Геннадий Клыпо

«Спорт – это борьба, и в этой борьбе надо идти до конца, до победного конца»

У вас очень интересная биография – менялись виды спорта, места работы, города… Расскажите, как случилось, что вас – молодого парня – сразу после армии приняли в тренеры в спортивную школу? Вы уже были известны в родном городе?

В любительский спорт я попал, учась на первом курсе нефтяного техникума, параллельно занимаясь у тренера ДЮСШ Шашорина В. В. За год занятий в спортивной школе и секции техникума я заметно прибавил в мастерстве, что позволило мне занимать ведущие позиции игрока баскетбольной команды в городе Сызрани.
В спортивную школу тренером меня взяли сразу после службы в армии. Во времена СССР все было гораздо проще. Зашел навестить своего тренера, и он сразу предложил пойти работать в спортивную школу.
С трудоустройством проблем не было в то время. Потом я оказался в спортивном лагере «Юность», где начал свою спортивную карьеру тренера-преподавателя по баскетболу.

В интервью вы упомянули, что в силу обстоятельств перешли на отделение гандбола, будучи баскетболистом по образованию. Легко ли осуществлялся подобный переход, не было ли страха неизвестности из-за смены спорта?

Моя работа с детскими командами всегда была связана с желанием подготовить ребят к большому спорту, поэтому переход из одного вида спорта в другой, а также все переезды из города в город связаны с воспитанницами, стремлением создать им условия для дальнейшего совершенствования и роста мастерства. Я был в таком возрасте, что смена одного вида спорта на другой делала меня более целеустремленным в достижении цели. И, как оказалось, не зря я принял решение перейти в гандбол.

С чем вы связываете то, что ваш карьерный рост, как вы рассказали, начался именно с момента старта тренерства в гандболе? Это течение судьбы или какие-то сугубо объективные, организационные факторы?

Я считаю, что сама судьба привела меня в гандбол. Вокруг меня появлялись люди, которые помогали мне. Это и директор СШОР №2 г. Сызрани Хоров Н. И., и знакомство с тренерами сборной молодежного и юниорского состава, в частности с Вячеславом Владимировичем Кириленко, Аксеновым Валерием Павловичем и Дзардановым Алексеем Юрьевичем.

Далее, уже в Уфе, вы работали с командами мастеров, не только с детьми. Правда ли, что с более молодыми людьми проще, потому что не нужно переучивать, ведь происходит формирование спортивной базы ученика?

Работа в Уфе – это особое время для меня, это рассвет тренировочной деятельности. Работать в суперлиге – это так здорово! Это такой эмоциональный фон. И в то же время я не терял обучение детей, которые в 2006 году впервые в истории башкирского детского гандбола выиграли первенство России по гандболу среди девушек 1993 года рождения.
Работать с детьми и с мастерами одинаково сложно. Детей, с которыми я сейчас занимаюсь в Спортивной школе олимпийского резерва N 47, надо научить правильной технике, тактике. С мастерами нужно максимально использовать их технико-тактический потенциал. Но и в том и другом случае работать со всеми одно удовольствие.

Интересный момент: в Сызрани вы организовали детский гандбольный клуб, на средства которого содержали воспитанниц – снимали жильё, снабжали продуктами и одеждой, организовывали отправку в училище олимпийского резерва. Сейчас тоже существует подобная потребность в обеспечении начинающих спортсменов на старте или это были единичные случаи?

Сызрань – гандбольный клуб – замечательный отрезок времени! Мы работали в тандеме с Ириной Подберезной и Ольгой Нартовой. Эта работа предопределила дальнейший скачок на вершину успехов. В настоящее время у нас в Москве невозможно то, что мы делали на периферии в Сызрани. В этом плане сейчас нам существенно помогает Москомспорт, который делает очень много для совершенствования мастерства подрастающего поколения гандболистов.

Ваша ученица Елена Поленова стала вторым призёром Олимпиады в Пекине 2008-го года. Помните тот день и свои чувства? За кого вы были рады больше – за победительницу, сборную, всю страну?

День проигрыша на Олимпиаде в Пекине команды России я запомнил на всю жизнь. Горечь поражения сильно била по нервам. Я был уверен, что наша команда обязательно выиграет. Такого сильного состава не было очень давно. Пусть это будет мое субъективное мнение, но команда не была явно подготовлена соответствующим образом. И мне было обидно за команду, за страну.

Как складывается судьба ваших учениц после активных сборов и выступлений? Все ли остаются на пути спорта или уходят, обретая статус жён и матерей, двигаясь в русле семьи?

Я слежу за судьбой всех своих воспитанниц. Большинство из них вышли замуж, что очень важно для женщины, и обрели статус «жены и матери». Некоторые из них занялись тренерской деятельностью. Часто реализовать себя в разных жизненных направлениях – нелегко. Но опыт занятий спортом, чувство дисциплины всегда помогает по жизни.

С какой мотивацией к вам, как заслуженному тренеру, чаще приходят новые воспитанницы – победы, сама игра, может быть, любовь к спорту?

В моей жизни было много переездов, но всем своим воспитанникам я прививал любовь к спорту, к игре. И даже, когда я уезжал, они продолжали заниматься любимым гандболом.
Многих детей в спорт приводят родители. Для некоторых из них важен статус тренера, а другие интересуются мнением детей: нравится – не нравится.

Вы рассказывали о противоречии в системе отбора начинающих гандболистов в сравнении России и Европы, где набор идет с первого класса и даже с детского сада, а у нас – с девяти лет. Видите ли вы в этом серьёзную проблему, которую важно решить, чтобы в гандбол приходило больше ребят в целом?

