Денис Домашев

«Выдержка в работе с детьми, где во главе угла личностный рост через самодисциплину и только потом результат, без которого спорт не спорт априори, толерантность в сотрудничестве с родителями, критическое мышление при обмене опытом с коллегами – это та тренерская философия, на которую я опираюсь»




Денис Александрович, вы в детстве, как и многие дети, занимались многими видами спорта, но, как сами говорите, особо выдающихся достижений не было. Почему же вы решили стать тренером?
Я уверен, прежде всего потому, что мама не мешала моим интересам в детстве, даже в ущерб учёбы в школе поддерживала меня и моё желание реализовать свои спортивные задатки, плюс, я всегда находил общий язык с детьми. Образно выражаясь, мама представитель гуманитарной педагогики, эта жизненная философия передалась и мне, и я пытаюсь реализовать её в профессии.
Кто из ваших наставников повлиял на вас особенно сильно в плане выбора профессии?
Мой тренер по баскетболу детско-юношеской спортивной школы и учитель физкультуры Усть-Донецкой средней школы № 1 Николай Васильевич Бондаренко – человек с невероятной харизмой, заряжающей как на результат, так и на проявление лидерских качеств. В плане выбора профессии именно он был тем наставником, тем примером профессионализма, которому мне хотелось соответствовать. Мне повезло встретить такого человека и я очень благодарен ему за тот опыт, которым он делился со мной, надеюсь, что ему не стыдно за своего ученика.
Вы закончили педагогических колледж, потом поступили факультет физического воспитания в вузе, а в аспирантуру пошли на факультет философии. Как вас занесло в сферу, прямо скажем, далёкую от спорта?
Занесло меня в эту сферу на втором курсе института, когда я полностью пропустил весь семестр философии. Приходилось подрабатывать что бы платить за жильё, поэтому я сосредоточился только на профильных дисциплинах. Преподаватель Марина Александровна Богданова, как настоящий философ, отнеслась с пониманием к моим житейским сложностям и предложила выступить на ежегодной студенческой научной конференции Южного федерального университета, так сказать «отработать» пропуски. И мне было вдвойне приятно победить, с одной стороны, за себя, а с другой стороны, за факультет физического воспитания, который имеет стереотип факультета с не самым высоким уровнем интеллекта. В дальнейшем я трижды становился участником и призёром подобных конференций, что очень меня выручало перед лицом деканата, когда речь шла о пропусках. Но, пожалуй, самое важное, что я вынес из этого опыта, на ряду с практикой публичных выступлений, это умение видеть дальше своего носа и рассматривать вещи не предвзято. Так меня занесло в эту сферу, но согласится с тем что философия далека от спорта не могу, тема соответствия формы и содержания актуальна во все времена: в здоровом теле – здоровый дух.
А бывает, что всё-таки знания философии пригождаются вам в тренерской деятельность?
Даже более, чем я мог себе это представить. Тренер (педагог) – это творческая личность, а философия – школа творческого мышления. Будь то учебно-тренировочные занятия в спортивной школе или уроки физической культуры, те знания, которые дала мне философия, помогают преодолевать профессиональную ограниченность и защищают от того, что называют профессиональным кретинизмом. Выдержка в работе с детьми, где во главе угла личностный рост через самодисциплину и только потом результат, без которого спорт не спорт априори, толерантность в сотрудничестве с родителями, критическое мышление при обмене опытом с коллегами – это та тренерская философия, на которую я опираюсь.
Вы работаете тренером в спортивной школе и учителем физкультуры в школе общеобразовательной. Как так поучилось?
Общеобразовательная школа – это больше вынужденная мера. Баскетболу в городе приходится конкурировать с футболом, волейболом и гандболом, поэтому нехватка залов ощутима. Поэтому я взял нагрузку учителя физической культуры как совместитель, а в свою очередь получаю возможность тренировать детей баскетболу на базе школы. Это компромисс, который устраивает всех.
Дополняют или эти занятости друг друга, или же они никак не связаны?
В моём случае 100% дополняют.
Лучшей игрой вы считаете баскетбол. Почему?
Вкусовщина, а с другой стороны, такое понятие как универсальный вид спорта, включает в себя развитие всех двигательных качеств и групп мышц, в индивидуальных видах это лёгкая атлетика, а в командных, на мой взгляд, это баскетбол. Скорость, выносливость, гибкость (пластичность), координация и атлетизм (сила) на фоне большого количества технических элементов и разнообразия тактических построений и их опций, которые надо реализовать в узко отведённый промежуток времени, – это заметно отличает баскетбол от других спортивных игр.
С юными баскетболистами какого возраста вы в основном работаете?
С детьми всех возрастов. В новом учебном году делаю набор и приглашаю для занятий баскетболом мальчиков и девочек 2014, 2013, 2012 г.р. , приглашаю всех желающих.
С вашими подопечными вы добиваетесь успеха на всероссийских турнирах. После побед и значимых достижений у ребят появляется больше желания тренироваться?
Статус соревнований, победа или проигрыш – это всё эмоциональная составляющая спорта, когда же мы говорим о результате, или рациональной составляющей, то в моём понимании результат – это когда сегодня ты лучше, чем вчера. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы желание ещё больше тренироваться, у ребят возникало на постоянной основе, от тренировки к тренировке, от соревнований к соревнованиям, не зависимо от победы или проигрыша. Лично для меня, как для тренера, важно, в первую очередь, зародить в ребенке осознанное стремление к работе и совершенствованию, это та база личностного роста, которая им пригодиться по окончанию спортивной карьеры.
Насколько в Ростове-на-Дону развит баскетбол, есть ли необходимая материально-техническая база?
Рост популярности баскетбола в Ростове-на-Дону на мой взгляд очевиден. Конечно, нехватка залов ощущается, и это тормозит темпы его развития. Но регулярные тренерские и судейские семинары, количество соревнований и команд, принимающих в них участие, растут из года в год. Успехи баскетбольного клуба «Ростов Дон ЮФУ» в женской Суперлиге-1 и Европейской женской баскетбольной лиги, появление БАРС-РГЭУ в мужской Суперлиге -2, стабильно успешное выступление воспитанников детско-юношеской спортивной школы № 7 в Первенстве России – всё это я связываю с деятельностью президента федерации баскетбола Ростовской области Еленой Петровной Швайбович. О степени её вовлечённости в процесс я могу говорить, основываясь не только на отношении к профессиональному баскетболу, но и к любительскому. Когда в прошлом году дети из самой маленькой по численности общеобразовательной школы города (450 учеников) стали призёрами районных соревнованиях, я решил поздравить их и организовать для них праздник. В рамках этого праздника баскетбольный клуб «Ростов Дон ЮФУ» провёл открытый урок для ребят, а на награждении в числе почётных гостей был президент федерации и олимпийская чемпионка по баскетболу Елена Петровна Швайбович. Я уверен, что с таким отношением к делу на всех уровнях, любовь к баскетболу в городе будет только расти.
Из каких источников вы черпаете новые профессиональные методические знания?
Из общения с коллегами, онлайн-семинаров, методической литературы, просмотра видеоконтента в интернете и ТВ-трансляций баскетбольных матчей.
На ваш взгляд, если любовь к спорту не будет заложена в детстве, то может ли это произойти потом, когда человек осознано выберет физическую активность как элемент здорового образа жизни?
Если выбор осознанный, однозначно, да.

Больше на
Subscribe to get the latest posts sent to your email.