Артур Мустафаев

«Я всегда говорю, что тренерами не становятся — это призвание»

Артур Акимович, у вас был спортивный опыт в качестве футболиста. Какой максимальный статус вашего опыта как игрока?

Да, я играл в футбольном клубе «Пахтакор» г. Ташкент (Узбекистан), после чего был вызван в сборную. Там тренер также работал с командой «Чагатай», куда я потом перешёл к нему и играл в сборной до 16 лет. После случился конфликт с тренерским составом, никуда больше не взяли, и я стал заниматься лёгкой атлетикой.

Тренеры по разным причинам приходят в спортивные школы, академии или клубы. Какова была ваша мотивация стать тренером?

Я познакомился с русскоговорящими ребятами, стал играть за них и после начал общаться с соперниками-румынами, которые предложили, как русскоговорящему, начать подрабатывать детским тренером. Я сразу влюбился в это дело. Очень нравилось добиваться чего-то, потому что я по жизни целеустремленный человек. Простое хобби переросло уже в профессиональную деятельность.

Я всегда говорю, что тренерами не становятся — это призвание. Надо ставить себе в жизни цели, чтобы чего-то добиться. Для меня самое главное — это воспитать футболистов и радоваться тем моментам, когда твои игроки куда-то попадают, куда-то уходят, либо показывают бесподобную игру. Самая главная мотивация — добиться успехов именно с игроками, чтобы они чего-то достигли, вложить в них то, что им потом пригодится в жизни. Игрок — это фрагмент пазла, и нужно, чтобы у меня его взяли, а потом он в любой другой команде мог войти в целую картинку. Если он не входит ни туда, ни сюда, то как игрок он будет не нужен.

Как вы считаете, должны ли тренеры, которые работают с детьми и подростками, получать соответствующую лицензию, и какая сейчас лицензия требуется для работы детским тренером?

У нас сейчас идет большая реформа в лицензировании. Раньше это была категория «С», сейчас пришло новое руководство, которое меняет полностью структуру. У меня ещё не получилось переучиться. Я знаю, что на данный момент внедряют «С-УЕФА».

Каждый тренер обязан учиться и постоянно развиваться. Думаю, даже если мне будет много лет, я всё равно буду учиться, учиться и учиться. Приходят новые тенденции, новые методики. Я считаю, тот, кто не учится — плохой тренер.

Есть тренеры, которые приезжают на стажировку и говорят: «Всё, с сегодняшнего дня я буду тренировать как эта академия». Через неделю едут в другое место и уверяют: «Теперь я буду тренировать как эта академия». Я в этом плане немного другой. У меня есть своя философия, свой стиль игры, я просто подбираю упражнения либо какую-то методику, которые максимально близко подходят под моё видение игры. Если она работает, то я её оставляю, если нет, то рассматриваю что-то другое. Я считаю, что и тренер, и футболист всегда должны экспериментировать, рисковать, смотреть, будет результат или нет. На одной методике не хочется работать.

Выстраивая  работу в академии «ЛКС», вы взяли за основу принципы подготовки молодых игроков в «Барселоне». Чем вам нравится подход одной из ведущих академий мира к тренировкам и воспитанию своих подопечных?

Прежде всего, это, конечно, индивидуально сильные игроки. Они не боятся рисковать, не боятся играть. Они играют в короткий пас, с разворотами. Мне не нравится футбол, где «бей вперед, игра придет». Свою методику я строю также. У меня вратари начинают от защитников, мы стараемся играть и постоянно искать короткий пас, отрабатывать передачу между двумя игроками. Я заставляю своих игроков идти в обыгрыш, чтобы они этого не боялись. Как показывают последние тенденции футбола, заграничные игроки, являющиеся сейчас знаменитыми, очень раскрепощенные, свободные, они постоянно что-то придумывают. Весь мир от этого просто тащится. Если же смотреть на нашу сборную, то, кроме как выноса вперед и попытки там как-то зацепиться, я пока больше ничего не вижу.

Хочется, чтобы ребенок не боялся. У нас тенденция в России, что детей очень сильно запугивают, и когда они выходят на поле, то, как роботы, выполняют чёткую установку тренера, а хочется, чтобы они играли сами. Поэтому мне «Барселона» в этом плане очень нравится, их харизматичность, простота. Они через передачу, через владение мячом выходят в атаку и забивают бесподобные голы.

