Паралимпийское движение в мире, России и нашей школе

В 2014 году в России прошли зимние Олимпийские игры. Весь мир увидел наш триумф. Через две недели после закрытия олимпиады в Сочи начались зимние Паралимпийские игры. Наши спортсмены вновь доказали, что в России люди сильны и физически, и духовно. Нашим паралимпийцам удалось установить новый рекорд в неофициальном медальном зачете по числу выигранных медалей с результатом 30 золотых и общим количеством 80 медалей.

Паралимпиада — олимпийские игры людей с ограниченными возможностями здоровья — в мире признается практически таким же выдающимся событием, как и сама Олимпиада. Паралимпийские игры, как летние, так и зимние, проводятся каждые четыре года.

Паралимпийскому движению уже более ста лет. О том, что двигательная активность является важнейшим фактором реабилитации инвалидов, врачи говорили уже в XVIII веке. В 1888 году в Берлине открылся первый спортивный клуб для людей с нарушением слуха, а в 1924-м состоялись первые Олимпийские игры для таких спортсменов.

Первые игры для инвалидов прошли в 1948 году в Стоук-Мандевиле. Датой отсчета летних Паралимпиад стал 1960 год. Зимние игры начали проводиться с 1976 года. В них участвовало всего 250 человек из 14 стран. С 1988 года было решено проводить Паралимпиады через две недели после Олимпийских игр в тех же странах. 28 августа 1948 года Людвиг Гуттман организовал в госпитале Сток-Мандевиль первые соревнования с участием ветеранов мировой войны с травмами спинного мозга. Это были состязания по стрельбе из лука спортсменов на инвалидных колясках. Символично, что этот день совпал с открытием Олимпийских игр в Лондоне. Постепенно эта инициатива ширилась, превратившись во всемирное спортивное движение людей с физическими недостатками.

С каждыми следующими играми возрастало число участников, расширялась география стран, увеличивалось количество видов спорта. К спортсменам со спинными травмами присоединялись спортсмены других групп повреждений. В 1966 году Паралимпийский комитет включил в состав участников некоторых спортсменов с умственными нарушениями. В 1976 году в Торонто были добавлены другие группы инвалидности, и появилась идея объединения вместе различных групп инвалидности для международных спортивных соревнований.

Сейчас в Международный паралимпийский комитет входит более 160 стран. Штаб-квартира МПК находится в Бонне (Германия). Спорт инвалидов получил всемирное значение.

Достижения спортсменов с физическими недостатками поражают воображение. Иногда они вплотную приближались к олимпийским рекордам. Фактически не осталось ни одного вида спорта из известных и популярных, в котором не принимали бы участие спортсмены-инвалиды. Неуклонно расширяется количество паралимпийских дисциплин. В Сиднее в программе было 18 видов соревнований, 14 из которых входили в олимпийскую программу. Регулярно проводятся чемпионаты мира, континентов и регионов. К летним Паралимпийским играм в скором времени добавились и зимние, а количество спортсменов-инвалидов в мире составляет сотни тысяч.

Российские спортсмены впервые приняли участие в Паралимпиаде в 1988 году. Российский паралимпийский комитет был создан 5 января 1996 года. На сегодняшний день в России более 10 миллионов инвалидов, среди них значительная часть — дети с различными нарушениями. По данным на 2007 год, только 3% инвалидов занимаются физической культурой и спортом, а в 2004 году этот показатель составлял 1,5%.

Для того, чтобы занятия физкультурой и спортом стали доступными для каждого человека с 2006 года работает Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». В рамках её реализации уже построено 200 стадионов, катков, бассейнов, спорткомплексов. Программа предлагает бесплатное и льготное посещение спортивных объектов инвалидами, детьми и малообеспеченными гражданами. Кроме того, программой предусмотрена организация и проведение регулярных спортивных состязаний для людей с ограниченными возможностями: фестивали спорта, спартакиады, чемпионаты.

В обязательном порядке все спортивные объекты снабжены пандусами, лифтами или подъемниками, специальными раздевалками, для колясочников предусмотрены зрительские места на трибунах.

В Российской Федерации паралимпийским спортом занимается более 200 тыс. человек, создано более 1200 спортивно-оздоровительных клубов, объединяющих лиц с ограниченной двигательной активностью. Единым календарным планом всероссийских массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий предусмотрены соревнования по паралимпийским видам спорта среди всех категорий инвалидов.

В рамках внедрения федеральных государственных стандартов начального, основного общего образования, а также стандартов образования для детей с ОВЗ и формирования доступной среды для детей-инвалидов и детей с ОВЗ данная тема является актуальной и важной.

Анализ заболеваний детей нашей школы показывает, что в 2014 году обучалось 1114 человек, из них 101 (9%) относится к I группе здоровья; 876 (79%) — ко II группе; 126 (11%) — к III группе и 11 (1%) — к IV группе здоровья.

К первой группе относятся дети, не имеющие проблем со здоровьем. Физическое и психическое развитие ребёнка соответствует возрасту. Дети этой группы не имеют пороков развития или других нарушений внутренних органов.

Ко второй группе относят детей, которые могут иметь небольшие проблемы со здоровьем, например, ребёнок может страдать аллергическим заболеванием или иметь лишний вес. Дети, относящиеся ко 2-й группе здоровья должны находиться под более тщательным наблюдением.

В третьей группе находятся дети, которые имеют хроническое заболевание с различными периодами ремиссии и обострения. Эти дети имеют сохраненные функциональные возможности, не имеют осложнения основного заболевания, могут присутствовать физические недостатки с компенсацией.

 К четвёртой группе относятся дети, имеющие хронические заболевания с частыми периодами обострения. У ребёнка могут присутствовать физические недостатки, ограничения функциональных возможностей, осложнения основного заболевания. Эти дети имеют значительное нарушение в здоровье, но их самочувствие в целом сохранено.

Также выяснилось, что у 452 человек наблюдаются различные заболевания сосудисто-сердечной системы (1,1%); центрально нервной системы (0,4%); бронхо-легочной (4,6%); гастроэнтерологические заболевания (6,4%); заболевания почек (2,7%); нарушение осанки (35%); сколиоз (6,9%); пониженная острота зрения (37,2%); заболевания ЛОР-органов (0,9%); часто болеющие дети (1,1%); прочие (3,8%).

На основе полученных данных с этими учащимися мы планируем проводить соревнования для того, чтобы они почувствовали, что они такие же ученики школы, а также активно внедряем адаптивную физическую культуру. Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех её проявлениях должна стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека.

У ребенка с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

‒ осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

‒ способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

‒ компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

‒ способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

‒ потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

‒ осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

‒ желание улучшать свои личностные качества;

‒стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Проблемы со здоровьем детей-инвалидов и детей с ОВЗ — серьезная проблема. Однако, мы должны делать всё возможное, чтобы эти дети чувствовали себя комфортно в нашем обществе и в нашей школе.

Список литературы и интернет-ресурсы

1. Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2000

2. http://paralymp.ru/paralympic_games/istoriya-paralimpiyskikh-igr/

3. http://www.olympic.kz/content.php?id=100

4.http://sportrodnik.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=4&Itemid=6

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Паралимпийские_игры

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сурдлимпийские_игры

7. http://paralymp.ru/paralympic_games/

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Адаптивная_физическая_культура

Материалы предоставлены порталом ИНФОУРОК
www.infourok.ru

Добавить комментарий