенствованию, постоянному росту и обучению. Она бросает вызов тренеру и заставляет его задуматься: «Готов ли я к следующему шагу?». Талант же либо есть, либо нет. Если человек талантлив, он не будет испытывать трудностей ни в учёбе, ни в развитии, ни в управлении командой.

Недавно я получил лицензию B-UEFA и могу сказать, что для её получения требуется очень хорошая теоретическая подготовка и значительный практический опыт. И, безусловно, чтобы стать лучшим, нужно иметь талант.

После работы в спортивной школе в Селятино вы отправились в Италию, где провели целый сезон в качестве старшего тренера двух возрастных групп: 5-6 и 10-11 лет. Также вы были помощником тренера команды из серии D. Что дал вам этот опыт?

Прежде всего, представление о том, как работает детско-юношеский футбол в Италии. Кроме того, я получил ценные знания от тренеров, кураторов и преподавателей, с которыми работал в течение всего года.

За сезон к нам дважды приезжали специалисты из «Коверчано» и четырежды тренеры Академии «Валенсия», под руководством которой мы работали. Получается, каждый второй месяц узнавал что-то новое для себя. Мне высылали материалы для самостоятельного изучения, которые я тщательно прорабатывал, а затем применял на практике вместе с коллегами. Благодаря этому постоянно развивался как тренер.

Я работал каждый день: по будням — тренировки, в субботу — игра в первенстве с детьми, а в воскресенье — Серия D с взрослыми. В свободное время изучал много нового. Полученный опыт стал основой для моей работы на футбольном поле и за его пределами.

На что в Италии тренеры делают упор в подготовке юных футболистов?

В процессе подготовки юных футболистов в Италии тренеры особое внимание уделяют технике и постоянной работе с мячом. Однако я бы хотел подчеркнуть ещё один важный аспект, который часто остаётся незамеченным — социализация и общение юных футболистов с окружающими.

Для итальянских тренеров было более значимо помочь детям вырасти как личностям, а уже потом как футболистам. Они не питали иллюзий о том, что каждый их воспитанник обязательно станет следующим Пирло или Буффоном.

В нашей команде был спортивный директор, который постоянно контролировал психологическое состояние детей. Он интересовался, всё ли у них хорошо, нравится ли им заниматься футболом, не испытывают ли они давления со стороны других детей или стресса из-за соревнований. Это, безусловно, особый подход к работе с детьми.

Что касается взрослой команды, то здесь акцент был сделан на тактике и физической подготовке. Мы тогда выиграли «Эчеленцу» — пятую лигу в системе итальянского футбола. Наша команда играла в очень смелый, быстрый и качественный футбол. За этим успехом стояла кропотливая и изнурительная работа на протяжении всего сезона.

Некоторые российские команды критикуют за приглашение иностранных специалистов. Как вы думаете, стоит ли нам приглашать иностранных тренеров или лучше полагаться на отечественных специалистов?

Я считаю, что лучше привлекать отечественных тренеров. Не говорю, что приглашение иностранцев — это всегда плохая идея. Однако на собственном опыте убедился, что работать с детьми, не зная их культуры и менталитета, очень сложно. Для иностранца, который не имеет друзей в России, не рос в наших дворах и не учился в обычной русской школе, всё здесь будет чуждым. Говорить с воспитанником о чём-то, кроме футбола, ему будет очень тяжело. А ведь коммуникация и выстраивание отношений играют важную роль в подготовке юного спортсмена.

Другое дело — взрослый футбол. В истории отечественного футбола есть много примеров, когда иностранные специалисты добивались успеха в работе с командами. Самый яркий пример — это работа Гуса Хиддинка на посту главного тренера сборной России в 2006 году. О его работе я знаю из общения с Александром Генриховичем Бородюком, который был его помощником, и с некоторыми футболистами, игравшими под его руководством. Удивительно, но все они в один голос говорили, что Гусу удалось создать не просто команду, а сплочённый и целеустремлённый коллектив. Возможно, именно благодаря этому сборная заняла третье место на чемпионате Европы в 2008 году.

В настоящее время вы работаете тренером-преподавателем в Академии ЦСКА, которую многие называют самой полезной в стране, поскольку её воспитанники регулярно привлекаются к основной команде либо оказываются востребованными в других топ-клубах. Можете объяснить, в чём феномен армейской школы?

Действительно, наша академия выпускает сильную и востребованную молодёжь. Сегодня мы можем наблюдать, как в основной команде играют футболисты 2003–2005 годов рождения: Владислав Тороп, Матвей Лукин, Матвей Кисляк и Кирилл Глебов. Это молодые игроки нашей команды, которые, хочется верить, в ближайшем будущем станут ключевыми на своих позициях. Секрет нашего успеха прост: у нас работают лучшие тренеры, которые знают, как правильно подготовить футболистов. В академии, например, трудятся Александр Сергеевич Гришин и Валерий Викентьевич Минько — талантливые и опытные специалисты, подготовившие множество талантливых футболистов.

Вы работали с командой 2012 года рождения. Было ли сложно направлять игроков переходного возраста в нужное русло?

Мне очень нравится вспоминать период работы с командой 2012 года, так как это был мой первый серьёзный опыт в академии ЦСКА. Я очень рад, что смог внести свой вклад в развитие команды.

На зимнем первенстве мы заняли третье место, уступив только один раз. А уже в ходе летнего первенства команда значительно прибавила в мастерстве.

Направлять игроков в нужное русло совсем несложно. В нашей команде всегда царит дисциплина, независимо от возраста. Я могу только похвалить игроков за их самоотдачу. Даже в 11 лет они были достаточно взрослыми, и мне не составляло труда работать с ними. Наши футболисты точно знают, чего хотят, и прикладывают максимум усилий для достижения цели. Работать с такими спортсменами — одно удовольствие.

А как вы оцениваете роль психологии в работе с детьми и подростками в футболе?

Психологическая подготовка — это одна из четырёх ключевых составляющих, необходимых для развития футболиста: тактическая, техническая, физическая и психологическая. Все эти элементы взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Хороший тренер должен обладать знаниями и навыками в области психологии, которые он приобретает в процессе саморазвития и применения в работе с юными футболистами.

Георгий Дмитриевич, поделитесь, пожалуйста, с коллегами рекомендациями, как раскрыть талант футболиста.

Прежде всего, важно установить доверительные отношения между тренером и игроком. И тренер, и игрок должны быть уверены друг в друге.

Далее, необходимо постоянно общаться с подопечным. Это поможет давать полезные советы, вносить своевременные коррективы, вселять уверенность в будущего победителя и, конечно, получать обратную связь от игрока.

Кроме того, важно правильно определить цели и задачи для развития таланта. Затем вместе наблюдать за их выполнением и анализировать изменения в динамике.

Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.


Больше на

Subscribe to get the latest posts sent to your email.