Данила Калинин
«Без энтузиазма тренера о хороших результатах его воспитанников и речи быть не может»
Президент, старший тренер межрегиональной физкультурно-спортивной детско-молодёжной общественной организации по развитию физической культуры и спорта, спортивно-патриотическому воспитанию «Спорт-Патриот»; Президент международной бойцовской лиги IFL; автор международного проекта «Патриотические конкурсы» (IPPC, МППК); рекордсмен России и мира; мастер спорта по самбо и дзюдо; тренер высшей квалификационной категории, тренер-преподаватель по рукопашному бою и плаванию; спортивный судья.
Данила Алексеевич, в 11 лет Вы открыли свой военно-патриотический спортивный клуб в гараже, где начали тренироваться сам и подтягивать других ребят. Откуда у 11-летнего подростка набрался багаж знаний для того, чтобы уже в этом возрасте заниматься тренерством?
Конечно, такой вопрос возникал у всех. Особенно, когда наши спортсмены начали показывать результаты на соревнованиях. Ведь этот факт привлекал не только спортсменов из разных спортивных секций города, в том числе спортивной школы, но и вызывал нездоровое конкурентное беспокойство их тренерского состава и руководства, а позднее и местной администрации.
Я занимался спортом с раннего детства. Будучи увлеченным, создал клуб по интересам в гараже, целью которого было собрать единомышленников и совместно совершенствовать свои навыки. Начали обмениваться опытом с друзьями. Постепенно к нам стали подтягиваться друзья друзей, чуть позднее в наш коллектив уже просили взять своих детей родители, проживающие в этом районе. Таким образом мы собрали первый состав нашей спортивной команды. Именно так, поэтапно, я погружался в тренерскую работу. Мне всегда хотелось сделать тренировочный процесс не только максимально эффективным, но и очень интересным. Для этого я стараюсь уделять подготовке к тренировкам максимальное количество времени. Естественно, в 11 лет я еще не знал многое, однако огромного желания и имеющегося личного тренировочного опыта на тот момент было достаточно, чтобы быть лидером клуба по интересам и делиться своими знаниями.
В 2017 году Вы даже были награждены почетным дипломом «Самый молодой Тренер» федерального проекта «Аллея спортивной славы» от спортивного комитета Санкт-Петербурга, а через три года Вас внесли в реестр рекордов России и международную книгу рекордов по этому показателю. Наверное, у многих молодой тренер в первую очередь ассоциируется с энергией, активностью и креативностью. Как считаете, Вас тоже можно охарактеризовать этими словами?
Безусловно, без энтузиазма тренера о хороших результатах его воспитанников и речи быть не может. Это относится не только к молодым тренерам. Ведь за каждым большим достижением не только в спорте, но и в жизни стоит учитель — наставник, тот, кто владеет не только профессиональным дипломом, но и нескончаемой энергией, высочайшим уровнем креатива, бесконечным терпением, а также всей душой любящий каждого своего ученика.
А согласны ли Вы с высказыванием: «тренер только тогда станет полноценным тренером, когда осознает свою ответственность и подготовится морально к трудностям»? Когда Вы впервые ощутили груз ответственности за своих воспитанников?
Естественно, каждый (не только Тренер), кто занимается наставничеством и не только с детьми, должен ответственно и осознанно подходить к этому процессу, принимая меры для обеспечения максимальной безопасности и минимального травматизма каждого занимающегося, в соответствии с видом деятельности (видом спорта). Однако, некоторые неправильно представляют себе понятие ответственности. Считаю необходимым уточнить, что в нашем случае под ответственностью подразумевается ответственный и грамотный подход специалиста к наставнической деятельности и индивидуально к каждому занимающемуся. А не «ответственность» в виде компенсации занимающемуся или его представителю, в случае получения травмы, например, в процессе проведения тренировочного и соревновательного спарринга или любой другой рабочей ситуации, которая не является следствием безответственного подхода со стороны наставника. Для покрытия расходов в таких случаях оформляется специальная страховка, в соответствии с уровнем опасности рода деятельности занимающегося.
В начале тренерского пути, я не задумывался об ответственности. Для меня мои воспитанники — друзья, единомышленники. Да и я сам еще был ребенком. Позднее, я начал самостоятельно возить своих учеников общественным транспортом на соревнования, вот тут уже я серьезно столкнулся с грузом повышенной ответственности за каждого своего ученика. До этого, ответственность для меня заключалась лишь в том, чтобы обеспечить допуск до тренировок, только имеющих соответствующее медицинское заключение, максимальную безопасность тренировочного процесса, вовлеченность каждого ученика в здоровый образ жизни и режим тренировок, а также достойный личный пример для всех занимающихся.