Вы ежегодно принимаете участие в различных лекциях и семинарах. Есть ли разница в подаче материала и видении футбола российскими специалистами и их иностранными коллегами?

Конечно. Как говорит один хороший человек: «У всех часы ходят по-разному». Я слушаю всех, если надо будет, то вступлю в дискуссию, чтобы выяснить, поспорить, узнать, добиться истины. Ото всех всегда можно взять по чуть-чуть и оставить себе. Всё подряд копировать неправильно, нужно смотреть, что необходимо сейчас именно тебе.

Некоторые тренеры считают, что нужно делать больший акцент на физику, другие — только на индивидуальность, третьи — на тактику. У всех своя методика, дело даже не в национальности тренера, а в его личных качествах и целях.

Какие смежные виды спорта должен изучать тренер по мини-футболу?

Я в свое время сильно увлекался тэг-регби — это детское направление регби. У нас ведь всё же силовой футбол. Немного увлекался дзюдо, потому что ребенку надо уметь сгруппироваться во время толчка. И добавлял в тренировки интересные упражнения, где надо побороться. Также я советую настольный теннис, потому что вырабатывается ловкость, реакция, координация, внимательность, и настольная стойка (полуприсед), будто мы обороняемся, полезна и для вратарей, и для игроков. Лёгкую атлетику можно использовать на сборах, где нужно добавить физику.

Расскажите, по каким критериям  нужно анализировать команду соперника и на что в первую очередь стоит обращать внимание?

Во-первых, нужно обращать внимание на то, в какой футбол они играют. Во-вторых, смотреть, кто у них яркие лидеры, потому что чаще всего бывает два ‒ три лидера, на кого идет вся игра. Если закрыть этих лидеров, то игра может полностью разрушиться. В-третьих, надо замечать, как они себя чувствуют в целом и в прессинге. Если я, смотря игру, вижу, что там защитник боится выбивать, значит, указание моим полузащитникам будет одно. Если вижу, что они играют через пас, значит, уже плановые подключаются, закрывают зону и не дают ему идти. Анализируя игру соперников, я подсказываю своим детям, и им уже легче ориентироваться.

Считаете ли вы ошибкой то, что некоторые наставники уделяют слишком много внимания «физике» юных футболистов?

Я рос в Узбекистане. Это страна техничных футболистов. Мой тренер всегда говорил, что физику можно набрать в команде мастеров. И это глубоко так засело, что я к этому и стремлюсь. Даю много техничных упражнений, где всё равно приходится сталкиваться с сопротивлением. Не так, что ребёнок принял, обошел две фишечки и пробил. Нет. Игрок понимает, что за ним бежит защитник, и он убегает. Считаю, что здесь уже и скорость вырабатывается, и идёт работа с мячом. Я против того, чтобы конкретно «физике» уделять много внимания. Организм растет, и ребёнку все должно даваться постепенно.

Оправдало ли ваши ожидания выступление МФК «ЛКС» в Высшей лиге сезона 2021-2022? Каковы шансы у липецкой команды пройти в плей-офф?

Да, очень понравился этот сезон. Мы проделали колоссальную работу, потому что были в тандеме с другим тренером. Стали чемпионами нашей конференции. Я до этого работал в большом футболе — это одно, но что мне понравилось в мини-футболе, так это максимально приближенная к детскому уровню игра. Там много обыгрышей, много работы 2 в 1, 2 в 2, 3 в 3 — то, что на данный момент очень полезно для детей до 12 лет, как и многие упражнения в этом виде спорта. Я рад, что работаю тренером именно в мини-футбольном клубе и могу перенести этот опыт на детский уровень.

У нас сменился главный тренер. Первый круг мы не очень начали, был ряд определенных ошибок, потому что новый тренер поменял полностью игру. И я считаю, что в этом году мы будем хорошими соперниками для всех и попадем в плей-офф, где будем биться. К тому же во втором круге у нас должно быть усиление. Думаю, всё будет отлично.

Ждут ли вашу академию какие-либо перемены в ближайшем будущем?

