Кто работает в цирке?

Для начала стоит пояснить, что цирк, как и любая другая организация, имеет в своём штате огромное число специалистов самых разных направлений. И глупо будет полагать, что там работают исключительно «люди творчества». На самом деле для того, чтобы цирк работал там трудятся рабочие сцены, административный персонал и многие другие.

Но всё же обратим своё внимание для начала на творческую категорию работников. Наверно, самыми зрелищными артистами цирка являются гимнасты.

С замиранием сердца наблюдают зрители за их полетами на высоте. Гимнастом может стать не каждый, к этой профессии нужно готовиться с детства. Как и в профессиональном спорте, необходимы хорошая физическая подготовка, выносливость, гибкость.

Эквилибристика – еще один вид циркового искусства, который также поражает своей зрелищностью. Эквилибристы держат равновесие в неустойчивом положении или на предметах: например, канатоходцы, или вспомните знаменитую картину Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Для того, чтобы покорить современного зрителя эквилибристы выполняют свои трюки на проволоке, велосипеде, стульях, лестнице, бутылках и других неустойчивых конструкциях. И профессия эта все еще считается достаточно опасной, пусть в современном цирковом деле никто никогда не пренебрегает правилами безопасности.

Конечно же, представить цирк невозможно без клоуна, а сама клоунада является одним из основных жанров. В цирковом искусстве клоуны работают, как правило, либо группой, либо парами, где у каждого участника четко и полно прописано амплуа, характер. Также есть и вариации сольного исполнения, но эта отдельная категория, требующая определенного мастерства. Удерживать внимание большой публики для одного артиста – достаточно сложно.

Иллюзионисты или фокусники также достаточно часто выступают в цирке. При этом они могут как работать в паре, так и давать сольные представления, где в выполнении трюков им будут помогать помощники.

Отметим, что каждая из творческих профессий цирка имеет множество специализаций. Например, цирковые клоуны могут быть пантомимистами, музыкальными эксцентриками. В целом, важно понимать, что строгого разграничения поджанров нет и поэтому артисты могут использовать в своих представлениях различные приемы.

Мастер смеха – клоун

Клоун – древнейшая профессия, история которой берет свое начало с древнего Рима, когда забавными выходками публику смешили местные шутники с говорящим названием – шуты.

Само слово клоун возникло в начале 16 в., первоначально так назывался комический персонаж английского средневекового театра, родственный Арлекину, Полишинелю, Гансвурсту и т.п. Это был грубоватый и неловкий деревенский парень, служивший объектом насмешек городских жителей. Роль Клоуна была насыщена грубоватыми шутками; в ее исполнении традиционно был силен момент импровизации. Очень скоро Клоун проник за границы комедии – например, Шекспир часто вводит этот персонаж в свои трагедии.

В общеизвестном значении клоун – это эстрадный или театральный артист, использующий приемы гротеска, исполняющий шутовские, комические роли.

Быть хорошим клоуном – задача непростая, нужно не только смешить публику, но и быть прекрасным психолог, чувствовать ее настроение и уметь расположить к себе даже самого скупого на эмоции зрителя.

В современном цирковом и эстрадном искусстве клоуны работают, как правило, парами или группой (устойчивая традиционная клоунская пара – «рыжий» и «белый» клоуны). При сольном выступлении партнером «рыжего» клоуна может выступать шпрехшталмейстер или униформист; в эстрадном представлении – публика в зале или отдельный зритель.

Цирковые клоуны имеют множество специализаций (музыкальные эксцентрики, коверные, акробаты, дрессировщики, пантомимисты и т.д.), однако четкого подразделения не существует: большинство цирковых клоунов, как правило, работают в самых разных жанрах.

