Дмитрий Ионов

«Если наставник на одной волне с ребёнком, у них гораздо лучше коннект происходит, нежели тренер поставит себя высоко, а его максимально низко»


Дмитрий, в детстве вы занимались игровыми видами спорта. Чем они привлекали?

Всегда в спортивных играх очень нравится то, что нужно самому принимать решения, чего нет, например, в каких-то циклических видах спорта — лёгкой атлетике, лыжах и так далее. В игровых видах спорта  постоянно ситуация принимает другой оборот, и тебе нужно быстро реагировать. Здесь меняются фазы игры, меняются условия, промедлил на полсекунды, уже нужно принимать другое решение. Ещё меня привлекало, что можно брать на себя ответственность за результат команды, за лидерство в коллективе, когда люди слушают, что говорит человек, капитан.

Почему вы относите к плюсам отсутствие опыта игры в футбол на профессиональном уровне конкретно в вашей ситуации?

Я сейчас являюсь старшим тренером школы и отвечаю за найм сотрудников. И когда многие профессиональные футболисты приходят, они пытаются достать что-то из своего опыта, то есть начинать тренировать так, как тренировали их. Но, во-первых, это было определённое количество лет назад, жизнь меняется. Они пробуют все те же методы из 90-х, 2000-х, а уже 2022 год, некоторые устарели. На вопрос «Почему сделали так, а не по-другому?» отвечают, что нас так тренировали и думают, это правильно. Но в футболе же нет такого — «правильно-неправильно».

Второй момент. Очень часто они забывают о том, что это дети, с ними нужно другими методами работать, не надо их тренировать, как взрослых.

Я определённо свободен от таких «предрассудков», то есть у меня не было понятия, что только вот так надо делать и никак по-другому. Я формировал своё видение уже во взрослом возрасте, где уже сам чётко выбирал направление, нишу, свою философию, методы тренировок.

Вы проходили обучение в Тульском государственном университете им. Л. Н. Толстого на факультете физической культуры, который окончили с красным дипломом. Скажите, что нужно для поступления в спортивный вуз?

Для поступления в спортивный вуз нужно сдавать экзамены, я сдавал ЕГЭ по русскому и обществознанию. Третий экзамен был комплексным по физической культуре: теория, практика. В целом мне было не так сложно поступить, потому что я и русский с обществознанием сдал хорошо, и физкультуру неплохо. По крайней мере, так было для меня. Во-первых, мне это было интересно, ведь многие идут учиться с мыслью, как говорится, лишь бы куда-нибудь поступить. У меня был чёткий интерес: получить образование в той сфере, где я сейчас работаю. Я знал с самого начала, что, скорее всего, буду работать в спорте, просто пока не понимал, где конкретно, но уже в школе осознавал, что буду причастен к спортивной жизни.

Учёба была очень разнообразной: изучали много разных спортивных игр, циклических видов спорта. И достаточно много знаний у меня оттуда осталось. Здесь, как и в любом учебном заведении: если человек заинтересован в получении каких-либо знаний, он их получит, если ходит просто так на занятия, то какой бы не был университет, он никакой пользы оттуда не извлечёт. Логика простая.

Студентом последних курсов вы работали инструктором по физкультуре в детском саду. Часто маленькие дети бывают чересчур активными и непоседливыми. Какие приёмы могут помочь тренеру направить их энергию в нужное русло?

Да, я даже чуть больше двух лет проработал в детском саду. Если мы берём, например, младшие группы, то там могло быть на занятии плюс-минус тридцать человек, и с ними занимается один инструктор. Занятия были не такие продолжительные, и во время проведения приходилось держать большую плотность, чтобы не отпускать внимание детей.

Это должно быть интересно для ребёнка, максимально занимательный рассказ и максимально короткий, потому что период внимания у детей не такой большой, а если тренер рассказывает какую-то историю, даже интересную, на протяжении пяти минут, то, скорее всего, ребёнок его уже не слушает и ковыряется в носу.

Самый рабочий метод — переключение. Если малыш начинает баловаться, отвлекаться от того, что тренер говорит, нужно срочно переключить его в какую-то другую сферу, либо какие-то игры маленькие использовать. Например, просто несколько пальцев показать: «Сколько пальцев?» И они такие: «Четыре». Забыли про то, что делали, и можно включать их в дальнейшую работу. Очень важно не отпускать внимание дошкольников. Если это произошло, то, скорее всего, занятие уже потеряно, и никакой, скажем так, обучающей части не получится. Соответственно, задачу на тренировку тренер не решит. Ну и естественно, тренер должен максимально коротко и понятно всё объяснять.

Как вы считаете, нужно ли тренеру, работающему с малышами, самому быть немного ребёнком?

Я думаю, обязательно нужно быть на их волне, быть в курсе всех трендов, которые происходят в мире, за чем они следят, что такое «хаги-ваги», «лунтики» и прочее. Если наставник на одной волне с ребёнком, у них гораздо лучше коннект происходит, нежели тренер поставит себя высоко, а его максимально низко. Также нужно всю энергию, которая есть, выплескивать на детей. Если  ребенок чему-то научился благодаря тому, что ты ему столько-то энергии передал, это очень сильно мотивирует.

Если бы вам предложили тренировать молодых спортсменов, вы бы согласились или с детьми работать комфортнее?

Я хочу пройти все ступени — от максимально маленьких детей до молодых спортсменов. Дошкольников уже тренировал, сейчас работаю с этапом начальной подготовки. Так что всё, скажем так, в своё время.

Чему новому вы научились у тренеров, которые обладают лицензиями «PRO» и «А» УЕФА, за время совместной деятельности?

Знаете, здесь я, наверное, для себя сделал определённые выводы, что какие-то космические лицензии не всегда весомый аргумент — решает количество знаний. Эти люди, имеющие лицензии «PRO» и «А» УЕФА, могут знать многие профессиональные моменты, а, например, какие-то базовые вещи для детско-юношеского спорта, физической культуры, футбола — нет. Даже, скорее всего, они их не знают, если, как я уже говорил, не прошли путь, начиная с самой первой ступени, и не изучили всю подноготную.

Таким образом, у меня были большие ожидания от совместной деятельности с этими тренерами, но в каких-то моментах они не совсем оправдались. Некоторым тактическим приемам я научился, но полной картины у меня на тот момент все равно не складывалось.

Вы проходили стажировку в футбольном клубе «Локомотив» (Москва). Остались ли довольны этой практикой?

Очень, очень круто. Во-первых, потому что там на тот момент работал Павел Юрьевич Зотов. Он проводил стажировку и максимально выложился, рассказал много базовых вещей, которые мы сейчас используем в своей деятельности и передаём другим. Это было одним из больших толчков в моём развитии. Я был очень доволен. В целом достаточно скептически отношусь к стажировкам, но конкретно эта мне понравилась, что, скорее всего, связано именно с Павлом Юрьевичем.

С 2020 года вы занимаете должность старшего тренера в школе, где тренируется более 1000 детей и работает 30 наставников. Как вы добились того, чтобы эта школа стала одной из самых популярных в Туле?

Мы даём родителям то, что они хотят, полностью закрываем их потребности. У детей идут тренировки рядом с домом, мы их учим максимально правильным вещам и не торопим события. В процентовке шестьдесят на сорок, даже семьдесят на тридцать, внутри занятий идет развитие каких-то техник передвижения, то есть тех вещей, которые ребёнок сначала должен понять, прежде чем начать играть в футбол. Понять, как работает тело, функционируют ноги, ориентируется ли он в пространстве. Прежде чем давать мяч, нужно научить юного футболиста хотя бы правильно бегать. Многие тренеры и школы этого не понимают и сразу дают мяч ребёнку, который ещё стоять толком не может, чем, скорее всего, ему даже вредят. А мы прописывали свою программу именно в соответствии с возрастными особенностями. Мы никуда не спешим и не гонимся за результатом.

У нас есть просто занятия физкультурой для какого-то интереса и собственные турниры, где дети получают практику игры в футбол. Многие родители приходят к нам и говорят: «Он просто любит футбол и хочет тренироваться». Ребёнок может заниматься тем, что ему нравится, у нас есть отдельные игровые дни. Если ребёнка приводят с более профессиональными целями, у нас есть свои сборные, разделённые по возрастам, которые участвуют в областных, региональных турнирах. Оттуда тоже можно уйти в какую-то академию в дальнейшем. То есть мы все потребности закрываем.

Ваша школа делает акцент на уникальной методике подготовки. В чём именно заключается уникальность?

Первое — она интересная. У нас на каждую тренировку есть отдельные сюжеты, в какие-то дни мы, например, проходим птиц, то есть идёт не только физическая, психологическая, тактическая подготовка, но и общеобразовательная. Какие-то темы «зашиваем» внутри занятий. Ребята получают не только физическую нагрузку, но ещё и умственные навыки, которые, в школах, возможно, могут не давать по какой-либо причине.

Если говорить непосредственно про футбольную методику, то мы исходим из принципов игры. Все упражнения, которые даём, из футбола. Мы не занимаемся тем, что не связано с ним. Методика на самом деле максимально простая, но она, на мой взгляд, самая эффективная, потому что дети учатся тому, что они реально будут делать в игре.

Планируете ли вы заявлять команду ребят 2013 г. р. на какие-либо соревнования в ближайшем будущем?

Естественно. У нас есть календарный план по турнирам. Мы планируем выезды в какие-либо города и участие в наших областных соревнованиях. Сейчас участвуем в чемпионате области. И обязательно ребята должны играть. Многие школы тренируют, но не играют. Ради чего тогда это всё, если не ради турниров? Это и есть своего рода экзамен для тренера: как дети сыграли, либо не сыграли, лучше они сыграли, чем в прошлую игру или хуже. Мы не отталкиваемся именно от результата, а отталкиваемся от игры: как сыграла команда в целом, стал ли каждый ребенок сегодня лучше, чем вчера.

Как думаете, насколько долгим будет ваше сотрудничество с футбольной школой «Торнадо»? Было желание переехать в другой город и строить свою тренерскую карьеру там?

Пока, скажем так, школа может предоставить варианты для моего развития. До тех пор пока я закрываю интересы школы, а они мои — наше сотрудничество продолжится. Переехать в другой город? Иногда, конечно, посещают такие мысли, но, наверное, стоит уезжать и повышать уровень прилично. Нет смысла переходить в примерно такую же структуру. Нужно уезжать либо в академию, либо пока никуда и развивать эту школу, пробовать выводить её на какой-то уровень.

Дмитрий, какими советами вы хотели бы поделиться с ребятами, которые увлекаются футболом?

Будьте максимально заинтересованы, любопытствуйте и задавайте даже самые глупые вопросы тренеру. Пытайтесь узнать как можно больше от каждого своего наставника. Без заинтересованности ребят ничего не получится ни у тренера, ни у ребёнка. Чем больше ребёнок заинтересован в достижении той или иной цели, тем более высокий результат это повлечет собой. И любите наш самый популярный вид спорта.

Добавить комментарий