Перемен глобальных нет. Если, конечно, что-то изменится, «ЛКС» будет что-то строить, мы перейдем туда, выйдем на новый уровень, либо пойдем в Суперлигу, где нужно будет готовить игроков к определённым соревнованиям. Но, повторюсь, что дети на данный момент у нас играют больше в большой футбол, но те ребята, которые не попадут в большой, плавно перейдут в мини-футбол. Так в мини-футболе всегда было. Самой мини-футбольной академии у нас ещё нет, потому что у нас нет ни залов, ни постоянных турниров.

Какой стиль руководства командой вам ближе: авторитарный или демократический?

Мне нравится, когда игроки со мной вступают в диалог, спорят, потому что в споре рождается истина. Хочется, чтобы можно было высказаться, тебя услышали, но в то же время не пускали всё на самотек и могли пресечь где-то.

Однако у нас менталитет такой, нужно воспитывать и кнутом, и пряником. Есть тренеры, которые постоянно ругают игроков, и ребёнок уже в угнетении. Я могу повысить голос, но если перегну, всегда извинюсь. Стараюсь давать понять, что я старше, но ни в коем случае не лидер над ними. Также и поиграть с ними могу, и повеселиться, чтобы они на тренировку приходили с удовольствием.

Что вы говорите ребятам, которые расстраиваются из-за своих ошибок?

Я всегда говорю, что нужно искать плюсы даже в поражении. И в ошибках тоже. Если ты увидел хорошую передачу, но слабо её дал, и, перехватив мяч, нам забили гол, ничего плохого в этом нет. Может, передача не была доделана, но мысль-то хорошая. И важно, чтобы ребёнок не отходил от своих идей, потому что если накричишь, то в следующий раз он испугается делать. Хочется, чтобы они больше фантазировали и сами что-то делали. Так что в поражении и ошибках ничего страшного нет.

Стиль игры будущего — какой он?

Это короткий пас, выход из обороны через передачу, возможности обыгрывать 1 в 1. Защитники не должны бояться подключать свою атаку, ведь чем быстрее ходит мяч, тем быстрее идет игра.

У вас был опыт работы учителем физкультуры в школе. Что вы можете сказать об уровне физической подготовки нынешних школьников? Считаете ли вы целесообразным сделать урок физической культуры обязательным предметом для сдачи ЕГЭ в общеобразовательных учреждениях?

Работа учителем помогла мне раскрыться с определённой стороны и понять, что дети все разные (где-то полные, где-то слабые, у кого-то сердечко и т. д.), к каждому нужен свой подход. Но, сравнивая с нашим детством, могу сказать, что ребята сейчас слабее, часто болеют. Есть много родителей, которые начинают накручивать, что их детям это нельзя, то нельзя. Заставляешь их что-то сдать, они потом получают плохие оценки. Если в наше время мы люлей получали, то сейчас они идут и ругаются с тренером.

Я считаю, что уровень физической подготовки упал и Департаменту образования надо в этом что-то менять. И мне кажется, было бы неплохо сделать урок физической культуры обязательным предметом для сдачи ЕГЭ, хотя там для разных детей были бы разные экзамены.

Артур Акимович, какой совет вы могли бы дать детским тренерам?

Я бы сказал, что не надо никогда ничего не бояться, а, наоборот, всегда рисковать. Если упражнение стало легко выполняться, то не стесняться его усложнять, потому что дети, как губки, быстро «впитывают»  информацию. Некоторые тренеры начинают сомневаться, стоит ли это делать или нет, но надо однозначно пробовать, хуже от этого не станет. Второй момент: есть хорошая поговорка «научить легче, чем переучить». Учить сразу нужно правильно, с первых дней учить всему, что вы знаете, как принимать, как уходить, как отрабатывать и т.д. И третье — играйте больше: во дворах, на школьном уровне, на турнирах, в частности коммерческих, потому что раньше было много футбола. Мы утром шли играть в футбол, потом в школу, потом опять футбол, потом на тренировку. На улице мы набирались мастерства, техники, а на тренировке наставник давал нам тактику. И мы знали, как использовать это мастерство с тактикой. Поэтому чем больше дети сейчас играют, тем лучше для них. Не бойтесь, что футбола может быть много. Его не может быть много, особенно, если ребенок его любит.


Добавить комментарий