Андрей Васильев

«С детьми надо всегда быть искренним»


Андрей, в школьные годы на вас сильное впечатление произвело именно самбо или тренировки под руководством Василия Сидикова?

Знакомство с самбо как любовь с первого взгляда. Я до сих пор помню тот момент, когда отец привёл меня к другу, Василию Александровичу Сидикову, чтобы записать в секцию самбо, потому что я рос хилым ребёнком, даже была справка об освобождении от физкультуры. До этого на лыжах бегал, старался укрепить здоровье.

Пришёл к Василию Александровичу и окунулся эту атмосферу: большой зал, светло, мягкий пол, интересные занятия, волевой, сильный мужчина… Мне сразу понравилось.

Год спустя Василий Александрович уехал в другой колхоз, отец начал вести вместо него в школе кружок по самбо. Всех моих единомышленников собрал. (Улыбается.) Двое из нас выполнили норматив к. м. с., были в сборной области. Часто ездили на соревнования. В то время много детей занималось, поэтому всегда было интересно.

Василий Александрович часто цитировал Эдуарда Агафонова, под чьим началом сам занимался? Рассказывал о своём наставнике, гордясь тем, что ему удалось поработать с заслуженным тренером России?

С Василием Александровичем мы до сих пор поддерживаем отношения. В 2019 году я даже попросил его, чтобы в селе Кожевниково он организовал кружок по самбо, который он и сейчас ведёт. Два раза в год проводит «район» у себя, участвует в проекте «Самбо в школу». Конечно, он много рассказывает про Агафонова, тем более что у нас проходит Всероссийский мастерский турнир в память о нём. А ещё Василий Александрович поддерживает связь со своими однокурсниками, которые занимались самбо. Мы встречаемся, делимся опытом.

За годы занятия самбо вы побывали в разных регионах, в частности в Алтайском крае, Челябинской области. Где этот вид боевых искусств наиболее развит?

В детстве, юношестве поездил по регионам. Сейчас делаю это уже со своими воспитанниками. Алтайский край мне понравился ещё тогда, и как душевно людей встречают, и как проводят мероприятия. В нашем регионе он занимает одну из ведущих позиций. Там выросло много хороших спортсменов, есть даже чемпионы Европы. В Челябинск возобновил поездки лет шесть назад. Вижу, на каком подъёме здесь самбо, потому что там и курганская школа, и много других школ есть рядышком, которые свой вклад вносят. Видно по чемпионатам России, как постепенно Челябинск, Уфа тоже выходят на лидирующие позиции. Да, собственно, они и были одними из лучших. Техника уже немного другая, и воспитанники прямо прибавили, когда мы снова начали ездить в эти два региона.

С 1992 по 1994 год вы служили во Владивостоке. Скажите, а как вы относитесь к спортсменам, которые избегают прохождения срочной службы?

Да, я служил во Владивостоке. Не знаю, по какой причине не попал в спортроту, но, тем не менее, это время провёл с пользой для себя. Там строгая дисциплина, соответственно и отношение к жизни меняется, и люди уже возмужавшие оттуда приходят. Так что этот опыт для мужчины очень полезен.

Я всегда был против того, чтобы спортсмены избегали прохождения срочной службы. У меня деды участвовали в Великой Отечественной войне, и я с детства считал, что служба в армии — это обязанность мужчины. Поэтому, конечно, негативное отношение. К тому же, если это ещё и борцы, единоборцы какие-то. Сложностей никаких не возникает по службе, максимум могут быть какие-то трудности в морально-волевом плане, а физически абсолютно все готовы. Тем более в те годы все спортом занимались. Самый большой, наверное, процент пришёлся на семидесятые — восьмидесятые годы.

Как давно вы дружите с Юрием Паровинчаком? Вас удивляет его преданность сфере единоборств?

С Юрием Михайловичем Паровинчаком мы познакомились ещё на ковре, когда учились в школе, в последних классах. Юрий жил в Стрежевом, который находится у нас через Васюганское болото, на другом конце области, туда попасть можно только самолетом, ну или по зимнику. Они к нам приезжали на область.

В 1991 году мы летали в Стрежевой, там они уже проводили турнир. С этого момента я помню его хорошо, хотя он не в моём весе боролся, потяжелее. Школа у них тоже хорошая была, тренировал их Виктор Иванович Дворецкий.