Что из себя представляет проект «Патриотические конкурсы», который Вы основали в 2019 году? В чем заключаются его основные задачи?
Международный проект «Патриотические конкурсы» был основан в условиях пандемии Covid19. В рамках проекта проводятся онлайн конкурсы чтецов, рисунков, поделок и других номинаций.
Основная цель проекта — это приобщение детей и молодежи к изучению истории России и государств бывшего СССР, побуждение талантливых ребят к творчеству художников, поэтов и писателей на патриотические темы. Среди основных задач проекта: увековечивание памяти погибших за мирное небо над головой; привлечение внимания детей к участникам боевых действий разных лет; воспитание в будущих защитниках Родины патриотизм и гражданственность; воспитание положительного эмоционального отношения к литературным и поэтическим произведениям, патриотическому творчеству и танцу.
Поделитесь, как Вам удалось привлечь к своему проекту более 15 тысяч граждан из 87 регионов Российской Федерации и 13 зарубежных государств?
Когда мы проводили первый конкурс, задачи масштабирования и цели создания специального проекта не было. В период самоизоляции в связи с коронавирусной инфекцией мне просто очень хотелось сделать, организовать что-то полезное для общества. Таким образом родилась мысль проведения районного творческого конкурса, посвященного Дню Победы. По ходу приёма заявок на конкурсы, моя команда организаторов начала получать заявки не только от жителей района, но и других районов; затем мы получили множество заявок из Белоруссии, Армении и Германии. Вот так и выстрелил первый конкурс, без рекламы. Людям понравилось участвовать, появились очень хорошие отзывы и запросы на новые конкурсы на постоянной основе.
На сегодняшний день у проекта очень большая перспектива развития. Моя команда работает над этим.
В 2020 году Вы возглавили Межрегиональную физкультурно-спортивную детско-молодежную общественную организацию по развитию физической культуры и спорта, спортивно-патриотическому воспитанию «Спорт-Патриот». Какие ключевые программы и мероприятия в рамках организации Вы проводите для молодежи?
Наша команда «Спорт-Патриот» на регулярной основе проводит оздоровительные, физкультурные, спортивные, патриотические и культурные мероприятия, в которых участвуют не только дети и молодежь, но и ветераны.
Среди ключевых мероприятий, следует выделить следующие: спортивные соревнования районного, регионального и межрегионального уровня по различным видам спорта; спортивные сборы, мастер классы и семинары; патриотические мероприятия всероссийского и международного масштаба.
Как я понимаю, политика Спорт-Патриот направлена не только на спортивное, но и на нравственное воспитание. Насколько Вам удается добиться желаемых результатов именно во втором направлении?
Можно с уверенностью сказать, что все наши воспитанники, кто полноценно проходит подготовку в нашей организации, становятся нравственно устойчивыми личностями. Ведь в программу занятий каждой группы заложен комплекс обязательных мероприятий по нравственному воспитанию. На регулярной основе наш тренерский состав проводит воспитательные беседы, лекции и викторины на патриотическую, духовно-культурную, просветительскую, эстетическую, социальную и этическую тематику.
Какие нравственные и патриотические ценности Вы стремитесь прививать молодежи через свои программы?
Во время тренировочного процесса прививаются такие нравственные ценности, как единство, дружба, верность, взаимопомощь, забота о других, уважение к старшим, умение прощать, ответственность, честь, смелость, а также способность души к развитию и движению. Мы считаем, что самое главное в людях — доброта и честность. Самое главное в жизни — семья и дети.
Огромное внимание уделяется и патриотическим ценностям. Каждому занимающемуся с малых лет прививается: любовь к Родине, своему народу и языку; гордость за отечественную историю и народных героев; уважение к культуре, её традициям и обычаям.
Какие инициативы и ресурсы предоставляет Спорт-Патриот для профессионального развития тренерского состава и улучшения их навыков в области педагогики спорта?
Более чем за 12 лет моей тренерской деятельности, мне только сейчас удалось воспитать двух начинающих инструкторов своей школы. Во-первых, это огромная ответственность и практически полное отсутствие личного времени, не все готовы к этому. Во-вторых, в практическом плане, не каждый хороший спортсмен мог бы быть хорошим тренером. В-третьих, тренерская деятельность — это не только тренировочный процесс, но и очень большая общественная работа, к чему также не все готовы.