Клоун – одна из самых демократических и в то же время самых сложных и универсальных специализаций актера. История не знает примеров освоения жанра клоунады трагическими артистами; однако обратные примеры – не столь уж редки. Многие выдающиеся цирковые клоуны, такие как: Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, Вячеслав Полунин добивались значительных успехов в кинематографических и театральных ролях трагического репертуара. Наш следующий герой яркий тому пример, встречайте, начинал ковёрным, а стал самым главным в цирке – руководителем!

Древнейшая цирковая профессия: дрессировщик

Профессия дрессировщик существовала еще в Древнем Риме и Древнем Египте. Зрители всегда приходили в восторг, наблюдая за тем, как дикий зверь покоряется человеку и выполняет диковинные трюки. В Средние Века дрессировщики занимались тем, что возили зверей по разным городам, зарабатывая себе на жизнь. Отношение к животным сильно отличалось от современного, тонкости профессии в основном передавались от отца к сыну.

В современном мире дрессировщик — это человек с высшим образованием. Зачастую диплом не один — прежде чем выйти на сцену, нужно изучить не только режиссуру постановок шоу, особенности работы в цирке, но и психологию животных.

Профессия дрессировщик зачастую опасна. Человек, который хочет стать маэстро сцены, должен посвятить всего себя этому ремеслу. А это даже не 8-ми часовой рабочий день — подготовка к шоу требует всех сил и времени человека, ведь каждое животное со своим характером и желаниями, под которые порой нужно подстроиться.

Чтобы стать дрессировщиком, нужно иметь представление не только о самой работе, но и идеально знать тренируемое животное: начиная от общих характеристик и заканчивая повадками и особенностями зверя. Но самое главное — это отсутствие страха. Его сможет учуять даже кошка, что сведет на нет все попытки заставить питомца сделать хотя бы что-то.

В нашей стране ситуация незаменимый вклад в развитие цирка и непосредственно в профессию дрессировщика внес Владимира Дурова, предложившего метод мягкой дрессировки и использование теории условных рефлексов Павлова.

Перед тем как стать дрессировщиком хищников, нужно начать с менее опасных животных, например, собак или котов. На них можно отточить приемы обучения любым навыкам. Доведение навыков до автоматизма проходит в несколько этапов: Выработка рефлекса на сигналы учителя. Усложнение первоначального рефлекса до навыка. Усовершенствование навыков до автоматического и безотказного выполнения.

Чтобы быть с тигром на «ты» нужны внутренняя сила и отсутствие страха. Неспроста дрессировщики тигром называют себя укротителями.

Организация дрессировки лошадей имеет много особенностей. Немаловажное значение имеет правильный выбор возраста проведения обучения. Благодаря этому удастся получить отличные результаты и не травмировать питомца. Помимо этого, при проведении обучения рекомендуется организовать правильную систему поощрений. Кто же они, эти бесстрашные люди? А это как раз герои следующих интервью – дрессировщики! И так, встречайте!

Акробаты: кто они?

Когда мы слышим о профессии акробат, то навсегда точно можем ответить на вопрос, что за профессия это и чем конкретно занимается данный человек. Конечно, многие наслышаны о рисках выполнения сложных трюков.  Термин «акробатика» — греческого происхождения, переводится как «лезу вверх» или «хожу на цыпочках». Это комплекс самых разных гимнастических упражнений. Акробат, согласно толковому словарю, это не только тот, кто занимается данным видом спорта, но в более общем смысле — очень быстрый и ловкий человек. Современная акробатика включает спортивные упражнения — одиночные и групповые, хождение по канату, этюды на трапеции.

Часто слово «акробат» употребляют, подчеркивая высокую степень спортивной подготовки. Занятия этим сложным и эффектным искусством ведут к значительному совершенствованию физических возможностей — быстроты, ловкости, общей выносливости.

Существует три основные группы акробатических упражнений. Первая — это акробатические прыжки: перекаты, сальто, перевороты. Вторая — балансирование: стойки на плечах, на лопатках, на руках. Здесь же — упражнения в парах и групповые. Третья группа включает бросковые движения, название которых говорит за себя — это подбрасывание партнера с переходом на плечо или на руки или приземлением.