После, когда он был сопредседателем областной федерации, мы встретились и возобновили отношения. С тех пор поддерживаем связь, встречаемся хотя бы два раза в году в Москве на мероприятиях по самбо. Хорошо, что у нас в федерации самбо есть такой ценный кадр, который ушёл в науку, он кандидат минералогических наук, затем вернулся в спорт. Конечно, замечательно, что мы снова встретились и так дополняем друг друга, какие-то новые знания, может, даём друг другу. По крайней мере, я для себя беру какие-то новые вещи, с другой стороны смотрю на свой вид спорта.

Спартакиада среди детских домов и кадетских корпусов на призы Е. Л. Глориозова — это особенный турнир для ваших спортсменов? Многие отмечают, что на этом турнире много серьёзных соперников и всегда царит атмосфера здорового соперничества.

Спартакиада Евгения Леонидовича Глориозова — это такое место, где можно было соприкоснуться с людьми, которые занимались непосредственно у тех, кто формировал самбо. Тот же Евгений Михайлович Чумаков был их тренером. А ещё столько профессоров собирается! Я такого другого турнира просто не видел, не участвовал в чём-то подобном. До последнего там были Давид Львович Рудман, Илья Лазаревич Ципурский, царствие им небесное. Всех этих людей ты мог увидеть воочию, пообщаться с ним, задать вопрос, получить ответ, может короткий, но настолько ёмкий, что до сих пор ещё какие-то вещи открываются для воспитанников.

В Москву мы привозили в основном лучших ребят, которые больше всех посещали занятия. Раньше ездили на поезде, сейчас летаем, потому что времени совсем мало. И раньше я пятерых человек мог вывозить, сейчас только двоих. Кстати, многие эти ребята пошли по военной стезе, окончили академии, уже служат в войсках.

Обстановка на соревнованиях спокойная. Все понимают, что уровень разный у ребят, но когда они выходят на ковёр, царит дружеская атмосфера. Остальные мероприятия, допустим, СФО, областные, даже не сравнить — совсем другие эмоции, всё по-другому. Поэтому, конечно, это особенный турнир.

Лично мое мнение, без этих людей, которые были вдохновителями турнира, всё будет по-другому. По большому счету, я туда ехал, вёз детей, чтобы они прикоснулись к выдающимся деятелям самбо, заслуженным тренерам. Жалко, конечно, что время всё это уносит. Но в моей памяти этот турнир останется насыщенным впечатлениями, эмоциями и результатами.

Вы занимаетесь педагогической деятельностью уже более 20 лет. Скажите, сейчас детей в единоборства приходят больше или меньше?

Хороший вопрос. Я когда пришёл в начале 2000-х заниматься с ребятишками, было мало желающих, но дети были более готовы физически. Сейчас детей, особенно в единоборствах, очень много. Много секций, открываются большие клубы. Но сами ребятишки уже не те. Вот мы с Василием Александровичем беседовали недавно. Даже у него в селе у ребят уже отсутствует внимание, дисциплина хромает. Видимо, сказываются эти гаджеты, какой-то рваный распорядок дня. Всё же начинается с малого. А если ты невнимателен на занятии, конечно, всё мимо проходит. Но радует, что есть ребятишки, которые по-прежнему зажигаются. Они дома стараются работать и на тренировках не отвлекаются, соответственно, получают результат, ну и подтягивают остальных ребят. Благодарим их за то, что они приходят как спарринг-партнеры.

Наблюдаю две ярко выраженные составляющие: одни ребята приходят, чтобы заниматься в клубе, им нравится атмосфера, а другие созревают как спортсмены, идя за результатом. И тех, и тех стараемся удержать, чтобы они остались с нами, чтобы было всем интересно. За ковид у меня некоторые ребята ушли, но те, которые остались, уже прям такой стержень имеют. В этом году немного добрали ребятишек. Так что помассовее сейчас стало. И это здорово. Конечно, помог проект «Самбо в школу». И уровень как раз базовый, чтобы понять, подходит или нет. Не сразу зайти на ковёр и заняться спортом, а именно такая вот ступенечка. В основном в проекте задействованы учителя физкультуры, сами никогда не занимавшиеся самбо. Но есть индивидуумы, хорошие педагоги, которые всё подхватывают и видят в этом хороший залог формирования физической культуры у детей. Не спорта, а именно физической культуры. Жалко, что он не так быстро развивается, как в Краснодарском крае, где все школы уже в проекте. Но, тем не менее, очень хороший посыл.