Весь тренерский состав «Спорт-Патриот» всегда активно развивается и на постоянной основе проходит повышение квалификации по компетенции. Мы организуем внутренние и участвуем в общих педагогических собраниях, семинарах, вебинарах, конкурсах и других мероприятиях. В нашем коллективе разрабатываются свои авторские методики и планы спортивной подготовки. Также, в связи со спецификой педагогической деятельности, наш тренерский состав проходит подготовку в сфере психологии, спортивной и тактической медицины.
Сейчас Ваши и другие организации предоставляют молодому поколению много возможностей для развития во всевозможных сферах. А было ли что-то в вашем детстве, чем Вам не удалось позаниматься, но очень хотелось?
Я родился уже в современной России, поэтому заняться было и есть чем как в федеральных центрах, так и в глубинке. Главное — желание. Ибо сейчас, к сожалению большинство ищут причины ничего не делать и опустить руки, нежели возможности преодолевать трудности.
Также, к сожалению, сталкиваюсь с тем, что некоторые родители выбирают лишь бы какую секцию, главное, чтобы она находилась очень близко с домом. А проехать 5-10 км до хорошего Тренера (секции) большинству лень.
Хочу также отметить, что всестороннее развитие личности, это очень важно – однако я не одобряю те случаи, когда родители записывают своего ребенка в несколько секций и кружков параллельно. Это действие родителя не развивает ребенка, как всестороннюю личность, а доставляет массу проблем: отсутствие возможности сконцентрироваться на главном (избранном) направлении, появление во всех направлениях пробелов в усвоении навыков, отсутствие времени на игры и отдых, эмоциональное выгорание и многие другие. Считаю, что гораздо больше пользы будет, если вместо того, чтобы возить по многочисленным секциям, профильно заниматься в какой-то одной секции. А всестороннее развитие обеспечивать через различные рода семейные мероприятия и мероприятия в кругу того коллектива, который окружает ребенка в профильной секции. Стратегический, организованный комплекс подобных мероприятий сделает гораздо больший вклад во всестороннее развитие, чем посещение параллельно различных кружков.
Вы также являетесь президентом Международной бойцовской лиги IFL. Какие вызовы Вы видите перед вашей организацией в текущей глобальной спортивной среде, и как они могут быть преодолены?
Основная задача на сегодняшний день — это создание сплоченной организационной команды. Другие подробности по планам этой организации пока не могут быть раскрыты для широкой общественности. Я надеюсь, что в будущем организация начнет процветать и сможет обеспечить финансирование развития детско-юношеского спорта.
За время своей тренерской работы Вы воспитали победительницу Первенства России по спортивной борьбе, победителя чемпионата мира AGML по грэпплингу и несколько десятков победителей различных турниров по рукопашному бою, кэмпо, ММА, боевому самбо и дзюдо. Каким главным качеством, на ваш взгляд, должен обладать чемпион?
Чтобы разобраться в этом вопросе более точно, то я считаю, что необходимо разделить чемпионство на две возрастные группы. Для высоких спортивных достижений в детском возрасте главными качествами являются энтузиазм, трудолюбие и упорство. В более старшем возрасте этого недостаточно. Необходимо ещё отлично владеть техникой и тактикой ведения поединков, высоким уровнем физической подготовленности, а также иметь крепкое здоровье.
Данила Алексеевич, какими советами Вы можете поделиться с начинающими молодыми тренерами?
Ну вообще, на сегодняшний день, я и сам еще молодой Тренер, мне 22 года. Однако, как я уже ранее подчеркнул, большую часть своей жизни я тренирую и у меня, безусловно, есть несколько советов для начинающих тренеров:
— на первое место всегда ставьте здоровье воспитанников. На второе – воспитание спортсмена как личность и уже на третье — высокий спортивный результат.
— не идите на поводу у родителей, которые пытаются вмешаться в тренировочный процесс, тем самым оказывают медвежью услугу. Учитесь работать с родителями. — не пытайтесь быть слишком добрым, не занимайтесь демпингом, тем не менее, не гонитесь за большими заработками. Всегда в приоритете принимайте решение в пользу качества спортивной подготовки, а не личные амбиции. Всему свое время.
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru.