Евгений Ротов

«В нашем деле результат — это не цифры на табло и не победы. Результат — это то, каким был ваш футболист в сентябре и каким стал в июне, уходя на каникулы»


Евгений Павлович, что повлияло на ваше решение стать тренером по футболу?

Решение созрело только после окончания первого этапа обучения в университете. Это был 2015 год, в Сургуте стихийно стартовало развитие коммерческих школ. Я в тот момент находился в поиске работы, и Олег Юрьевич Пискунов предложил небольшую нагрузку в своей только открывшейся школе. С тех пор уже семь лет мы идём по пути развития детского футбола в городе и регионе.

Вы прошли курсы Barca Innovation Hub, организованные университетом La Masia. Действительно ли они дают уникальные знания? Почему многие тренеры так стремятся их пройти?

Курс в формате онлайн-обучения с теоретическими и практическими материалами, также подкреплённые видеоресурсами. Уникальность заключается в возможности заглянуть «на кухню» одной из лучших систем подготовки юных футболистов в мире, не выезжая за пределы своего города. Где в основу положены нелинейность в обучении и ценность человеческой индивидуальности. Где принципы футбола и понимание игры являются фундаментальными вещами. Для российской методологии это до сих является в какой-то степени инновацией, но лично я вижу в этом основу развития юных футболистов.

Какие темы, обсуждаемые на практической конференции для детских футбольных тренеров «Площадка» в Орехово-Зуево, вам показались наиболее актуальными и интересными? Кто из спикеров понравился больше всего?

Самое уникальное, что все темы были актуальными. В мероприятиях такого формата нет «воды». Есть заявленная тема и самое главное — есть дискуссия, то есть её обсуждение, обмен мнениями и опытом с коллегами из других регионов. Это огромный опыт и толчок для саморазвития. Что касается спикеров, выделю, конечно, Павла Зотова и Игоря Дрыкова. Павел — человек с огромным опытом работы в академиях «Рубина» и «Локомотива», прекрасно понимает принципы игры и умеет великолепно донести информацию.

Игорь Дрыков, наверное, главный бунтарь в российском детском футболе, в хорошем смысле, естественно. Считаю, что именно за такими специалистами будущее российского футбола.

Как вам в целом формат этого проекта?

Формат великолепный, в России на сегодняшний день таких проектов очень мало. И именно в этом направлении и нужно работать, расширять логистику, так как Россия не заканчивается Московской областью и Поволжьем. Искренне уверен, что в регионах есть специалисты, которые хотят получать современные знания и обучать детей футболу.

Вы проходили стажировку в Академии «Чертаново» и видели, каким образом ведётся работа. Почему она считается одной из самых крутых в стране?

При всем уважении к специалистам и руководителям Чертаново, в тренировочном процессе я не увидел ничего сверхъестественного. Возможно, мои ожидания — мои проблемы. Возможно, коллеги не стали раскрывать все карты. Единственное, что удивило — это колоссальная селекция и подбор юных футболистов. Антропометрия и техническое оснащение уже в юном возрасте на очень высоком уровне.

Вы преподаёте на кафедре физического воспитания СурГПУ. Студенты охотно посещают ваши занятия?

Это зависит от самих обучающихся, их внутренней мотивации в получении новых знаний в вузе. Мои дисциплины приносят студентам удовольствие, прежде всего, за счёт доверительного метода и формата дискуссии. Современным молодым людям симпатизирует такой подход и посещаемость стабильно высокая.

Скажите, будут ли отличаться психофизиологические особенности юных футболистов из Югры от психофизиологических особенностей спортсменов, проживающих в другом регионе?

Конечно. Главная особенность нашего региона — это климатические условия, а именно длинная и холодная зима и короткое, с довольно низким количеством солнечных дней лето. Адаптационные и функциональные показатели будут существенно отличаться.

Как выглядит один день из жизни ФК «Искра»?

Наш день — это созидание во всех его проявлениях. Это и рабочий чат в социальных сетях, и подготовка к занятию, и практическая часть. Ремесло кипит в течение всего светового дня и всю неделю.

Дружные ли у вас сборные команды?

Конечно, и это одно из главных направлений нашей работы. Футбол в первую очередь — это коммуникация и социализация, становление личности посредством игры.

Что получит ребёнок, придя к вам на бесплатное пробное занятие?

Прежде всего, получит внимание и высокий эмоциональный фон посредством элементов футбола. Это одни из главных принципов нашей работы.

С чего, на ваш взгляд, начинается хорошая футбольная программа подготовки юных спортсменов?

Моё личное мнение и моих коллег — программа должна начинаться с методологии и качественного планирования. На сегодняшний день планированием пользуются школы и академии в единичных случаях. На бумаге оно, конечно есть, но на практике всё по-другому, а при подготовке юного футболиста нужна системность. Ну и ещё немаловажный фактор — это подбор кадров, тренер — личность многогранная и образованная.

Ребёнок – родитель ‒ тренер: какие отношения должны выстраиваться в этом треугольнике?

Только доверительные. И в первую очередь родитель должен быть компетентным в детском футболе и активно принимать участие в становлении юного футболиста. Это не значит, что он должен лезть в тренировочный процесс и говорить ребёнку, как ему нужно играть и принимать решения за него. Нет! Родитель должен доверять тренеру и его методам обучения, поддерживать в случае неудач, а не добивать сверху, помочь тренеру влюбить ребенка в игру. И не должен реализовывать свои амбиции через ребёнка. Если каждый угол этого треугольника действует сообща и доверяет друг другу, только тогда фигура движется вперёд.

Объясните простыми словами, в чём заключается суть нелинейной педагогики и как её применяют в футболе?

Принципы нелинейной педагогики в футболе основаны на создании условий в тренировочном процессе, приближенных к самой игре. То есть организация игровых упражнений с различными ограничениями и условиями и решение задач за счёт самоорганизации юного игрока. Другими словами, так как динамика игры и ее ситуации постоянно меняются, тренировочное занятие должно быть синонимом игры, способствуя адаптации к игровой ситуации, а не заучиванием двигательного действия. Для этого мы используем открытые упражнения, где есть несколько вариантов развития событий и где важно не количество повторений, а их качество («умные» упражнения). В этом нам помогают открытые вопросы, которые провоцируют юного футболиста к мышлению и осознанности.

Евгений Павлович, каким советом вы могли бы поделиться со своими коллегами?

Мой самый главный совет коллегам — это призыв изменить отношение и оценку результата своего труда. В нашем деле результат — это не цифры на табло и не победы. Результат — это то, каким был ваш футболист в сентябре и каким стал в июне, уходя на каникулы.

Добавить комментарий