Профессия акробат появилась в далёкой древности, ею занимались смелые люди, которые выполняли сложные трюки, связанные с риском для жизни. Они выступали как самостоятельно, так и в составе цирковых трупп. Акробаты развлекали публику, тем самым зарабатывали себе на жизнь.

Акробатику можно отнести к оригинальному жанру искусства. Номера здесь не просто красивы, они захватывают дух и являются причиной хорошего настроения. В профессию приходят только яркие и импозантные личности, которые не боятся большого количества зрителей и получить физические травмы. Данный вид деятельности требует постоянных тренировок, напряжения и колоссальных усилий. Основное время акробат проводит на тренировках и отработках новых номеров. Здесь важно не только отточить своё искусство и удивить требовательную публику, но и позаботиться о собственной безопасности. То есть научиться выполнять номера с максимальной точностью. Безусловно, это требует серьёзных физических и эмоциональных усилий. Для того чтобы стать настоящим профессионалом стоит родиться и жить в этих условиях, а точнее начинать заниматься акробатикой с самого детства. Именно по этой причине, большая часть акробатов — династические фамилии. Нужно быть настоящим фанатиком, для того чтобы выбрать и оставаться в профессии на долгие годы. Наши следующие герои, яркие представители этой профессии.
И так встречайте…

Самая волшебная профессия: иллюзионист

Ловкость рук и никакого колдовства. Кто они современные иллюзионисты и как им удается собирать стадионы восторженных зрителей?

  Иллюзия – вид древнейшего искусства, с помощью которого зрителя вводят в заблуждение. Но в этом заблуждение есть что-то поистине манящее, заставляющее снова и снова покупать билет на очередное представление «волшебника». Артист, используя ловкость рук, различные трюки, специальный реквизит, а также в большинстве своем прекрасных барышень в блестящих нарядах создаёт иллюзию нарушения свойств всем известных предметов, а также изменения привычного хода вещей. Основной задачей иллюзиониста – является максимально увлечь зрителя, не раскрывая секрета иллюзии. Кроме ловкости рук иллюзионист должен обладать притягательностью, а также особым артистизмом: жесты артиста, манера взаимодействия с публикой очень важны. Зритель должен верить всему тому, что происходит на сцене. Иллюзионисту необходимо излучать свободу, уверенности и энергию, заряжающую публику.

   Немецкий дуэт Ehrlich Brothers братьев Райнельт собирает целые стадионы, устраивая зрелищные шоу. На представлении иллюзионистов летом 2016 года был установлен мировой рекорд — 38 503 человека пришли на футбольный стадион во Франкфурте-на-Майне. Братья Райнельт уже трижды получали титул «Маг года». Успех и популярность молодых иллюзионистов привлекает все больше подростков и молодых людей, которые серьезно осваивают иллюзионные номера и мечтают стать фокусниками.

  Существует самое крупное международное объединение Fédération Internationale des Sociétés Magiques, в которое входят около 60 тысяч человек. В Германии самая большая организация – Magischer Zirkel, которое насчитывает около 2800 иллюзионистов. Стать еe членом может только тот фокусник-иллюзионист, на счету которого не менее 80 успешно сданных вступительных экзаменов в местных цирках. При этом профессионального обучения с выдачей диплома на иллюзиониста не существует. Школы магии и волшебства предлагают только базовую подготовку. Научиться фокусам будущий иллюзионист может и на специальных семинарах и конгрессах.

  Иллюзионсит – это очень творческая профессия он и режиссер, и хореограф, и изобретатель, и артист в одном лице. Профессия, которая делает невозможное возможным, создает искренние эмоции, которые запоминаются зрителям на всю жизнь.
И чтоб узнать о профессии подробней, мы пообщаемся с настоящим магом своего дела. И так встречайте, фокусник!