Артур Рамазанов

«В «Спартаке» – сильные тренеры, талантливые игроки и энергия народной команды»


Артур Раисович, сейчас вы тренер по футболу. А как и почему в своё время ваша чаша весов склонилась в пользу игры в мяч?

Футбол начался для меня в самом раннем детстве, когда при виде футбольного мяча я готов был проводить всё оставшееся время дня за игрой во дворе. Бывало так, что, уходя домой с одной площадки, приходилось проводить ещё одну игру на площадке, находящейся по пути к дому. Таким образом футбол вошёл в мою жизнь и по сей день со мной.

В 11-12 лет, записавшись в футбольную секцию, я понял, что занятия под руководством тренера — это нечто другое по восприятию ощущений, нежели самостоятельная игра во дворе. Тренер для меня в то время казался особым человеком среди всех других, я ждал от него поддержки, беспрекословно относился к его просьбам и требованиям. Возможно, в тот момент в моём подсознании остался сильный эмоциональный след восприятия мной как ребёнком уважительного отношения к данной профессии и конкретно к самому человеку. Наверное, можно сказать, что в тот период я хотел сам быть похожим на человека, настолько сильно повлиявшего на мой жизненный выбор. Сейчас мне 37 лет, я работаю тренером в академии футбольного клуба «Спартак».

Вспоминая свою игровую карьеру, поделитесь, кто из тренеров вам запомнился больше всего?

На каждом из этапов занятий футболом мне встречались тренеры, каждый из которых обладал теми или иными педагогическими способностями. В каждом из них было то, чему можно научиться в этой профессии. Одни тренеры хорошо взаимодействовали с футболистами в плане создания микроклимата в коллективе, понимая психологические особенности каждого обучаемого, другие делали больший акцент на тактическую подготовку.

Несомненно, каждый из них оставлял определённый след в памяти, но роль первого тренера вряд ли может быть второстепенной, так как с него начался мой путь в профессию. К сожалению, его уже нет в живых, но воспоминания о нём будут жить в памяти многих его воспитанников. Его имя — Лапчевский Леонид Георгиевич.

Что вас сподвигло выбрать тренерскую стезю? И были ли вы заинтересованы в каких-либо ещё профессиях?

Это желание нелегко объяснить словами. Наверное, это определённые внутренние эмоции, сформировавшиеся на начальном этапе занятий спортом, которые подсознательно вели меня к данному виду деятельности. Повторюсь, что роль первого тренера, повлиявшего на мою любовь к футболу, определённо велика.

Также предполагаю, что у многих действующих тренеров, не вышедших на высокий уровень соревнований либо по другим причинам не реализовавших себя в полной мере, есть внутренняя мотивация в реализации себя в роли наставника для футболистов, которые находятся на этом пути. Думаю, такие люди могут передать определённый импульс и энергию своим воспитанникам.

Что касается заинтересованности в других профессиях, могу сказать, что на определённом этапе перед каждым человеком встаёт вопрос выбора вида деятельности. Моё желание стать тренером родилось в детстве и утвердилось в процессе обучения в Башкирском государственном педагогическом университете. Тогда, будучи студентом 4 курса, я впервые начал свою трудовую деятельность в качестве тренера.

Вы тренировали игроков в академиях футбольных клубов «Уфа» и «Космос». Как считаете, на каком из этих мест работы вам удалось проявить себя наилучшим образом?

Смотря что иметь в виду под этим вопросом. С точки зрения реализации и тренерского роста считаю, что оба места работы были достаточно продуктивными и полезными для моего развития как тренера.

Академия ФК «Уфа», в которой я работал тренером различных возрастов на протяжении 8 лет, дала педагогический опыт тренировочных занятий и соревновательной деятельности, общения с коллегами и хорошую, семейную атмосферу с футболистами. Также это было прекрасное время, когда клуб выступал в РПЛ и дарил болельщикам яркие матчи с лучшими российскими командами, в том числе международные игры в отборочном этапе Лиги Европы.

После академии «Уфы» мы с семьёй переехали в Долгопрудный, где в то время формировалась академия ФК «Олимп-Долгопрудный». Это был очень хороший проект с амбициозными и современными тренерами, динамично развивающейся инфраструктурой и доступным финансовым обеспечением для подготовки футболистов. В дальнейшем клуб был переименован, но футбольная составляющая не пропала, а наоборот, набрала ещё большие обороты. За четыре года академия подняла свой уровень до Клубной лиги. Я рад, что был частью этого пути.

Насколько разнится философия игры, которую пропагандируют обе академии?

Непростой вопрос. В каждом из подходов есть ряд преимуществ и возможных недостатков. Тем не менее уровень доверия к деятельности тренера и его творческому подходу в обучении футболистов был достаточно высоким в обеих академиях.

