Денис Домашев

«Выдержка в работе с детьми, где во главе угла личностный рост через самодисциплину и только потом результат, без которого спорт не спорт априори, толерантность в сотрудничестве с родителями, критическое мышление при обмене опытом с коллегами – это та тренерская философия, на которую я опираюсь»

Денис Александрович, вы в детстве, как и многие дети, занимались многими видами спорта, но, как сами говорите, особо выдающихся достижений не было. Почему же вы решили стать тренером?

Я уверен, прежде всего потому, что мама не мешала моим интересам в детстве, даже в ущерб учёбы в школе поддерживала меня и моё желание реализовать свои спортивные задатки, плюс, я всегда находил общий язык с детьми. Образно выражаясь, мама представитель гуманитарной педагогики, эта жизненная философия передалась и мне, и я пытаюсь реализовать её в профессии.

Кто из ваших наставников повлиял на вас особенно сильно в плане выбора профессии?

Мой тренер по баскетболу детско-юношеской спортивной школы и учитель физкультуры Усть-Донецкой средней школы № 1 Николай Васильевич Бондаренко – человек с невероятной харизмой, заряжающей как на результат, так и на проявление лидерских качеств. В плане выбора профессии именно он был тем наставником, тем примером профессионализма, которому мне хотелось соответствовать. Мне повезло встретить такого человека и я очень благодарен ему за тот опыт, которым он делился со мной, надеюсь, что ему не стыдно за своего ученика.

Вы закончили педагогических колледж, потом поступили факультет физического воспитания в вузе, а в аспирантуру пошли на факультет философии. Как вас занесло в сферу, прямо скажем, далёкую от спорта?

Занесло меня в эту сферу на втором курсе института, когда я полностью пропустил весь семестр философии. Приходилось подрабатывать что бы платить за жильё, поэтому я сосредоточился только на профильных дисциплинах. Преподаватель Марина Александровна Богданова, как настоящий философ, отнеслась с пониманием к моим житейским сложностям и предложила выступить на ежегодной студенческой научной конференции Южного федерального университета, так сказать «отработать» пропуски. И мне было вдвойне приятно победить, с одной стороны, за себя, а с другой стороны, за факультет физического воспитания, который имеет стереотип факультета с не самым высоким уровнем интеллекта. В дальнейшем я трижды становился участником и призёром подобных конференций, что очень меня выручало перед лицом деканата, когда речь шла о пропусках. Но, пожалуй, самое важное, что я вынес из этого опыта, на ряду с практикой публичных выступлений, это умение видеть дальше своего носа и рассматривать вещи не предвзято. Так меня занесло в эту сферу, но согласится с тем что философия далека от спорта не могу, тема соответствия формы и содержания актуальна во все времена: в здоровом теле – здоровый дух.

А бывает, что всё-таки знания философии пригождаются вам в тренерской деятельность?

Даже более, чем я мог себе это представить. Тренер (педагог) – это творческая личность, а философия – школа творческого мышления. Будь то учебно-тренировочные занятия в спортивной школе или уроки физической культуры, те знания, которые дала мне философия, помогают преодолевать профессиональную ограниченность и защищают от того, что называют профессиональным кретинизмом. Выдержка в работе с детьми, где во главе угла личностный рост через самодисциплину и только потом результат, без которого спорт не спорт априори, толерантность в сотрудничестве с родителями, критическое мышление при обмене опытом с коллегами – это та тренерская философия, на которую я опираюсь.

Вы работаете тренером в спортивной школе и учителем физкультуры в школе общеобразовательной. Как так поучилось?

Общеобразовательная школа – это больше вынужденная мера. Баскетболу в городе приходится конкурировать с футболом, волейболом и гандболом, поэтому нехватка залов ощутима. Поэтому я взял нагрузку учителя физической культуры как совместитель, а в свою очередь получаю возможность тренировать детей баскетболу на базе школы. Это компромисс, который устраивает всех.

Дополняют или эти занятости друг друга, или же они никак не связаны?

В моём случае 100% дополняют.

Лучшей игрой вы считаете баскетбол. Почему?

Вкусовщина, а с другой стороны, такое понятие как универсальный вид спорта, включает в себя развитие всех двигательных качеств и групп мышц, в индивидуальных видах это лёгкая атлетика, а в командных, на мой взгляд, это баскетбол. Скорость, выносливость, гибкость (пластичность), координация и атлетизм (сила) на фоне большого количества технических элементов и разнообразия тактических построений и их опций, которые надо реализовать в узко отведённый промежуток времени, – это заметно отличает баскетбол от других спортивных игр.

С юными баскетболистами какого возраста вы в основном работаете?

С детьми всех возрастов. В новом учебном году делаю набор и приглашаю для занятий баскетболом мальчиков и девочек 2014, 2013, 2012 г.р. , приглашаю всех желающих.

С вашими подопечными вы добиваетесь успеха на всероссийских турнирах. После побед и значимых достижений у ребят появляется больше желания тренироваться?

Статус соревнований, победа или проигрыш – это всё эмоциональная составляющая спорта, когда же мы говорим о результате, или рациональной составляющей, то в моём понимании результат – это когда сегодня ты лучше, чем вчера. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы желание ещё больше тренироваться, у ребят возникало на постоянной основе, от тренировки к тренировке, от соревнований к соревнованиям, не зависимо от победы или проигрыша. Лично для меня, как для тренера, важно, в первую очередь, зародить в ребенке осознанное стремление к работе и совершенствованию, это та база личностного роста, которая им пригодиться по окончанию спортивной карьеры.

Насколько в Ростове-на-Дону развит баскетбол, есть ли необходимая материально-техническая база?

Рост популярности баскетбола в Ростове-на-Дону на мой взгляд очевиден. Конечно, нехватка залов ощущается, и это тормозит темпы его развития. Но регулярные тренерские и судейские семинары, количество соревнований и команд, принимающих в них участие, растут из года в год. Успехи баскетбольного клуба «Ростов Дон ЮФУ» в женской Суперлиге-1 и Европейской женской баскетбольной лиги, появление БАРС-РГЭУ в мужской Суперлиге -2, стабильно успешное выступление воспитанников детско-юношеской спортивной школы № 7 в Первенстве России – всё это я связываю с деятельностью президента федерации баскетбола Ростовской области Еленой Петровной Швайбович. О степени её вовлечённости в процесс я могу говорить, основываясь не только на отношении к профессиональному баскетболу, но и к любительскому. Когда в прошлом году дети из самой маленькой по численности общеобразовательной школы города (450 учеников) стали призёрами районных соревнованиях, я решил поздравить их и организовать для них праздник. В рамках этого праздника баскетбольный клуб «Ростов Дон ЮФУ» провёл открытый урок для ребят, а на награждении в числе почётных гостей был президент федерации и олимпийская чемпионка по баскетболу Елена Петровна Швайбович. Я уверен, что с таким отношением к делу на всех уровнях, любовь к баскетболу в городе будет только расти.

Из каких источников вы черпаете новые профессиональные методические знания?

Из общения с коллегами, онлайн-семинаров, методической литературы, просмотра видеоконтента в интернете и ТВ-трансляций баскетбольных матчей.

На ваш взгляд, если любовь к спорту не будет заложена в детстве, то может ли это произойти потом, когда человек осознано выберет физическую активность как элемент здорового образа жизни?

Если выбор осознанный, однозначно, да.

Добавить комментарий