С момента основания томского детского клуба «Юный самбист» вы предпочли больше времени уделять обязанностям руководителя или всё же тренерской деятельности?

Я бы даже сказал, что сам клуб был основан ради того, чтобы заниматься педагогической деятельностью. Первым тренером, конечно, стал я. И сейчас совмещаю.

Как таковое руководство в чём заключается? Составить документы, отчётность сдать, съездить на совещание, допустим, в Департамент образования, где я сейчас состою в группе реализации проекта «Самбо в школу». И как раз лабораторией для всяких педагогических исследований, практик и является мой клуб. Хотелось бы расшириться, охват побольше сделать. Ну, я думаю, что всё образуется. Ребятишки уже, смотрю, хотят поступать в педагогический, дай Бог, дай Бог. Если дети вернутся, станут тренерами, гиперболизируют ту философию, которую я им дал, пойдут транслировать её дальше — будет здорово.

Что, на ваш взгляд, должно быть основной мотивацией для регулярных занятий спортом для ребёнка: получение удовольствия, поддержание здоровья, повышение мастерства, соревнования или достижения?

Мотивация занятия спортом для ребёнка немного другая, чем для взрослого человека. Я сам в школьные годы занимался, потом много думал об этом.

Мотивация идёт не только от клуба и тренера, она ещё формируется дома. Клуб, на мой взгляд, предполагает работу и с родителями, и с детьми. У меня есть ребятишки, которые занимаются три раза в неделю, тренировки не пропускают, но на соревнования не выезжают по своим каким-то соображениям или мама возражает. Раньше я немного раздражался, старался объяснить, что обязательно надо участвовать. Сейчас просто довожу до их сведения, что есть отработка техники, но есть и её практическое применение, а более лайтового варианта, чем соревнования, нет. В жизни понадобится применить, а у тебя  нет практических навыков, только теория.

В большинстве своём дети приходят именно в коллектив. Они получают удовольствие от общения. Мы стараемся, чтобы они были дружными, поэтому это ещё и создание дружеских отношений.

Сейчас я взялся за формат «стенка на стенку», начал с малышей. Это вообще буря эмоций, никакое личное первенство рядом не стояло. Всё началось с Юрия Михайловича, а потом я тоже подхватил. Так потихонечку выходят и те, кто занимался для себя на лайте, потому что какие-то внутренние настройки у детей всё равно цепляют, и они понимают, что им нужно хотя бы встать в строй, чтобы команда полной была, и в процессе выходят на ковёр, заражаются этим спортивным духом. Потому что это одна из составляющих, я считаю. Тренировка — это одно, а соревнование приближено уже к каким-то реальным действиям. Думаю, они всё-всё получают, если им правильно транслировать, когда наставник правильно замотивирован сам и родители понимают, что они хотят в конце. Тогда получается хороший симбиоз.

Есть ли у вас определённая модель взаимодействия с вашими подопечными?

С детьми надо всегда быть искренним. Когда они приходят ко мне, говорю: «Дети, вы только никогда меня не обманывайте». Потому что простить можно всё: ошибки, какие-то недоразумения, но только не ложь. И, конечно, самому быть предельно честными с детьми. Они же приходят к наставнику, по сути, к человеку, который транслирует всё. Меня всегда больше тянуло к людям высокого профессионального уровня. Они очень ценны тем, что не позволяют себе многого при детях, это идёт дальше в культуру, и вырастает уже сформировавшийся культурный гражданин, который не солжет, не предаст, всегда поможет, даже если не получит за это материальных благ.

Я считаю важными два критерия — абсолютное взаимопонимание и отсутствие оскорблений. На унижениях не построишь никаких отношений. Ну и не пытаться за их счёт какие-то свои неудавшиеся спортивные амбиции реализовать. В этом плане я счастливый человек. У меня открытых гештальтов не осталось.

Чем было обусловлено ваше решение в 2019 году получить диплом магистра ФФК, ведь на тот момент у вас уже был огромный опыт работы тренером? Какую роль в данной ситуации играет ваш диплом?

Решение получить диплом факультета физической культуры Томского государственного университета было обусловлено тем, что в нашу профессиональную деятельность включили условие, чтобы у тренера было педагогическое образование. Считаю, это правильно.

Я окончил Томский архитектурно-строительный университет, то было моё первое высшее образование. Рассматривал либо Омскую академию физической культуры, либо университет им. Лесгафта в Петербурге, но как-то не сложилось. Поэтому пошёл учиться рядышком, через две остановки, в архитектурный институт. Потом, будучи в лагере с детьми, увидел, что один преподаватель что-то пишет в тетрадке. Оказалось, готовится поступать в ФФК ТГУ. Он объяснил, что это университет, открывшийся пять лет назад. Пока был перерыв между сменами, я приехал туда, написал заявление в магистратуру, благополучно поступил. Мой диплом вёл Олег Иннокентьевич Загревский. Он учился в Лесгафте, профессор старой формации. Мы с ним как на эти два года встретились, так и провели их прям как один день. Мне очень всё нравилось, много нового узнал, особенно про возраст, который веду. И дипломный проект был по школьникам. Мы подробно всё прописали, по ГОСТу, как положено. Замечательное время, конечно. Думаю, что меня сама жизнь подтолкнула ко всему этому.

Семь лет вы курируете Всероссийский проект «Самбо в школу». Как к этому нововведению отнеслись ученики и их родители?

Проект «Самбо в школу» продукт очень серьёзный. Сейчас он немного дорабатывается. Я встретил с восторгом, потому что, как ранее говорил, ребятишкам нужна ступенька, чтобы зайти в спорт, и она была шикарной. С проектом у нас в Томской области открылась целая ветвь школ. Изначально было три основные мекки: Стрежевой (далеко), Северск (рядышком) и Томск. После распоряжения в 14 муниципалитетах появилось 26 ковров. Представляете, как это приумножилось? И мне надо было ездить с показательными выступлениями, трёхдневными сборами. Сейчас уже хотим сделать пятидневные, чтобы было больше время программу разбирать, показывать всё на ковре, рассказывать про правила, посещать отдалённые места.

Где-то департамент нам помогал с поездками, где-то мы с родителями ездили, поэтому зашло очень хорошо. Во-первых, и родители поняли, насколько это времяпрепровождение полезно для детей, и для детей самих важно получить этот опыт, потому что выступление на публике и выступления на соревнованиях в зале очень разнятся. Тем более о них начали писать на всяких сайтах, в районных газетах. Конечно, ребенку приятно.

Это очень позитивно сказывается. Один мой воспитанник, который ездил в первые разы, в Политехническом институте учится и продолжает заниматься самбо, другой заканчивает Омскую академию танковую, выполнил норматив мастера спорта по рукопашке, к. м. с. по самбо. То есть заходит ребяткам.

4 мая в Москве проходил всероссийский финал, в нём участвовали ребята 10-12 лет, а мы ещё хотим провести соревнования для ребят7-10 лет. Это именно в рамках проекта. Там у нас, получается, демо-самбо — это техника, эстафета и третий блок — это соревнования по упрощённым правилам (2 минутки, до 6 разница — явная победа). Мы уже как два года в таком формате крутим эти возраста, прям заходит. Тут и новые мысли появились. Я на совещании педагогам уже рассказывал, что в дальнейшем хотелось бы, чтобы дети демонстрировали технику страховки и технику борьбы перед тем, как заходить на ковёр, а не просто свисток раздался, он вышел и начинает что-то там пробовать.

Андрей, каким советом вы могли бы поделиться с начинающими самбистами?

Начинающим самбистам я всегда советую преодолевать трудности, которые встретятся на ковре, и, конечно же, верить в себя. Бывает, у меня ребёнок немного духом упал, и тогда я говорю: «Я разве говорил, что будет легко? Нет. Но трудность для того и даётся, чтобы мы её преодолели. Если мы будем сразу сдаваться, то дальше и шага не сделаем».

Добавить комментарий