В «Уфе» был подобран амбициозный состав тренеров с опытом и современным взглядом на развитие игроков. Также в роли наставников были опытные специалисты, такие как Суренский Юрий Александрович, Родькин Игорь Николаевич, Томаров Сергей Александрович и Перевертайло Евгений Николаевич.

Академия ФК «Космос» отличается свободой творчества футболистов и тренеров в рамках философии, где вершиной является каждый отдельно взятый игрок! Смелый, уверенный, но в то же время рациональный стиль игры позволяет воспитанникам получать позитивный опыт в развитии.

В 2023 году вы работали с юношеской сборной России среди девушек до 14 лет. Расскажите, из чего состоит стандартная тренировка игрока национальной команды?

Учитывая, что в сборных играют лучшие игроки страны, процесс их подготовки имеет специфику. Спортсменки занимаются в разных академиях под руководством разных тренеров. Главному тренеру сборной и его штабу необходимо в короткие сроки организовать тренировочный процесс, учитывая функциональное состояние игроков, их особенности, сильные стороны и другие факторы.

Акцент делается на базовые моменты игры, в большей степени на уровне командной организации. Задача тренера сборной — оптимизировать имеющиеся возможности игроков и выстроить стратегию и тактику игры.

Как вы оцениваете свои усилия и труд, вложенные в подготовку футболисток из юношеской сборной?

Объективно такую оценку тяжело дать самому себе. Думаю, это могут оценить в первую очередь тренер команды и сами футболистки. Надеюсь, моя помощь в организации работы была полезной. Я благодарен за доверие Валентину Владимировичу Гавве, который пригласил меня в качестве ассистента, а также главному тренеру Елене Евгеньевне Медведь и другим специалистам, с которыми мы решали совместные задачи.

Сейчас вы занимаете должность тренера в академии «Спартак». Какие возраста вы курируете?

В данный момент нахожусь в штабе 2009 г. р., участвующего в Юношеской футбольной лиге (ЮФЛ-2). Также помогаю команде 2013 г. р.

Какой тренерский подход вам ближе — более традиционный или современный?

Думаю, эти два подхода взаимосвязаны. Они дополняют друг друга. Современный подход — это сочетание прошлого опыта с настоящим.

Что вы можете сказать об уровне подготовки игроков академии «Спартака» по сравнению с воспитанниками других футбольных учреждений?

С уважением отношусь к труду коллег из других академий. Уверен, что каждый из них стремится воспитать не только квалифицированных спортсменов, но и здоровое общество.

Академия «Спартака» создаёт отличные условия для развития футболистов: здесь работают компетентные тренеры с большим опытом, есть талантливые игроки, необходимая инфраструктура и инвентарь, а главное — энергия «народной команды». Академия амбициозна и всегда нацелена на высокий результат!

«Спартак» — клуб с большой историей. А что для вас значит красно-белый ромб?

«Спартак» — это большой клуб, история побед, большая ответственность. Это большие имена и всеобщее внимание! Это народная любовь, которую он заслужил!

Работа тренера, как известно, непростая. Скажите, насколько часто приходится сталкиваться с недовольством и претензиями в свой адрес?

Несомненно, в работе тренера есть определённые сложности, связанные со спецификой взаимодействия с людьми. Руководители клуба или академии могут поддерживать тренера и помогать ему в реализации деятельности с командой, высказывать своё мнение в виде рекомендаций, а, возможно, даже в виде претензий и недовольства. Многое зависит как от взгляда руководства, так и от качества работы тренерского штаба.

С другой стороны — футболисты, каждый из которых хочет реализовать свои амбиции и быть в фокусе внимания, иногда могут выражать тревоги, в частности, о возможных перспективах. Здесь важно выходить на диалог и быть искренними с людьми, выслушивать и искать пути решения возникающих проблем.

В детско-юношеском футболе родители желают видеть своего ребёнка востребованным и иметь возможность получать должное внимание со стороны тренера. Возможно, из-за недостаточного понимания педагогических процессов при обучении детей родитель не всегда может объективно оценивать текущее положение в обучении футболиста. В такой ситуации тренеру важно вести беседы с родителями, слышать их мнение и находить наилучшие пути гармоничного формирования спортсмена.

У вас есть группа во «ВКонтакте» «Всё о футболе», в которой состоит 18 000 человек. В чём видите её основную цель и как поддерживаете активность и вовлечённость участников?

Группа была создана во время пандемии, когда у людей было больше времени. Цель — образовательная: публиковать полезную информацию для тренеров и любителей футбола.

В группе размещалась спортивная литература, упражнения, обучающие видео, новости мирового футбола. Сейчас несмотря на загруженность, стараюсь продолжать публиковать материалы, чувствуя ответственность перед подписчиками.

Артур Раисович, что бы вы посоветовали тем, кто хочет стать тренером в будущем?

Первый вопрос, который стоит задать себе: «Готов ли я посвятить жизнь тренерскому делу?» Если ответ «да» — смелее вперёд!

Фотографии предоставлены героем публикации


Больше на

Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.