Отбор в спортивные группы – это основа создания в будущем хорошей боеспособной команды. Исходя из личного опыта, сталкиваешься с большими проблемами при наборе детей. Это отсутствие возможности поговорить с ребенком, обратной связи с родителями. Нам приходится агитировать через Instagram, районные газеты. Иногда проводим мастер-классы в школах. На этом все и заканчивается, потому что сейчас нам не разрешают общаться с детьми. Можно набирать детей с детского сада и с первого класса, но в платные группы, что себе могут позволить не все родители. Гандбол не настолько популярен. Некоторые даже не знают, что есть такой вид спорта. И поэтому родители не видят перспективы в развитии своих детей именно в этом виде спорта.

Как вы понимаете, что пора отпускать своих воспитанниц к следующему тренеру старшей возрастной категории? И всегда ли вы знаете, кому и кого из учеников лучше передать для максимального развития его потенциала?

Наступает момент в тренировочном процессе, когда уже понятно, что больше дать я этим воспитанницам не могу в силу отсутствия возможностей повышать их уровень, из-за отсутствия ресурсов, зачастую отсутствие мотивации ребенка на тренировке. Очень важно передать ребят в ту организацию или к тому тренеру, где они смогут дальше развить свой потенциал. Для меня это довольно обычная ситуация.

Ваша ученица Ксения Макеева не попала на Олимпиаду, что, судя по вашим словам, стало для вас с ней общей трагедией. Готовите ли вы её к следующим Олимпийским играм? Есть ли шанс покорить вершину со второго раза?

Да, было очень обидно, когда Ксюша Макеева получила травму на второй игре из трех при подготовке непосредственно перед Олимпиадой. Ксения еще не восстановилась полностью после травмы, полученной на Европейском первенстве, и максимальные нагрузки выполняла добросовестно. Можно было бы ее немножко поберечь со стороны тренерского состава, но случилось так, как случилось. В настоящее время Ксения играет за команду суперлиги Ростов-Дон, мы часто общаемся с ней по телефону, просматриваю все игры с её участием и делюсь с ней своими выводами по ее игре, где-то поддерживаю психологически. Это все, что могу сделать для ее подготовки к будущей Олимпиаде в Токио.

Обращается ли к вам сын (тренер по футболу) за советами насчет тренерства, интересуется ли философией процесса и вашим видением обучения и развития спортсмена?

Мой сын с младенчества прошел со мной путь начинающего спортсмена. Можно сказать «жил за кулисами» моей профессии. Многому он смог научиться у меня. И по сей день мы продолжаем обсуждать и советоваться с ним по поводу системы подготовки детей: физической, специально- физической, морально- волевой.

Важно ли в спорте никогда не сдаваться или ещё нужно уметь вовремя остановиться, чтобы не навредить себе и не подвести команду? Бывали ли в вашей практике подобные ситуации-перепутья?

Важно то и другое. Сдаваться в спорте нельзя. Спорт – это борьба, и в этой борьбе надо идти до конца, до победного конца. Но еще сложнее вовремя остановиться, суметь подстроиться под ситуацию. В моей практике была ситуация, когда команда девушек 1979 года рождения, участвуя на зональном первенстве России по баскетболу, на площадке хозяев поля команды Нижнего Новгорода столкнулась с беспрецедентным судейством. Из одиннадцати человек состава осталось на площадке четыре игрока. За пять фолов были удалены ведущие игроки команды. В этой ситуации я и команда бились до последнего. Но проиграли матч с разницей в два очка. Чтобы опередить команду Нижнего Новгорода, нам нужно было обыграть команду из Татарстана, которая в свою очередь обыграла Нижний Новгород с большой разницей очков. Предвидя повторение ситуации первой игры, мне пришлось идти на компромисс, чтобы повторно не ломать психику детей. Поднялся в тренерскую и «попросил» местное руководство дать честно поиграть командам, взамен пообещав при любом стечении обстоятельств проиграть как минимум одно очко. Ту игру мы проиграли, дети сделали все, что могли. Играли спокойно. Зато я приобрел уважение и дружбу тренерского состава Нижнего Новгорода, что в дальнейшем пригодилось мне, и очередной раз не сломал психику детей.
Случай из практики работы в суперлиге. Играя в переходном турнире, чтобы остаться в суперлиге, нам пришлось встретиться в Звенигороде с командой этого города, которая ставила задачу войти в суперлигу. На предыгровой разминке команд я увидел на трибуне присутствие губернатора Московской области, мэра города и еще ряд ответственных людей, и пришел к выводу, что команда соперников должна показать хороший гандбол для реализации своих планов в дальнейшем. Это значило, что нас сейчас будут «прибивать». Что и случилось. Тогда мы проиграли с довольно внушительным счетом. Всю игру я сдерживал девчонок, успокаивал их, выпускал второй состав, и в конце концов добился того, что команда успокоилась.
Буквально через неделю у нас состоялась повторная игра с командой Звенигорода на той же самой площадке, но уже без присутствия официальных лиц. Итог встречи: 34-32 в пользу команды Уфы.

Пройдя такой большой путь, будучи тренером больше сорока лет, как вы оцениваете – быть Учителем это и есть ваше призвание, которое проявилось еще тогда, в молодости, и вело вас по жизни?

Я считаю, что я больше Учитель, чем тренер, потому для меня всегда было очень важно сохранить здоровье детей, чтобы в команде была четкая дисциплина, чтобы, подрастая, они не совершали негативных поступков, связанных с вредными привычками, отслеживал дальнейшую жизнь своих выпускниц и выпускников. Для меня это было очень важно. А тренерские успехи как бы довершали понимание моей работы с подрастающим поколением.

Добавить комментарий